ГЛАВА XI. ОБ ОБОНЯНИИ473
Обоняние происходит через посредство ноздрей474, а совершается в оконечностях передних желудочков головного мозга. Эти желудочки, будучи по природе паровидными, легко воспринимают испарения475. Ведь и выше было сказано, что каждый орган чувств воспринимает свойственные ему объекты в силу некоторого сходства и сродства с ними476. Однако, в обонянии не бывает так, как в других органах чувств, что головной мозг посылает от себя чувствительный нерв, но сам мозг своими оконечностями исполняет роль нервов и воспринимает впечатления запахов477. Родовое различие испарений (запахов) есть благоухание, зловоние и (нечто) среднее между ними – ни благовонное, ни зловонное478. Благоухание происходит тогда, когда влага, находящаяся479 в телах, распределена (смешана) хорошо480 – если же посредственно, то получается средний запах481 – а более плохое распределение или же совершенное отсутствие его производит зловоние482.
* * *
В D.1 в начале (как и в предыдущей главе) дается дополнительное определение обоняния как чувства, действующего при посредстве особой «пневмы», находящейся в ноздрях.
Con. добавляет: «transmittentes ad .cerebrum evaporationes», т. е. «отсылающих пары к головному мозгу». Это прибавление читается в соответствующем месте у Дамаскина, который буквально заимствует у Немесия почти всю настоящую главу (ibidem «стр. 89–90 по рус. пер.).
акое объяснение физиологического процесса обоняния заимствовано Немесием буквально у Галена из De Hippocrat. et Platonis decretis, VII, 5, 628 (см. Domanski, S. 113).
Ср. современную теорию «специфической энергии чувств». См. выше – в главе VI, стр. 76–77 по Ant. изд.
Буквально: «принимает передачу паров» (τήν τών ατμών άνάδοσιν). У Немесия понятия пара и запаха передаются одним словом – ατμός (пар), потому что, как поясняет Гален, «сущность (субстанция) запахов составляет пар». Galen, De Hippocrat. et Platon. decretis, VII, 6: άτμός γαρ ή όδμών ουσία.
Подобным образом различаются виды запахов у Аристотеля De artima, II, 9, особенно § 4 и у Платона «Тимей» 67 А.
У пер.: влаги, находящиеся – ред.
Буквально: «совершенно сварены» (άκριβώς ττεφθεντων).
Буквально: «среднее состояние», т. е. обонятельное ощущение безразличного тона.
На этом Немесий оканчивает рассмотрение ощущений отдельных органов чувств. В духе Немесия рассуждает о функциях внешних органов чувств и о специальных объектах каждого чувства Ioan. Philopon в De opificio mundi, pag. 227, 5 sqq. Св. Григорий Нисский об отдельных ощущениях внешних чувств как об элементах, из которых слагается умственная деятельность, рассуждает в сочинении «Об устроении человека», гл. 10-я и др.