§ 164. Пр. Орсисий Тавеннисиотский. Пр. Авва Исаия.
Одним из самых ревностных учеников прп. Пахомия был прп. Орсисий. Еще в молодых летах он успел столько приобрести духовной опытности, что прп. Пахомий поручил ему заведывание Хеновосскою киновией867. Раз великий авва, разговаривав с учениками своими, сказал об Орсисии: «говорю вам, что Орсисий сияет в доме Божием, как светильник золотой»868. Не иначе отзывался о нем и Великий Антоний: он говорил, что Орсисий – «Израиль, видящий Господа»869. Когда почил прп. Пахомий († 349 г.): Орсисий, против воли, избран был в начальника тавеннисиотских иноков870. Так как число братии постепенно возрастало здесь: то Орсисий избрал прп. Феодора в помощника себе; спустя некоторое время он совсем передал ему управление тавеннисиотами, а сам удалился в киновию Хеновосскую871. По смерти Феодора в 365 г. святитель Афанасий писал к Орсисию и братии: «Не плачьте, возлюбленные братья, о Феодоре: он не умер, а спит. Пусть никто не плачет, а каждый подражает ему. Не следует плакать о том, кто перешел на место беспечальное... Тебе же, возлюбленный и дорогой Орсисий, пишу: так как он уснул, прими на себя все попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба как один»872. Блж. Орсисий исполнил волю великого святителя, принял на себя управление многолюдною Тавеннисиотскою киновией. «Не малое время», оставался он после того вождем тавеннисиотских подвижников, и почил в глубокой старости не прежде 376 г.873.
Авва Орсисий, при высоком благочестии, обогащен был обширным и глубоким знанием Священного Писания и владел даром слова: «Сила слова его, говорит современник его, казалось, росла в нем на утешение братий»874. Геннадий пишет: «Орсисий, муж вполне знакомый с Свящ. Писанием, написал книгу, приправленную духовною солью; иначе сказать: почти весь Ветхий и Новый Завет изъяснен в, ней краткими размышлениями, для нужд иноческих. Он оставил ее отцам вместо завещания пред своею смертию»875. Книга написана была прп. Орсисием на египетском языке, как и наставления Аввы Пахомия: но она скоро переведена была на греческий язык, а блж. Иероним перевел ее на латинский язык876. В книге прп. Орсисия – два сочинения: наставление о жизни иноческой, довольно пространное и наставление о 6 благих помышлениях, очень краткое877.
В наставлении своем блж. Авва, убеждая жить по заповедям Божиим, сперва предлагает увещания начальникам общежитий и старцам келий: «не преставай, говорит, увещевать каждую душу, вверенную тебе, учи святой жизни, будь сам примером добрых дел, сильно берегись одного любить, а другого ненавидеть, ко всем будь одинаков, чтобы не возненавидел Бог того, кого ты любишь...» Младших убеждает повиноваться старшим. Обращаясь ко всем, пишет: «надобно наблюдать, чтобы не сказал кто, обманутый глупою мыслию: когда умру, что оставлю братиям в дар! Глупейший! где тебе это предписано? Не все ли святые, служа Богу, отреклись от всякого имущества временного? Не принесли ли, по деяниям апостольским, все, что имели, к ногам апостолов?» Св. Авва редко говорит своими словами, но самою большею частью повторяет слова Свящ. Писания.
На юг от Нитрийской пустыни была пустыня Скитская; по сыпучим пескам ходили к ней только по указанию звезд. Здесь проводил отшельническую жизнь Авва Исаия; это было в тоже время, как жил прп. Орсисий, при жизни великого святителя Александрийской Церкви Афанасия: так пишет о нем блж. епископ Аммон, в письме к Феофану Александрийскому878. О нем с уважением говорили Руфин879 и Палладий880, и несколько изречений его записано между достопамятными изречениями отцов. Здесь Авва Исаия говорит: «ничего нет полезнее для новаго монаха, как поношение: что дерево поливаемое, то и новый монах, которого поносят и который переносит поношение»881.
Иоанн, Антиохийский патриарх, перечисляя душеспасительные книги, написанные святыми старцами скитскими, поставляет между ними книгу «святого Исаии»882.
Ныне известны следующие писания св. Аввы Исаии: а) 29 слов в латинском переводе XVI века, греческий текст их еще не издан; изданные же на греческом 19 глав составляют извлечение из слов Аввы Исаии883; б) 68 правил для новоначальных иноков884, в) Воскресное чтение передает в русском переводе Аввы Исаии к блажен. Феодоре – изречения святых жен885.
Содержание слов следующее: 1) Заповеди для братьев, живших с ним; 2) об уме естественном. 3) Наставление юным братиям; 4) как поступать во время пути? 5) Что должно наблюдать тем, которые хотят жить вместе в мире? 6) Те, которые хотят быть в покое, не должны быть любопытны и не должны, оставляя память о грехах своих, проводить время в бесполезных занятиях. 7) О добродетелях. 8) Изречения Аввы Исаии. 9) К отрекшимся от мира. 10) К ним же. 11) О зерне горчичном. 12) О вине. 13) К стремящимся к совершенству. 14) Плачь. 15) Об отречении от мира. 16) О том же. 17) О радости души, служащей Богу. 18) О забвении обид. 19) О болезнях души. 20) О смирении. 21) О покаянии. 22) О делах нового человека. 23) О совершенстве. 24) О покое. 25) К ученику своему Авве Петру. 26) Изречения Аввы Исаии, замеченные аввою Петром. 27) На слова: внемли себе. 28) О ветвях греха. 29 Плачь.
* * *
Жизнь св. Орсисия, описанная современником, іn Actis SS. Maii. Т. III. § 76. Об Орсисии, как современнике прп. Пахомия, упоминает и Созомен. 3, 14.
Там же § 76.
Там же § 77.
Там же § 75.
Там же § 83.
Св. Афанасия Oper. 1, 868.
Жизнь Орсисия § 95. Память св. Орсисия, вместе с прочими египетскими пустынниками, чтится в субботу сырной велели; только в слав. триоди назван он по ошибке «Порсисий Великий», тогда как стоить в ряду имен, начинающихся с буквы О. (Триодь л. 66). Особо чтится память его 15 июля.
Жизнь Орсисия § 78.
Gennad. De vir. illustr. § 9.
Praefatio ad libr. S. Pachomii.
То и другое изд. Мином in Patrolog. T. 40, 869–895. Правило на лат. яз. in Benedicti aniansis codice regularum (Patrolog. lat. T. 103).
Acta SS. Т. 3 Maii р. 357. gr. in fine р. 71.
Rufin іn Vit. Patr. lib. 2. с. 10.
Hist. Lavsaica с. 55.
Достопам. сказ. о подвижн. стр. 81. Apophthegmata Patr. in tom. 65 Patr. c. 131.
Память св. Исаии в субботу сырной недели и в триоди он назван: «Исаия Великий».
То и другое изд. in Patrolog. graec. Т. 40. р. 1105–1211, 19 глав перев. в Хр. Чт. 1832 г.
Изд. in Patr. lat. Т. 103. р. 427–434.
Воскрес. Чтен. 1856–1858 г.