О церковном богослужении

Источник

Содержание

О церковном богослужении Где можно молиться? Особенное место молитвы – храм Происхождение храма Святыня христианского храма Внешнее устройство храма Главные части храма Средняя часть храма, или собственно храм Алтарь Объяснение литургии и предшествующих ей церковных служб Значение слова «литургия». Понятие о ней. Значение её среди других церковных служб Сколько всех церковных служб, и как они соединяются? Главная мысль вечернего и утреннего богослужения Всенощное бдение Главные части всенощной Богослужение часов Части Литургии Проскомидия Литургия оглашенных Литургия верных Окончание литургии Важнейшие действия при совершении таинств Крещение Миропомазание Покаяние Священство Брак Елеосвящение  

 

О церковном богослужении

Где можно молиться?

– Можно молиться везде: и дома, и в поле, на всяком месте, потому что Бог есть Дух и везде присутствует. Священная история представляет такой пример молитвы: Бог послал пророка Иону в город Ниневию возвестить жителям гнев Божий за их беззаконие; а он не исполнил Божьего повеления, отправился в противоположную сторону и за то едва не погиб. Когда он плыл на корабле, то поднялась сильная буря и ежеминутно грозила потопить его. Жребий, брошенный между плывшими, указал, что Иона находится под гневом Божиим; его бросили в море, и там поглотил его большой морской зверь – кит. Господь чудесно сохранил жизнь Ионы внутри этого зверя, и вот оттуда-то, из чрева кита, Иона воззвал к Богу о помощи и спасении, и Господь услышал его и спас. Так, нет места, где бы Бога нас не видел и не слышал, и где бы нельзя было Ему молиться. Но есть и особенные, нарочно устроенные для молитвы места: это храмы Божии.

Особенное место молитвы – храм

– Когда человек был чист своею душою, близок к Богу, тогда не было нужды в храмах: так в раю не было храма. По падении, мы отдалились от Господа Бога и стали склонны к рассеянию и суете мирской. Поэтому и стали чувствовать потребность в устроении храма; переходя за порог его, мы должны оставить все земные попечения и стать пред лицом Самого Всесвятого и Всеведущего Бога. Сам Господь сказал о храме: будут очи Мои и сердце Мое, там во все дни (3Цар.9:3).

Происхождение храма

– Первый храм истинному Богу был сооружён пророком Моисеем. В это время евреи странствовали по аравийской пустыне. Посему и храм сооружён был такой, что можно было разбирать его и переносить с места на место. Он известен под именем скинии, что значит палатка. Такую же точно скинию соорудил впоследствии царь и пророк Давид. Сын и преемник Давида, царь Соломон, соорудил уже не переносную скинию, а храм для постоянного в одном месте служения Богу. Местом для храма указана Самим Богом гора Мориат, на которой, по преданию, Авраам решился принести в жертву сына своего Исаака. За беззакония евреев Господь допустил царю вавилонскому Навуходоносору разрушить и сжечь этот храм. Впоследствии евреи на том же самом месте соорудили второй храм Господу Богу. Этот храм, хотя и не был так украшен, как Соломонов, но сделался славнее его, потому что в нём много раз был, молился, учил и творил чудеса Господь Иисус Христос. Но и этот храм, по той же причине, т. е. за неверие и беззакония Евреев, согласно предречению Господа Спасителя, был разрушен Римлянами так, что не осталось в нём камня на камне.

Святые апостолы и первые христиане из Иудеев приходили для молитвы и общественного богослужения в храм Иерусалимский, пока он не был разрушен. Но и во время существования его собирались вместе в каком-либо доме и, по заповеди Господа, совершали божественную литургию. Эти места собраний, в отличие от храма иерусалимского и языческих капищ, назывались церквями. Церковь собственно есть общество верующих; но это же название и поныне принадлежит местам, где собираются верующие для молитвы. В первое же время церкви ещё нужнее было отличие этого места от других мест подобных собраний: там храм для Иудеев и капище для язычников, а здесь церковь, куда собираются только верующие христиане.

Более трёх веков церковь христианская находилась в гонении сперва от неверующих Иудеев, а потом от язычников. Поэтому христиане не могли строить храмов для открытого богослужения, а продолжали собираться по домам, где в одной из горниц, особенно для сего отделённой и освящённой, совершали божественную литургию и другие церковные службы. Когда частные дома не могли вмещать молящихся, то избирали для сего какое-либо уединённое место в катакомбах (подземные рытвины) или криптах (горные пещеры). Иногда собирались на корабле и, отъехав на некоторое расстояние от берега, совершали там богослужение посреди открытого моря. Один раз совершена была Литургия в самой страшной из римских темниц на антиминсе (плат, освящённый архиереем), который распростёрт был на груди окованного по рукам и ногам пресвитера (впоследствии священномученика) Лукиана. В начале IV века римский император Константин Великий даровал церкви мир, и с этого времени христиане стали воздвигать великолепные храмы (храмы Св. Софии в Константинополе, Воскресения Христова в Иерусалиме, Рождества Христова в Вифлееме и др.).

