Беседа о Богоявлении Господнем

Источник

В нравственно тяжелом и вообще крайне бедственном и несчастном состоянии находилось грешное человечество до Христа Спасителя. Но, несмотря на все недостоинство людей, Бог не оставлял их Своим руководством, которое особенно ясно открывалось в послании пророков избранному в то время народу Божию – евреям, от которых и среди которых должен был произойти по плоти Спаситель наш Иисус Христос.

До грехопадения человек, как образ и подобие Божие, имел ум светлый, сердце чистое, волю правую и добрую; тело его было здоровое и крепкое, не подверженное болезням и невзгодам. Первые люди до падения находились в ближайшем общении со своим Творцом и, ясно созерцая Его величие и благость, благоговейно чтили Его, восхваляли и любили. Но как только Адам и Ева согрешили, так немедленно же вся природа человека извратилась; в нем возникли всякие страсти, помрачившие его ум и ожесточившие его сердце. Яд греха перешел от первых людей и к их потомкам. Всяк стал помышлять в своем сердце на злая прилежно во вся дни (Быт. 6:5), и чем далее, тем более и более. Ни всемирный потоп, ни страшные содомские и другие казни Божии не остановили все увеличивавшегося и увеличивавшегося развития греховности.

По словам апостола Павла, язычники, жившие до Христа, поклонялись многим богам и вообще были нечестивы, исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречия, клеветники, богоотступники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримирительны, немилостивы. Они знали праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делали, но и делающих одобряли (Рим. 1:29–32).

Не лучше их были и многие из евреев. Не удовлетворяясь ни законом Моисея, ни писаниями св. пророков, она обратились к бессмысленным преданиям старцев, с которыми вместо духа жизни вошла пустая обрядность и формальность. Не видя ничего отрадного в своей жизни, они готовы были с отчаянием на всякое зло.

Но лучшие люди из евреев питали твердую надежду на обещанного Спасителя, и эта надежда, воодушевлявшая их и передававшаяся чрез них другим, особенно чрез пророка Даниила, в котором многие мудрецы языческого мира видели мужа просвещенного божественным умом (Дан. 2:48; 4:5–6, 16; 5:11–12, 14), до самых крайних пределов мира, куда только заходили евреи по рассеянии, сохраняла мир и предуготовляла его к достойному сретению своего Искупителя от грехов и Спасителя.

Многие лучшие люди и из языческого мира были твердо убеждены в том, что должно явиться особенное божественное существо, которое должно дать миру новую лучшую жизнь, которая бы в корне преобразовала его. Это ожидание высказывали индейцы, персы и еще яснее греки и римляне, посвятившие храм сему Неведомому Богу (Деян. 17:23) и определившие место Его явления – на Сионе (Orac. Sibill. Ш, 590).

В еврейской же земле Он, ожидаемый Спаситель, был на устах всех: и отчаивающихся, и твердо надеющихся на Него (Мф. 22:42; Ин. 10:33; Лк. 22:70), для первых – как последняя опора их внутреннего тяжелого греховного состояния, не дававшего им покоя, а для вторых – как самая отраднейшая и славная надежда, могущая доставить славу Израилю, свет и спасение всему человечеству (Лк. 2:29–32).

Многие знали даже, что пред Спасителем должен прийти Его Предтеча, чтобы более приготовить людей к сретению Спасителя. Праведному Захарии открыто даже было, кто будет сей Предтеча Господень; но до времени на его уста положена была чудная печать молчания, и он остается нем. Прошло уже пять месяцев, а он все не может поведать тайны Божией. Но вот в бедной, ютящейся на склоне горы хижине старца плотника Иосифа в Назарете святая и чистейшая Дева, происшедшая из царственного рода, читает священную книгу пророка Исаии. Она только что поселилась здесь у своего ближайшего родственника, праведного обручника Иосифа, проведя свое детство под кровлею одного из многочисленных притворов храма, где, как чистые голубицы, многие девицы еврейские, посвященные Богу, воспитывались в законе Господнем и воле Его день и ночь. Наученная ведению и разумению тайн божественного откровения, св. Дева Мария читает самое близкое чистым и праведным девам место книги пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил (Ис. 7:14). Она уже знает, что Эммануил есть Бог, имеющий прийти для спасения людей, и притом скоро, скоро... Но кто будет эта величайшая и счастливейшая св. Дева Богоматерь?!– думает она.– Хотя бы быть у ней мне слугою,– говорит она во смиренном своем сердце. Но вот входит к ней Ангел (повествует Евангелие) и говорит: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его, и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал ей Ангел: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: Как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему. И отошел от нее Ангел (Лк. 1:28–38).

