Слово о вере истинной

Источник

Слово о вере истинной, сказанное Преосвященным Никанором, в селе Заостровье, Архангельского уезда, 20 Ноября 1894 года

Желанием вожделел быть с вами, братие, чтобы соутешиться с вами общею вашею молитвою, и преподать вам некоторое наставленье о познании веры истинной, имея в виду, что вас здесь часто смущают своими неправыми толками разные учители раскола.

Много неправого и злого говорят они о нашей истинной, единой святой, соборной и апостольской церкви, но из всех клевет их, особенно возмутительна та, что будто бы в нашей церкви владычествует антихрист, и что мы кланяемся антихристу.

Злее и более гнусной клеветы не можно и выдумать.

Нас почитающих Единого Истинного Бога, в Св. Троице поклоняемого, и славящих Небесного Отца Бога, Господа Спасителя Нашего Иисуса Христа и Духа Святого, и считающих антихриста страшным противником Господним, нас – христиан православных осмеливаются называть почитателями антихриста! Сносно ли это, стерпимо ли это? И однако мы терпим, ибо понимаем, что раскольники не ведят, что говорят! Только самые грубые обманщики, только самые ужасные клеветники могут говорить такую нелепую ложь, только простецы могут верить этим постыдным клеветникам.

Мы не только ничем не чтим антихриста, но готовы и отдать жизнь за Христа в борьбе против антихриста, ибо мы веруем, что никогда Церковь Божия на земле не упразднится, даже и тогда, когда придет антихрист, пред вторым пришествием Христа.

Божественный Основатель нашей веры Иисус Христос рек: „... созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее”. (Мф.16:18). И вот, в исполнение сего слова, Господня Церковь пребывает неодоленна от времен Христа и Апостолов доныне, и пребудет неодоленною до скончания мира сего. Главнейшими основаниями Церкви служат: истинная вера, святыя таинства и богоучрежденное священноначалие.

Все это у нас сохраняется непрерывно от самого Иисуса Христа и Его Св. Апостолов в совершенной неприкосновенности, целокупной полности и непререкаемой преемственности.

А у раскольников нет ничего этого и не было. Вот они от зависти и досады сплетают на нас возмутительные и очевидные клеветы.

Но Бог да простит им, ибо они не ведят, что говорят. Да и как им знать истину, когда у них не только нет руководительного, законопоставленного учительства, имеющего преемственно в тайне благодати священства и других таинств, но и достойно сведущих в законе Господнем людей. Известно, что для правильного уразумения Писаний, нужно знать тот язык, на котором первоначально написаны были эти Писания.

Так, древние пророческие Писания были написаны на языке еврейском, но кто из наших раскольников изучал язык еврейский, и даже кто из местных представителей раскола может объяснить хотя бы одно слово „осанна”, каждый раз поющееся за обедней. Апостольские Писания были писаны по-гречески, но кто из наших раскольников может объяснить хотя бы слова, так называемой Херувимской песни „доруносима”. Раскольники хвалятся, что у них древние славянские книги, но пусть кто-либо из них объяснит, что значат слова, поющиеся в Великом посте „непщевати вини о грехах”?

Если они, как невежды, не могут объяснить и отдельных речей, то как же они могут уразумевать общее соотношение всех изречений Св. Писания и весь целокупный смысл их, и особенно, глубины таинственных учений о Боге, Церкви Божией и ее таинствах. „О глубина богатства и премудрости Божия”, – восклицает премудрый богодухновенный писатель. И мы долго и много учившиеся, смиренно склоняемся пред множеством божественных тайн, как непостижимых. Такова напр., тайна времени второго пришествия Господня, и соединенного с ним пришествия антихриста, имеющего быть по действу диавола незадолго до второго пришествия Господня, о времени которого не знают даже Ангелы Божии (Мф.24:36). А наши раскольники непросвещенные, почти нигде не учившиеся осмеливаются об этом глубоко таинственном предмете говорить, как о доподлинно им известном, и решаются даже нагло утверждать, что антихрист пришел и господствует у нас. С большим правом могли бы мы сказать, что сатанинское озлобление и наглая ложь имеют господство над ними, и однако мы свидетельствуем, что и они веруют во Христа, но только вера их соединена с разными заблуждениями, что конечно и естественно при их невежестве, недостатке просвещенных руководителей и замкнутости в темных уголках нашей страны, куда с трудом может проникать истинный свет Христианского Просвещения, и где свободно рассеивают свои лжеучения злые лица, нигде не бывшие, дальше своих темных углов, и ничему не учившиеся, кроме того, что знали их полуграмотные лахотские да коротские уставщики и головщики. Да ведают они, что будет на страшном суде великое горе тому, чрез кого соблазн раскола проходит! Как ложь раскольническая имеет много разных толков, так напротив, истинная вера едина, как и говорится в Писании: „едина вера, едино крещение, един Бог и отец всех”. По единой вере одна и церковь, одни и таинства, а равно одно и священство во всей вселенской церкви. Посему, куда бы я напр., не пошел, везде меня принимают, как человека Православного и в сущем моем сане, что и засвидетельствовано было чрез мое живое общение с Восточными патриархами: Константинопольским (Дионисием), Иерусалимским (Никодимом), Александрийским (Софронием) и Антиохийским (Спиридоном). Кроме того новый Иерусалимский патриарх (Герасим) прислал мне великие знаки своего живого христианского общения со мною, и вверенною мне паствою области сей.