Святыня христианского храма

– Главное отличие храма от обыкновенных домов составляет святыня его: он освящается архиереем, или, по особому от него поручению, священниками. При освящении храма вносят в него святые мощи угодников Божиих, и самые стены храма помазуются святым миром. В нём совершается священнодействие богослужения и приносятся бескровные жертва Тела и Крови Господних, и Святые Дары постоянно хранятся на престоле.

Внешнее устройство храма

– И по внешнему виду храм большею частью отличается от обыкновенных жилищ человеческих: он обыкновенно устрояется в виде или креста, или корабля, или звезды, или круга, а иногда во внешнем устройстве храма можно видеть подобие и того, и другого, и третьего. Крестообразное устройство храма означает, что он посвящён Господу, Который ради нас распят на кресте. Вид корабля в храме напоминает нам о том, что только в церкви мы можем спастись: как через море можно переплыть на корабле, так и среди житейских бурь и соблазнов мы только в церкви можем найти покой и спасение и достигнуть пристани в будущей блаженной жизни. Кругообразное устройство храма означает то, что церковь, по обещанию Спасителя, пребудет на земле до скончания века, и тогда не окончит своего существования, а только преобразится из земной, воинствующей церкви в церковь небесную, торжествующую. Устроение храма в виде восьмиугольника, на подобие звезды, означает, что только учение Христово, проповедуемое в церкви, может указать нам путь к царству небесному. Над срединой храма возвышается купол, наподобие неба, куда мы должны стремиться своими мыслями и желаниями. Наверху храма устрояется глава. Она напоминает нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Иногда устрояется пять глав. Первая означает Господа Иисуса Христа, последние – четырёх евангелистов. Крест на вершине храма означает, что мы спасаемся крестными страданиями Господа Иисуса Христа.

Главные части храма

– Храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. В притворе прежде стояли оглашенные, т. е. те, которые были наставляемы в истинах христианской веры и приготовлялись к принятию св. Крещения. В настоящее время дети вскоре после рождения от христианских родителей сподобляются св. Крещения и поступают в число верных. Поэтому притвор или остаётся пустым во время богослужения, или служит пристанищем для бедных, которые просят милостыни у входящих в храм, или выходящих из него. В прежнее время здесь вместе с оглашенными стояли также кающиеся, которые за свои тяжкие грехи на известное время были отлучаемы от общения с верными; стоя в притворе, они со слезами просили входящих в церковь помолиться о них Господу

Средняя часть храма, или собственно храм

– Средняя часть занимает наибольшую часть храма. Здесь стоят верующие. Издавна ведётся обычай, чтобы мужчины становились на правой стороне храма, а женщины на левой: в древности эти две стороны даже разделялись перегородкою. При служении архиерея посередине храма становится кафедра, на которой он облачается и стоит в начале литургии. Пред алтарём делается возвышение на две и на три ступени, а иногда и более. Это место называется «солеей». Слово «солея» значит «возвышение». Солея в середине своей полукругом выдвигается внутрь храма и образует особенное возвышенное место, называемое «амвоном»: здесь священник говорит народу поучения, диакон читает святое Евангелие и говорить ектеньи, а псаломщик читает Апостол.

По сторонам солеи устрояются места для певцов и чтецов: эти места называются «клиросами», потому что здесь становятся члены клира, или причта церковного. Слово «клир» или «клирос» по-русски значит «жребий» или «доля». Название это означает, что жребий духовных лиц служить Богу, и напоминает о древнем обычае избирать лиц,одобренных для сего служения, по жребию.

Подле клиросов стоят хоругви, или священные изображения, сделанные в виде знамён.

Храм отделяется от алтаря сплошной стеной, которая называется иконостасом, потому что здесь поставляются святые иконы. В иконостасе три двери: из них средние створчатые называются Царскими, потому что чрез них проносятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, – и таким образом Сам Господь, Царь славы, чрез них проходит. На царских дверях ставятся иконы Благовещения Божией Матери и четырёх евангелистов. Боковые двери в иконостасе называются Северными и Южными. На них изображаются святые или ангелы, или архидиаконы (Стефан, Филипп и др.), или пророки (в особенности Моисей и Аарон). По правую сторону царских врат находится местная икона (т. е. имеющая своё определённое место) или Пресвятой Троицы, или же одного Господа нашего Иисуса Христа; по левую местная же икона пресв. Богородицы. За первою из сих икон ставится изображение того священного события, или икона того святого Угодника, памяти которых посвящён храм. В больших иконостасах иконы возвышаются одна над другою в известном порядке: над местными иконами ставятся иконы главных праздников; далее иконы апостолов и пророков. На самом верху иконостаса, большею частью, возвышается крест с изображением распятого Господа и пред ним ставятся изображения предстоявших Господу, распятому на кресте, Божией Матери и ев. апостола Иоанна Богослова.

Алтарь

– Алтарь занимает самую главную часть храма. Слово это значит: высокий жертвенник. В середине алтаря находится украшенный богатою одеждою престол. Здесь приносится великая и святая жертва Богу и совершается таинство святого Причащения. На престоле полагаются св. крест и Евангелие, потому что на кресте Господь совершил наше спасение, а Евангелие возвещает нам путь к спасению.