Св. Дева вскоре после сего с поспешностию пошла к родственнику своему Захарии и его жене Елизавете. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и она, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, что пришла Матерь Господа моего ко мне... И блаженна Уверовавшая; потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1:39–45).

Св. Дева Мария уверовала чистым сердцем своим и словам Архангела Гавриила, но сходство слов Елизаветы с его словами и дивное ее проведение еще более укрепили Ее веру в Свое великое назначение, и Она в восторге воскликнула: величит душа моя Господа; и возрадовася дух мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать меня все роды (Лк. 1:46–48).

Вскоре потом у Захарии родился сын, названный Иоанном, и отверзшиеся уста Захарии, исполнившиеся Св. Духа, возвестили, что рожденный от него предыдет пред лицом Господа приготовить пути Ему (Лк. 1:76).

В сем же Евангелии св. Луки далее благовествуется, что в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они была там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2:1–7).

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было (Лк. 2:8–20).

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом пред зачатием Его во чреве (Лк. 2:21).

У Матфея, другого евангелиста, повествуется, кроме сего, что когда оказалось, что св. Дева имеет во чреве от Духа Святого, то Иосиф, не будучи еще свыше научен о святости зачатия св. Девы, но будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену Твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их . А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка (Ис. 7:14), который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит (с еврейского) с нами Бог (Мф. 1:18–23).

Далее сей же евангелист передает, как приходили с востока путеводимые чудною звездою до Вифлеема волхвы, чтобы поклониться новорожденному Христу Спасителю и принести Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, и смирну – как человеку; как они, поклонившись Христу, не сказали о месте Его рождения Ироду, который потом избил всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже, думая в числе их убить и Христа, уже пребывавшего в это время с Иосифом и Материею своею в Египте, откуда потом они возвратились в Назарет. Да сбудется,– говорит Евангелист,– реченное чрез пророков, что Он Назареем наречется (Мф. 2:23). И жил Он здесь под именем сына Иосифа (Лк. 3:23)

Вот обстоятельства, которые сопутствовали рождению Иисуса Христа, жизни первых дней Его на земле и вообще прославлению схождения Бога на землю, или иначе Богоявления в мир для искупления и спасения нас, грешных.

О многих дивных и чудесных делах божественного величия, премудрости и силы мы слышали сейчас.

Необыкновенно чудно было многовековое приготовление людей к принятию Спасителя, законченное необычайным предсказанием о рождении Предтечи. Еще чудеснее было благовестие св. Деве Ангелом о рождении Ею без мужа от Духа Свята Христа нашего Спасителя. Затем рождение Иисуса Христа в Вифлееме, т. е. в отечественном городе царского рода Давидова, где должен был родиться обещанный Помазанник по пророчеству Михея (5:2), рождение в предуказанное пророками время; все те дивные и чудные знамения и явления, которыми открывалось и сопровождалось рождение Спасателя: славословие ангелов, поклонение пастырей и волхвов – все, все сие исполнено множества чудес и необычайных проявлений божественного могущества, правды и величия, которые составляют предмет нашего удивления, восторга и торжества, особенно же дивно чудесное рождение Христа Спасителя от Святой и Пренепорочной Девы без мужа!

Без сего таинственного воплощения не могло совершиться наше искупление. Как Сын Божий, как Искупитель грешного человечества, Иисус Христос необходимо должен был родиться сверхъестественно. Божественное Лице, очевидно, не могло родиться от людей, зараженных грехом и чуждым греха. Это было бы еще большим чудом, чем самое сверхъестественное рождение. Только рождаясь от жены, но сверхъестественным образом, по наитию Духа Святого, И. Христос мог быть истинным искупителем грешного человечества. Как рожденный от жены, Он умер за нас, но как рожденный сверхъестественно, как Сын Божий, Он победил смерть. Воистину велия благочестия тайна в том, что Бог явился во плоти (1Тим. 3:16).