Таким образом, наше вероучение есть вселенское вероучение. Мы веруем в то, во что веровали везде, и всегда, все истинно православно верующие во Христа, и что неизменно и неповрежденно сохраняется в церкви доныне, и будет сохраняться до скончания мира, во исполнение Господня обетования: „созижду церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее.

Простецы раскольники говорят, что веру нашу повредил Никон патриарх. Но ведь Никон был русской патриарх, а веру нашу православную содержат и Греки, и Сирийцы, и Арабы, и Грузины, и Сербы, а их книг Никон не касался, да и в наших то книгах он исправлял не веру, а разные ошибки в отдельных буквах и речениях, нисколько не изменивших веру нашу. О правильности или неправильности его исправлений могут судить основательно, как мы говорили уже, только люди знакомые с древними языками еврейским и греческим, так как на этих языках впервые были написаны священные и богослужебные книги, а главное, вполне наученные книжному искусству грамматическому и логическому.

А так как наши раскольники не знают ни древних языков, не имеют ни грамматики, ни вообще научного образования, то им, как простецам, и не судить бы о сем трудном деле, превышающем их ученье, или уже поучиться бы сказанным языкам да правилами книжного составления, да тогда бы и судить о деле по мере силы своей науки.

Наука же исправления книжного великая и мудреная. И из ученых людей не все могут с уменьем вести дело это с успехом. Не мог напр., вести этого дела малообразованный протопоп Аввакум, почему патриарх Никон не допустил его до сего дела, а он, и подобные ему, и разнесли клеветы на Никона, что книги церковные испортил, да и веру будто изменил. И смутили они теми своими неправыми толками многих неведущих дела простецов, передавших потом свои заблуждения и детям, и внукам, от коих и пошли раскольнические заблуждения, все более и более умножившиеся после того, как не стало сказанных расколоучителей, и запрещенных беглых попов. Дело у Никона с его завистниками было, можно сказать, домашнее, почему никто из православных христиан не зовется никонианином, да многие совершенно и не знают Никона, особенно на Востоке, где не знают даже о нем и архиереи. Ибо трудно им помнить даже и своих патриархов, так как их было очень много в течении многих веков. Одно знают там, что на Руси никогда не прекращалась истинная вера в Иисуса Христа, а равно и преемство священноначалия, а также и вся полнота таинств. И потому всех русских принимают как своих единоверцев, и позволяют им принимать участие в таинствах, а священникам – и служить, так что мне сподобил Господь служить вместе с митр. Фаворским при самом Гробе Господнем, где служило и несколько греческих священников... А наши русские, так сказать плоть от плоти нашей, считают нас, о ужас, последователями антихриста! Какое злое заблуждение!

Православные Христиане, помолимся усердно. Да вразумит и направит Господь заблуждшихся и пребывающих во тьме и сени смертной наших раскольников, да придут они в соединение веры, да будем все мы едино и в едином стаде Единого Пастыря Христа. Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.


Источник: Слово о вере истинной, сказанное преосвященным Никанором, в селе Заостровье, Архангельского уезда, 20 ноября 1894 года // Архангельские епархиальные ведомости (Часть неофициальная). 1894. № 23. С. 675–680.

Комментарии для сайта Cackle