Необходимую принадлежность престола составляет антиминс. Это – льняной или шёлковый плат с изображением положения Господа во гроб; в антиминс влагается частица св. мощей. Самое слово «антиминс» значит «вместо престола». В первое время церкви, когда были гонения на христиан, нельзя было устроять постоянных храмов, и литургию совершали, как выше было об этом сказано, в катакомбах и других потаённых местах. Тогда на избранных местах, большею частью, на гробах мучеников, расстилали антиминс и на нём совершали священнодействие литургии. Антиминс освящается самим архиереем и есть постоянный знак того, что священнодействие в храме совершается по его дозволению и благословению.

На престоле всегда хранятся св. Дары в особо устроенном серебряном сосуде, в роли ковчега, который называется дарохранительницей, а тот ковчег, в котором носятся запасные Дары для приобщения больных, называется дароносицей.

На северной стороне алтаря устрояется жертвенник; здесь приготовляются хлеб и вино для совершения таинства Причащения.

Прямо за престолом у восточной стены алтаря, находится горнее (т. е. высокое) место для архиерея, а по обеим сторонам его места для священников. В тех храмах, где редко бывает архиерейское служение, горнее место остается свободным для того, чтобы в случае нужды можно было поставить здесь архиерейскую кафедру; для священника же ставится седалище близ горнего места.

Правая сторона алтаря большей частью отделяется для хранения ризницы: священных сосудов, облачений и богослужебных книг.

Объяснение литургии и предшествующих ей церковных служб

Значение слова «литургия». Понятие о ней. Значение её среди других церковных служб

– Слово «литургия» значит «общее дело», или «общественное служение». И каждое церковное служение может быть названо общественным, но в особенности так называется то богослужение, в котором совершается таинство св. Причащения, потому что оно есть главное богослужение в христианской церкви, а все другие более или менее связаны с ним и служат к нему приготовлением.

Сколько всех церковных служб, и как они соединяются?

– Всех церковных служб кроме Литургии, восемь. Для удобства верующих они соединяются в три богослужения; вечернее (9 час, вечерня, повечерие), утреннее (полуночница, утреня, час 1-й) и, наконец, полуденное или обеденное (3-й, 6-й часы и Литургия).

Главная мысль вечернего и утреннего богослужения

– Вечером верующие благодарят Бога за прошедший день и молятся о том, чтобы им безгрешно и благополучно провести наступающий вечер и ночь. Церковный день начинается с вечера, и за вечерней воспоминают уже те священные события и прославляют память тех святых угодников, празднование которых положено на следующий после ночи день.

Утром верующие благодарят за проведённую ночь и просят себе милостей Божиих на наступающий день.

За вечерним и утренним богослужением вспоминаются также главные события из священной истории, преимущественно ветхозаветной и отчасти новозаветной.

Всенощное бдение

– В воскресные и праздничные дни то и другое богослужение соединяется вместе, и это соединение двух богослужений называется Всенощным бдением, или Всенощною. Слово «бдение» значит «бодрствование». В древние времена (и ныне в некоторых монастырях, напр. на Афоне) это молитвенное бодрствование продолжалось почти целую ночь; посему и называется Всенощным бдением или бодрствованием.

Главные части всенощной

– Всенощное бдение делится на две почти равные части; в первой совершается вечерня (до второго звона), во второй – утреня. Вторая часть Всенощной также делится на две равные части – до третьего звона и после него.

Первая часть Всенощной. – Первая часть Всенощной (Вечерня) начинается очень радостно: Царские двери отверзаются, священник с кадилом и диакон со светильником обходят всю церковь, и по всему храму распостраняется благоухание, на клиросе поются стихи из псалма о дивной премудрости Творца мира: Благослови душе моя Господа: Господи Боже мой возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облеклся eси (т. е. Ты облекся славою и величием) (Пс.103) и т. д. Всё это напоминает нам о первых временах мира и о блаженной жизни прародителей в раю.

После сего слышатся воззвания падших и согрешающих людей: Господи помилуй. Сожаление о потерянном рае и мольба о помиловании и спасении выражаются ещё сильнее в пении стихов Псалмопевца: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс.1). Господи, воззвах к Тебе, услыши мя (Пс.140). Но эта скорбь не безотрадная: в ней слышится надежда на спасение: Блажены еси надеющиеся на Нь (т. е. на Него – Господа) (Пс.2:12). Яко у Господа милость и многое у Него избавление (Пс.129:6).

После песнопений (стихир) в честь празднуемых событий и воспоминаемых святых, поётся особенная песнь в честь и славу Божией Матери, во время которой совершается так называемый вечерний вход священника в предшествии диакона чрез растворённые Царские двери. Вечерний вход напоминает нам о сошествии Сына Божия с небес для нашего спасения, и верующие поют ему следующую песнь:

«Свет тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

«Иисусе Христе! Тихий свет святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного. Дожив до солнечнаго заката и увидев вечерний свет, воспеваем Отца, Сына и Св. Духа Бога. Сыне Божий, дающий жизнь! Ты достоин, чтобы во все времена голоса святых Тебя воспевали, поэтому и мир Тебя славит».