Но чудом из чудес здесь должно назвать ту неизреченную божественную любовь Божию, ту величайшую милость Его и снисхождение к нам, которые явлены нам в ниспослании к нам, грешным, с небес Своего Единородного Сына. Казалось бы, что все более и более удалявшееся от Бога Отца человечество все менее и менее становилось достойным послания к нему даже пророков, а Он, милосердный наш Отец Небесный, любящий нас беспредельно, в сии-то последние времена и благоволил послать Своего Сына, чтобы по преизбыточеству греховности явить и преизобилующую благодать Свою, чтобы знали мы, что не своею силою, не по своим заслугам, а по Его неизреченной благости, любви и милости спасаемся мы.

Вот где, братие, существенное великое дело, святая тайна Боговоплощения, вот где велия благочестия тайна (1Тим. 3:16), в глубину которой стремились приникнуть Ангелы(1Пет. 1:2), и, провидя осуществление коей, они благолепно восклицали: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человеках благоволение!

Войдемте ближе, вникните в понимание сей великой тайны.

Рожденные во грехе, сами впадая в неисчисленное множество грехов, люди все уклонились от Бога и должны были за свои грехи подпасть проклятию и смерти вечной в безднах ада. Ничто они не могли дать в замену душ своих, и никто не мог избавить их ни от греха, ни от всех печальных и ужасных последствий его, никто из людей, так как все произошли от Адама, никто из ангелов, ни даже все они, так как, хотя они и близки нам, но все же их природа иная, нежели наша духовно-телесная, видимая. Оставалось одно из двух: или погибать людям всем на веки вечные, или Сам Бог должен был сделаться человеком и в Своем существе явить нам образ нового Адама, в котором бы мы также обновились и освятились, как в первом подверглись греху, тлению и смерти вечной! Но как Бог Чистейший и Святейший мог явиться к нам, а главное, чем мы заслужили Его пришествие к нам?! Ничем, ничем мы, христиане, не заслужили пришествия Его; мы, напротив, удалялись от Него все более и далее; и несмотря на все это, Он явился к нам!

Вот в сем-то и заключается величайшая нравственная тайна, возвышеннейшее чудо из чудес – явление Единородного Сына Божия на землю в плоти человеческой, или иначе воплощение и вочеловечение Бога Слова, или Богоявление.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог,– говорит св. евангелист Иоанн.– И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин.1:1–17).

Почему же именно оказана была такая милость Божественная нам, если мы не были достойны и сотой или даже тысячной доли ее? Потому, братие христиане, что Бог так возлюбил мир, что и Единородного Своего Сына не пощадил, чтобы чрез Него спасти нас.

Итак, вот где и вот в чем корень, основа божественного воплощения и вочеловечения Сына Божия – в любви и милости Господней! К любви же и милости направлялась и в раскрытии их проявлялась и вся жизнь воплотившегося нас ради человек и пострадавшего нашего ради примирения с Богом и вечного спасения Господа нашего Иисуса Христа.

Любовь же и милость пришествием на землю Сына Божия и всем нам впутается друг ко другу и всем людям вообще, да исчезнут по всей земле раздоры, несогласия, вражды, да царствуют мир, радость и веселие вечное, да ведают язы́цы, не покоряющиеся Господу, яко с нами Бог, и да воспоют все от всего сердца, подобно Ангелам: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Отходя из сего мира, Иисус Христос часто говорил Своим ученикам: новую заповедь даю вам: да любите друг друга... о сем познают яко ученицы Мои есте, аще имате любовь между собою .

Явление Христа Спасителя на землю в такой мере было необходимо, что без него человечество должно было бы погибнуть навеки. Само человечество не могло ни создать (идеала) образца вполне истинной нравственности, ни тем более воплотить его в жизни. Отсюда понятно, почему и по ходу исторической нравственной жизни необходимо было явиться на землю Спасителю – Богу. И, по бесконечному милосердию Своему явился Он – первоисточник, первооснова доброй, нравственной жизни, от Которого она произошла и которым одним она могла и может оживотворяться вполне.

Первое действие оживотворения человеческой нравственной жизни началось Боговоплощением. Бесконечный, вполне Святой и Всемогущий принял наше тело со всеми его свойствами, особенностями, кроме греха. Божество, таким образом, существенно соединилось с человечеством, и человечество в Лице Иисуса Христа соединилось с Божеством. Духовно-нравственная связь между Богом и человеком, некогда порванная, теперь восстановилась самым близким, самым существенным образом. Самое Божественное Начало нравственной жизни вошло в человечество, которое получило в Нем неиссякаемый источник нравственной жизни.

