ГЛАВА XII. О СПОСОБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ483
Итак, что касается способности представления, то мы по возможности кратко и достаточно выяснили ее значение, органы, виды484, их сходство и различие. Мыслительной же способности свойственны – вообще – суждения, убеждения485, уклонения (от деятельности486 и стремления487), в частности – познание действительности488, добродетели, науки и основания искусств, способность обсуждения и свободного выбора. Эта же способность (т. е. διανοητικόν) посредством сновидений, предсказывает нам будущее489; ее одну только пифагорейцы, следуя евреям, называют истинным источником прорицания490. Органом ее служит средний желудочек головного мозга и находящаяся в нем «психическая пневма»491.
* * *
Общее заглавие: «Περί τού διανοητικού». – De cogitatione. В изд. Con. начин. 6-я гл. 4-й книги: «De viribus interioribus, imaginativa, cogitativa et memorativa».
Буквально – части, τα μόρια.
Συγκατάθεσις – термин стоический.
Τής πράξεως добавлено у св. Дамаскина, который целиком заимствует эту главу у Немесия (см. Damasceni Orthodoxae fidei accurata explicatio, по изд. Basileae, 1548, cap. 19, p. 136). У него же к άποφυγαί прибавлено еще синонимическое понятие αί άφορμοί (как противоположность к ορμή). Aποφυγαί Damanski переводит словом Widerstreben, что значит собственно противодействие (S. 81).
Т.е., к деятельности; у Дамаскина прибавлено ιτρός τήν πραξιν (ibid.).
Буквально, «понятия о существующем»; у Дамаскина вм. τών όντων стоит των νοντών (умопостигаемое). Все эти функции мыслительной способности Немесий определяет не без влияния стоиков; по замечанию Phitarch'a (Op. cit. IV, 21), «стоики самой высшей частью души считают ήγεμονικόν и приписывают ей τάς φαντασιας καί συγκαταθέσεις και αισθήσεις καί ορμάς И называют ее λογισμόν».
Ср. Григория Нисского «Об устроении человека», гл. 13. Здесь св. Григорий проводит различие между естественными сновидениями как неточными «пророчествами ума», иногда предугадывающими будущее, и сверхъестественными пророческими сновидениями.
У пер.: прорицалищем – ред.
По Григорию Нисскому мыслительная сила (ум) не ограничивается какой-либо частью тела, но соприсуща всему телу, однако так, что не объемлется ни одной его частью (ibid., главы 12, 14 и 15).