Вторая часть Всенощной. – Вторая часть Всенощной (собственно Утреня) начинается печально. Во время её большею частью слышится чтение псалмов: сперва читаются избранные (всегда одни и те же) шесть псалмов, и это чтение известно под именем шестопсалмия; затем, после некоторого перерыва (великая ектенья, стихи: Бог Господь и тропарь праздника) читаются два отделения псалмов, известных под именем «кафизм». Слово «кафизма» значит сидение. Во время чтения кафизм в монастырях, по причине продолжительной службы, дозволяется сидеть. Главная мысль всех этих чтений та, что люди собственными силами и средствами никак не могли бы спастись; единственная надежда на спасение – в Господе Иисусе Христе: «Бог Господь и явися нам благословен Грядый во имя Господне». Но, дав почувствовать нам нашу бедность и немощь, церковь обильными струями льёт в наше сердце утешение и радость в следующих за сим священнодействиях и песнопениях. Таковы в особенности полиелей, пение канона и великое славословие.

Слово «полиелей» греческое и значит «много милости» и ещё можно перевести его словом: «много елея». Первое значение полиелей мог получить от пения в это время следующих слов Псалмопевца:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господи, аллилуйя.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалим, аллилуйя.

Исповедайтесь Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуйя.

Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его, аллилуия. (Пс.134)

В этих стихах повторяются слова: яко в век милость Его.

Второе значение полиелей мог получить от того, что в некоторых храмах (в монастырях) во время чтения шестопсалмия и кафизм большие свечи погашаются, и в храме разливается полумрак, а перед полиелеем они снова возжигаются.

Во время пения хвалитного псалма растворяются Царские двери, и совершается каждение по всему храму. В воскресные дни после хвалитного псалма поются радостные песни в честь воскресения Господня; затем читается св. Евангелие, и верующие благоговейно преклоняются пред ним и целуют на нём изображение воскресшего Господа. В дни праздников пред чтением Евангелия поётся величание, и тогда верующие прикладываются к праздничной иконе и помазуются благословенным елеем.

Вскоре по прочтении Евангелия, начинается пение канона. Канон – слово греческое и значит «правило». Каноном во Всенощном бдении называется собрание песней, составленное по известному правилу. Канон разделяется на девять частей (песней): первый стих каждой песни поётся и называется «ирмос» (значит «связь», ирмосами как бы связывается целый состав канона), остальные большей частью читаются и называются «тропарями» (стих, изображающий черты празднуемого события). В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косьма Маюнский, Андрей Критский (Великий Покаянный Канон) и другие. При этом они руководствовались песнопениями и молитвами священных лиц преимущественно ветхозаветной и отчасти новозаветной истории, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3 ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Иовы (для 6 ирмоса), трёх отроков (для 7 и 8 ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9 ирмоса). Пред 9 ирмосом поётся песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа». Содержание этих ирмосов напоминает верующим разные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближает мысль их к событию рождества Христова. В конце Всенощной поётся радостная песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк.2:14) и затем в Великом славословии прославляется Пресвятая Троица и в особенности Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос.

Богослужение часов

– «Часами» во вседневном богослужении называются краткие молитвословия, установленные в особенно важные и священные часы дня: 1-м часом начинается день; в 3-й (по нашему 9-й) Святой Дух сошёл на апостолов, в 6-й (по нашему 12) Господь наш Иисус Христос был пригвождён ко кресту; в 9-й (по нашему в 3-й) Он предал Свой дух Богу Отцу.

Священнодействие литургии. Начало его. – Литургия получила начало от Самого Господа Иисуса Христа. В Четверток перед Своими страданиями, на Тайной вечери Господь взял хлеб, произнёс над ним благодарение Богу Отцу, благословил его, преломил и, подавая ученикам, сказал: «Примите, едите: сие есть тело Мое...». Потом, взяв чашу с вином, произнёс: «Пейте от нее все: сия есть кровь Моя...». Причастив апостолов, Он повелел всегда совершать это таинство в Его воспоминание. Святые апостолы исполнили заповедь Господню и установили определённый порядок или чин Литургии, а великие вселенские святители и учителя Василий Великий и Иоанн Златоуст изложили его письменно.

Части Литургии

Проскомидия

– Литургия состоит из трёх частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Слово «проскомидия» греческое и значит «принесение». Во время проскомидии приносятся в алтарь просфоры и приготовляются для священнодействия. То же самое значение имеет и слово просфора. Хлеб для таинства употребляется пшеничный, чистый, вскисший, а вино виноградное и красное, как более сходное по виду с кровью. На просфоре изображается крест со словами; IС. ХС. NIКА. (Иисус Христос ника, т.е. Иисусом Христом побеждай). Просфор для совершения проскомидии обыкновенно приносится пять, в воспоминание того, что Иисус Христос пятью хлебами чудесно насытил пять тысяч человек. Сама проскомидия состоит в том, что священник из одной просфоры изготовляет, т. е. копием вырезает, часть для совершения таинства. Эта часть называется «агнцем», потому что она изображает Агнца Божия, вземлющего грехи мира, т. е. Господа Иисуса Христа. Изготовленный агнец полагается на дискосе. После сего вливается в чашу вино, смешанное с водою в воспоминание того, что из прободённого ребра Христова истекла кровь и вода. Из второй просфоры вынимается часть в честь Божией Матери. Из третьей вынимаются 9 частей в честь святых, именно: 1) Предтечи, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, б) преподобных, 7) бессребреников, 8) праведных Иоакима и Анны и 9) в честь Иоанна Златоустого или Василия Великого, смотря по тому, которого из сих святителей совершается литургия. Из четвёртой просфоры вынимаются частицы за здравие и спасение живущих, из пятой – об оставлении грехов усопших. Во время совершения проскомидии вспоминаются рождение и вместе смерть Господа Спасителя.