Если капля небесной росы производит благотворное влияние на увядающий цветок, если капли дождя, упавшие на засыхающую ниву возрождают ее, то море жизни Божией, влившееся в человечество чрез Богочеловека Христа, тем неизмеримо более должно было оживить и одухотворить изнывавшее и умиравшее греховно человечество, в котором от Адама шла мутным потоком вся нравственная жизнь его.

За первым действием нравственно благотворного влияния Иисуса Христа на людей начали совершаться потом другие, проявлявшиеся сначала в кругу Его родных и близких, а затем с выступлением Его на общественное служение в среде 12-ти и 70-ти Его учеников и апостолов, которые постепенно все более и более входили в дух Его божественной жизни.

Далее действие Христово простиралось на несколько сот уверовавших в Него, соединившихся с Ним духовно и среди бесчисленного множества народа, который не мог не видеть Его нравственно-божественной силы, разнообразно проявлявшейся в Его учении, делах и чудесах, совершавшихся в течение трех лет с половиною.

В крестной смерти Богочеловека Христа Спасителя нашего явлено было третье действие нравственного оживотворения и спасения человечества, подверженного греху, проклятию и смерти.

Иисус Христос взял на себя ответственность за грехи всех людей и для удовлетворения правде Божией подвергся за них самому мучительному и поносному в то время наказанию – смертному. Таким образом, чрез страдания Христовы сняты с человечества все грехи, вся ответственность за них, так что от вечной смерти люди возведены к истинной и вечной жизни. Все эти блага новой нравственной жизни даны Иисусом Христом для всех, но они никому не сообщаются насильно. Ими может пользоваться всякий, кто пожелает быть в духовно-нравственном общении с Иисусом Христом, т.е. кто пожелает признать Его тем, чем Он был, и станет жить так, как Он жил и учил жить и пользоваться всеми теми нравственно возрождающими и усовершающими средствами, какие Он Сам даровал и ниспослал чрез Св. Духа, дары Которого сначала излились на Христовых учеников, а чрез них и на их преемников, церковных пастырей, изобильно преподающих оные всем христианам.

Пользование людьми благодатными средствами к нравственно доброй жизни и спасению, сообщающимися в святых Таинствах, преподаваемых в Церкви, полное пребывание в единстве веры и общения духа с Церковью составляет предпоследнее действие новой жизни, принесенной в мир Христом Спасителем.

Наконец, воскресение из мертвых и вход в благодатное Царство славы Божией будет последним действием нашего Ходатая и Спасителя Христа.

Тогда верующие в него достигнут меры возраста и исполнения Христова, так что, как мы некогда облеклись во образ перстного своего родоначальника Адама, так облечемся и во образ небесного новоначальника жизни Христа; и будет тогда Бог всяческая во всех (1Кор. 15:28; Еф. 1:23).

Итак, вот сколь великие и отраднейшие последствия имело Богоявление Христово на землю, ради нас грешных совершившееся! Как же было не ликовать Ангелам при рождении Христове и не петь: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение?!

По всей справедливости и мы ликуем во дни праздника Рождества Христова, восклицая вместе со всею православною Церковию: Христос рождается, славите; Христос на земле, возноситеся, пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие, яко прославися! И древние христиане радостно торжествовали явление Христа на землю. Итак как торжество это продолжалось несколько дней, то все эти дни почитались святыми (святками), так что праздником Богоявления Господня назывался и начальный праздник сих дней (день Рождества Христова) и последний – день Крещения Господня, за которым с течением времени и осталось преимущественное название его Богоявлением, так как в день Крещении Господня явился ясно показанным не только Иисус Христос Сын Божий, но и Дух Божий, носившийся над Ним в виде голубя, и Сам Бог Отец, глаголавший чрез отверстые небеса: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Нем все Мое благоволение, т. е. чрез которого откроется все, что благоугодно было по бесконечной любви совершить для спасения мира.


Источник: Беседа о Богоявлении Господнем / [Соч.] Преосв. Никанора, еп. Смоленского. - Москва : Унив. тип., 1897. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle