Источник

52. Отличительные черты каждой недели святой

Четыредесятницы

Каждая неделя святой Четыредесятницы имеет свои отличительные особенности. Первая неделя имеет три особенности: 1) в первые четыре дня на повечерии читается священником посреди храма канон, составленный и написанный Св. Андреем, архиепископом критским. В этом каноне воспоминаются для нашего подражания праведные люди из Ветхого и Нового Завета. Но вместе с ними указываются и люди грешные, жизни которых мы должны избегать. После каждого тропаря канона на клиросе поют припев: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Это чтение называется «мефимоны», что значит «припевы». 2) В пятницу во время совершения Преждеосвященной литургии после заамвонной молитвы совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону. Святый великомученик Феодор Тирон спас православных от вкушения оскверненной пищи. Греческий Император Юлиан в 362 году хотел насмеяться над христианами и приказал на первой неделе Великого поста окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы на базаре в городе Антиохии. Св. Великомученик Феодор явился в сновидении Антиохийскому архиерею, предупредил его об этом и приказал ему удержать христиан от покупки в этот день на базаре оскверненной пищи. В пищу же повелел употреблять разваренные зерна пшеницы, смешанные с медом, т.е. коливо. В этот день в храме благословляется для пищи коливо. 3) В воскресение первой недели Великого поста в соборах после литургии совершается торжество православия. Оно состоит в том, что протодиакон возглашает «анафему» т.е. отлучение от православной церкви всем врагам православия. Защитникам же православия живым «многая лета», а умершим «вечная память». Этот день называется «неделею православия». На второй неделе, в воскресенье, совершается память защитника православия Святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, жившего в 14 веке. В третье воскресенье Великого поста на утрени, после великого славословия, совершается вынос на средину храма Животворящего Креста. После выноса совершается поклонение и целование Святого Креста. Эта неделя называется Крестопоклонною. Крест выносится для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа укрепить нас к продолжению подвига поста. В пятницу четвертой недели по окончании часов крест уносят в алтарь. В четверг пятой недели Великого поста воспоминается жизнь святой преподобной Марии Египетской, которая сначала была великой грешницею, потом сделалась величайшею подвижницею, проведшей 47 лет в дикой пустыне. В этот день на утрени прочитывается весь канон святого Андрея Критского и преподобной Марии Египетской. Это чтение бывает в конце поста для того, чтобы расположить грешников к покаянию и очищению грехов. В субботу пятой недели Великого поста на утрени совершается хвалебное пение в честь Божией Матери и чтение ей «акафиста». Слово акафист, значит «не сидален». Чтение в этот день акафиста было установлено в Греции в седьмом веке в память избавления Константинополя от нашествия врагов. На шестой неделе в субботу воспоминается воскрешение Лазаря, а в воскресеньевход Господа в Иерусалим.

Для беседы с. учащимися: Какие особенности имеет первая неделя Великого поста? Чем известен св. Феодор Тирон? В чем состоит торжество православия? Как называется третья неделя Великого поста? Что воспоминается в четверг пятой недели? Где и когда установлено чтение акафиста Божией Матери в субботу пятой недели? Что воспоминается в субботу и в воскресенье шестой недели?


Источник: Богослужение Православной Христианской Церкви : Курс гимназий, реальных училищ и других средних учебных заведений / Прот. Михаил Соколов. – 3-е изд. - Москва : Изд. «Сотрудник школ» А.К. Залесской, 1917. – VIII, 150 с.

Комментарии для сайта Cackle