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется «литургиею оглашенных» потому, что к слушанию её допускались сверх верных, т. е. крещёных, и оглашенные.

В литургии оглашенных верующие приготовляются к совершению великого таинства Причащения молитвами, песнопениями, чтением Апостола и Евангелия.

Молитва, протяжно произносимая, называется «ектениею». Ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная. Первые три ектении произносятся за литургиею оглашенных, а последняя два раза читается во время литургии верных.

Из песнопений литургии оглашенных в особенности замечательны: 1) песнь во славу Единородного Сына Божия, 2) песнь во славу Пресвятой Троицы.

Первая из сих песней поётся так: «Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен Сый1 и изволивый, спасения нашего ради, воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно2 вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

Песнь в честь Пресвятой Троицы: «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный помилуй нас».

В некоторые дни эта песнь заменяется другими, а именно: во дни Рождества Христова, Крещения Господня, в субботы Лазареву и Страстную, в неделю Пасхи, в день Пятидесятницы вместо Трисвятого поётся: «Елицы3 во Христа крестистеся, во Христа облекостеся4, аллилуйя». Такая замена произошла от того, что в древности накануне этих праздников было совершаемо крещение оглашенных, и они стояли в храме в белых одеждах. В день Воздвижения Креста (14 сентября) и в третье воскресение Великого поста, по причине поклонения кресту, вместо Трисвятого поётся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Чтение Апостола и Евангелия произносится посреди солеи на амвоне. Чтение Апостола должно напоминать нам проповедь апостольскую, а чтение Евангелия проповедь Самого Иисуса Христа. Потому и слушать Слово Божие должно с полным вниманием и благоговением, как бы мы слышали Самого Иисуса Христа, или Его апостолов.

От древних времен остался в литургии весьма знаменательный обряд, а именно торжественное несение св. Евангелия, известное под именем малого входа. Прежде это делалось потому, что по случаю гонений на христиан Евангелие хранилось не на престоле, а в особом месте, а теперь этот обряд сохраняется ради священного воспоминания, которое с ним соединяется, а именно: верующие, созерцая благоговейно святое Евангелие, должны представлять себе, как Господь ходил по городам и селениям в стране иудейской и проповедовал евангелие царствия Божия, исцелял больных и творил другие чудеса, по Своей великой к нам милости.

Литургия верных

– Литургия верных называется так потому, что при совершении её дозволяется присутствовать только верным, т. е. принявшим св. Крещение.

Порядок литургии верных. – В литургии верных можно примечать следующий порядок: сначала как бы повторяются вкратце предшествовавшие части литургии: заканчивается проскомидия, и верующие окончательно приготовляются к совершению таинства; после сего совершается самое таинство Причащения; затем верующие приготовляются к принятию Св. Даров, причащаются их и благодарят за причащение.

Окончательное приготовление Даров к совершению таинства состоит в том, что совершается пред ними каждение и они торжественно переносятся с жертвенника на престол. Это перенесение называется «великим входом». В это время поётся так называемая херувимская песнь, которая разделяется на две части: одна поётся до перенесения, а другая после перенесения Даров.

Херувимская песнь.

«Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо доруносима чинми: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие животворящей Троице трисвятую песнь, отложим теперь всякое житейское попечение, чтобы нам поднять5 Царя всех, которого с торжеством несут6 ангольские чины: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя».

Окончательное приготовление верующих к совершению таинства состоит в том, что:

1) вся церковь прилежно молится Богу (просительная ектения) и, между прочим, просит Его о предложенных Честных Дарах;

2) внушаются всем предстоящим мир, взаимное согласие и любовь друг к другу:

Священник:

«Мир всем».

Верующие: «И духове твоему», т. е. «того же мира желаем и тебе».

Священник или дьякон: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».

Верующие: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную».

Древние христиане в это время целовали мужи мужей, жёны жён в знак мира и любви, а ныне целуют друг у друга руки только служащие священники. Прочие должны мысленно примириться со всеми, оставить всякую вражду и помнить, что Господь не примет молитв наших, если мы будем сердиться на кого-либо.

3) Внушается предстоящим, чтобы они собрались с духом, ничем уже не рассеивались и исповедали свою веру.

Священник или дьякон: «Двери, двери премудростью вонмем.

Верующие: «Верую во единого Бога Отца…» и т. д. до конца весь символ веры.

В алтаре в это время совершаются священником: отнятие завесы от Царских врат и колебание воздуха над Дарами.

В древности слова «Двери, двери» обращались к привратникам – «Посмотрите, не вошел ли кто неверующий или отлученный от церкви». В настоящее время слова сии значат: «Стерегите двери души нашей, чтобы какая либо грешная мысль не вошла в неё», проще сказать: «не озирайтесь по сторонам, не разговаривайте друг с другом, не думайте о житейских делах, а всё своё внимание устремляйте к совершаемому великому священнодействию».

Символ веры поётся в знак того, что только истинно верующий сподобляется участия в святых таинствах. Это же самое означает и отверстие завесы от Царских врат: если право веруем, то можем и надеяться на откровение тайн Божиих.

Колебание воздуха над Дарами выражает веру в близкое сошествие на них Святого Духа, потому что перед тем, как Святой Дух сошёл на апостолов, слышен был шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра.

4) Верующим внушается страх Божий и благоговение.

Священник или дьякон: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити».

Верующие:

«Милость мира, жертву хваления».7

После всего этого священник преподает верующим благословение словами святых апостолов.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами (2Кор.13:13).

Верующие: «И со духом твоим».

Наконец, священник взывает к верующим: «Горе имеим сердца» т.е. «вознесёмся же мыслями к Богу», и верующие удостоверяют его, что совершенно приготовились к сему и поют: «Имамы ко Господу», т.е. «имеем сердца, устремлённые ко Господу».

Приготовление к совершению таинства окончилось. Начинается самое священнодействие таинства, и это означается благовестом (к достойно), чтобы и находящиеся дома, и идущие мимо храма особенно старались держать себя в эти священные минуты в страхе Божием и благоговении.

Совершение таинства. – Совершение таинства Причащения можно для ясности представить в следующих священнодействиях: 1) благодарении или прославлении Пресвятой Троицы, 2) воспоминании о Тайной вечери, 3) возношении и освящении Даров, 4) благодарственном воспоминании в святых прославленных, 5) молитвенном воспоминания об усопших и живых.

Благодарение или прославление Пресвятой Троицы. – Господь наш Иисус Христос на Тайной вечери прежде всего воздал хвалу Богу Отцу за все Его великие милости роду человеческому. По сему примеру и церковь начинает священнодействие таинства благодарением Пресвятой Троицы.

Священник: «Благодарим Господа»

Верующие: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Св. Духу, Троице единосущней и нераздельной».

Священник: «Подобную песнь поющие, вопиющие, взывающие и глаголющие».

Верующие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних во имя Господне, осанна в вышних».

Слова «поющие, вопиющие, взывающие и глаголющие» относятся к ангелам, которые разными способами, как только могут, прославляют Бога. Песнь «Свят, свят, свят» – ангельская: её слышали пророк Исаия и Иоанн Богослов. К этой ангельской песне присоединяется песнь Иудеев, встретивших Господа при Его торжественном восшествии во Иерусалим. Соединение ангельской и человеческой песней выражает ту мысль, что славословие Бога с неба от ангелов идёт и распространяется между людьми и по всей вселенной. Кроме сего, это соединение служит выражением нашей благодарности, что Господь и нас, грешных людей, удостоил служить Ему вместе с ангелами.

Воспоминание о Тайной вечери. – В то время, как на клиросе поют: «Достойно и праведно есть» и «Свят, свят, свят», священник в алтаре пред престолом читает благодарственную молитву, в которой прославляет Пресвятую Троицу за все Её великие милости и в особенности за сошествие на землю единородного Сына Божия и, вспомянув о Его жизни на земле, вслух для всех произносит те слова, которыми Господь установил таинство св. Причащения:

Священник: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов»

Верующие: «Аминь»

и потом: «Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов».

Верующие: «Аминь».

Возношение и благословение Даров. После воспоминания тайной вечери, священник крестообразно сложенными руками возносит предложенные дары, т. е. хлеб и вино, в жертву Богу Отцу, говоря:

«Твоя от Твоих Тебе приносящее о всех и за вся», т.е. «Твои же дары, Господи, приносятся Тебе от Твоих рабов, в жертву за всех людей и в благодарение за все Твои благодарения».

«Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш».

Во время пения этой священной песни и совершается великое таинство: силою животворящего Духа, через молитву и благословение епископа или священника, хлеб и вино прилагаются в истинное Тело и честную Кровь Господа Иисуса Христа. Посему в это время должно стоять с особенным благоговейным страхом и умиленно молиться Господу Богу.

Воспоминание о святых прославленных. По освящении Даров, священник с благодарением вспоминает о святых угодниках Божиих, которых Господь прославил и поставил молитвенниками за нас, и в особенности благодарит за Пресвятую Богородицу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Верующие, услышав это дорогое и священное имя, спешат прославить пресвятую Владычицу хвалебною песнью: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Молитва об усопших и живых. Во время пения «Достойно и праведно есть» священник в тайной молитве поминает сначала усопших отцов и братий, а потом молится о живых и прежде всего, по заповеди Апостола, о благочестивейшем Государе и всём царствующем доме. Когда оканчивается песнь, в это время, по ходу молитвы, следует поминовение церковных властей, и священник вслух возглашает: «В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и господина нашего Преосвященнейшаго (имя святителя), их же даруй святым твоим церквам в мир целых, честных, здравых, долгоденствующих право правящих слово Твоея истины». Последние слова значат: «Господи, сохрани их т. е. архипастырей в мире, в безопасности, чести, здравии и долгоденствии, чтобы они верно возвещали святую веру и исполняли великие, возложенные на них, обязанности». Верующие поют: «И всех и вся», т. е. «помяни Господи, всех мужей и жен, усопших и живых, присутствующих и отсутствующих».

По совершении великого таинства, священник благословляет верующих от имени Самого Господа Иисуса Христа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Верующие отвечают: «И со духом твоим», т. е. «да будут милости Господа также и с тобою, как ты желаешь и подаёшь их всем нам». После сего начинается уже приготовление верующих к самому причащению Святых Таин, и затем причащение их.

Приготовление верующих к принятию святых Даров. – Приготовление верующих к принятию св. Даров состоит:

1) в том, что они опять (2-й раз на литургии верных) прилежно молятся Богу и между прочим просят Его о «принесенных и освященных Честных Дарах, чтобы Господь милостиво принял их и возниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа»

2) в том, что верующие поют молитву Господню и в ней, как особенной милости Божией, просят себе насущного хлеба для души – причастия Тела и Крови Господних;

3) в том, что они, в знак покорности Богу, преклоняют свои главы, и священник в тайной молитве испрашивает им всех благ от Господа;

наконец 4) в том, что на возглас священника «Святая святым» (т. е. святые Дары могут быть преподаны только святым людям) верующие смиренно сознают своё недостоинство и возлагают надежду на Господа Спасителя, поя: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь», т. е. «никто из нас не свят, един свят Господь Иисус Христос, и только по Его милости и заслугам все мы надеемся получить освящение».

После сего приготовления совершается самое причащение. Сперва причащаются св. Таин священнодействующие в алтаре, а потом уже и миряне. Пред причащением читается следующая молитва: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела».

Окончание литургии

Литургия оканчивается ектеньей, в которой верующие благодарят Бога за Причащение! По окончании литургии священник говорит: «С миром изыдем», т. е. «разойдёмся спокойно», и верующие отвечают: «Оимени Господни», т. е. «мы желаем, чтобы ты ещё раз благословил нас именем Господним». В ответ на это священник за амвоном читает молитву о Государе, священстве, всех любящих благолепие дома Господнего и всём мире и, по окончании её, преподает верующим просимое ими благословение: «Благословение Господне на вас, Того (то есть Господа Иисуса Христа) благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков». После сего делается отпуск и верующие расходятся по домам.

Во время литургий верных вспоминаются: торжественный вход Господа Иисуса Христа во Иерусалим (великий вход), Тайная вечеря, Крестные Страдания (возношение Даров), смерть, погребение (закрытие завесы пред Причащением), воскресение, явления воскресшего Господа (первое явление святых Даров) и вознесение Спасителя (второе явление св. Даров).

Важнейшие действия при совершении таинств

Крещение

Самое важное в священнодействии Крещения есть троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (произносится его имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Через этот видимый знак и ниспосылается на крещаемого благодать Святого Животворящего Духа, и он возрождается к новой духовной жизни. Как это делается, непостижимо для нашего ума; поэтому Крещение и называется таинством: но новокрещённый становится как бы иным человеком, чистым по душе, близким к Богу и способным к совершению истиннодобрых дел.

Кроме этого глубокотаинственного священнодействия, есть и другие обряды, относящиеся к Крещению: одни из этих обрядов предваряют таинственное погружение, другие последуют за ним.

Вскоре по рождении младенца от христианских родителей, он запечатлевается крестным знамением, как будущий член церкви и наследник царства небесного, и нарекается ему христианское имя. В сороковой день, по примеру Господа Спасителя, он вносится во храм и посвящается Богу, как Его собственность, купленная бесценною кровью Иисуса Христа.

В первые века христианства принимали святую веру большею частью возрастные язычники или евреи. Христианские учителя оглашали их перед Крещением, т. е. учили важнейшим истинам веры. Это оглашение для некоторых продолжалось довольно значительное время (от 40 дней до 3-х лет). В настоящее время, по уважению к вере родителей и особенных поручителей за веру младенца, называемым восприемниками (крестные отец и мать), церковь совершает таинство Крещения над младенцами даже до наступления сорокового дня. Но при этом родители и восприемники принимают на себя обязанность научить младенца вере и закону Божию, когда он придёт в возраст.

Самое священнодействие Крещения состоит из двух частей: оглашения и собственно крещения.

К оглашению относятся следующие обряды:

1) молитва священника, при самом вступлении или внесении крещаемого в церковь, чтобы Господь вписал его в книгу живота и присоединил к Своему святому стаду;

2) заклинание, или отогнание дьявола от желающего креститься, – оно совершается именем Господа нашего Иисуса Христа;

3) собственное от дьявола отречение приступающего к таинству, или восприемников вместо него. При этом они обращаются к западу, как стране тьмы, и, после троекратного отречения от сатаны и всех его злых деяний, дуют и плюют на него, в знак совершенного и полного к нему презрения.

4) После сего крещаемый или восприемники его обращаются на восток и троекратно произносят обет веровать в Господа Иисуса Христа и служить Ему. При этом три раза читается ими символ веры. Это действие крещаемого называется сочетанием его со Христом и оканчивается поклонением Пресвятой Троице.

Обряды собственно крещения суть следующие: 1) освящается вода в купели посредством молитвы, крестного знамения с дуновением и крестообразного помазания освящённым елеем; 2) крещаемый помазуется святым елеем. Это последнее священнодействие означает, что он как бы умер для греха (мёртвых намащали елеем), будет бороться со всеми греховными искушениями (прежде борцы для гибкости членов намазывали тело елеем) и прилепился к Господу Иисусу Христу, как дикая ветвь посредством мастики присоединяется к плодоносной маслине.

За сим следует троекратное погружение его в купель крещения.

После погружения возлагаются на крещёного белая одежда, в знак его душевной чистоты, и крест в знак того, что он должен безропотно потерпеть те скорби, какие для спасения его пошлёт ему Господь.

Миропомазание

Главное священнодействие в таинстве Миропомазания состоит в помазании частей тела у новокрещённого святым миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого», а именно помазуются следующие части тела: чело в знак освящения мыслей, очи, ноздри, уста, уши, потому что это суть органы, или орудия наших чувств, через которые мы видим, слышим, обоняем и вкушаем; помазуются перси (грудь) для освящения наших желаний, руки и ноги для освящения всех дел и всего поведения христианина.

Таинство Миропомазания совершается совместно с таинством Крещения, вскоре после погружения крещаемого в воду, а именно, когда он облачится и возложит на себя крест. По совершении таинства Миропомазания, начинается радостное обхождение новокрещённого вокруг купели. При этом поётся песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», т. е. вы, которые обязались служить Христу, получили и все дары Его благодати.

Святое миро состоит из соединения деревянного масла с вином и разными благовонными веществами и освящается архиереем, при совершении литургии в Великий четверток. В нашем отечестве оно освящается в Киеве и Москве.

К обрядам этого таинства и вместе Крещения относятся ещё: 1) окропление водой новокрещённого и отирание губкою тех частей, какие были помазаны святым миром, и 2) пострижение у него волос, в знак того, что новокрещённый посвящает себя на служение Богу.

Покаяние

Главное священнодействие в таинстве Покаяния есть разрешение кающегося от священника, причём ему прощаются грехи от самого Господа Иисуса Христа.

Пред этим священнодействием совершается говенье и произносится кающимся исповедь.

Под именем «говенья» известно приготовление кающегося к исповеди и святому причащению. На это приготовление полагается около недели. Желающий принести покаяние неопустительно, каждый день, присутствует при богослужении, постится, читает или слушает слово Божие и творения святых отцов, и примиряется со всеми ближними.

Сама исповедь состоит в том, что кающийся приходит к священнику и перед крестом и Евангелием, перед очами самого Всеведущего Бога, высказывает в сокрушении сердца, без всякой утайки, все свои грехи. Священнику Господь Иисус Христос дал право вязать и решить грешных; значит, он должен знать, какой грех можно отпустить, и какой нельзя. Кроме того он, как пастырь и врач духовный, может помочь кающемуся, вразумить, утешить, ободрить его.

После разрешения грехов иногда налагается на кающегося епитимия, или нечто в роде запрещения или наказания, напр. пост сверх положенного на всех, ежедневное в течении некоторого времени хождение в церковь, соединение с домашнею молитвою известного числа земных поклонов и т. п. За некоторые более тяжкие грехи кающийся подвергается отлучению от св. Причащения определенное время. Это наказание налагается на кающегося не для того, чтобы он мог им заплатить за свою вину (все грехи наши очищаются только кровью Господа нашего Иисуса Христа, за нас пострадавшего), а для того, чтобы помочь ему ещё более сознать тяжесть своих грехов и освободиться от них.

Священство

Главное священнодействие в таинстве Священства есть молитва архиерея с возложением его рук на главу посвящаемого. Это молитвенное возложение рук по-гречески называется «хиротония». Посвящение во все священные степени совершается в храме во время литургии, в алтаре, пред престолом, ибо посвящаемый должен быть служителем престола Божия. В священники и диаконы посвящает один епископ, а во епископа посвящают несколько епископов, по крайней нужде два. Диакон посвящается после освящения Даров, священник пред освящением Даров после великого входа, а епископ во время второй части литургии после малого входа. Это делается потому, что диакону не даётся права совершать таинств (он должен только помогать епископу и священнику при совершении их), священнику даётся право самому совершать таинства, а епископу сверх сего предоставляется посвящать и других в священные степени.

Посвящаемый в священника или диакона вводится в алтарь и три раза обводится вокруг престола, потом он становится на колени у престола (посвящаемый в диакона на одно, в священника на оба), и епископ возлагает на голову его край омофора и свои руки, и произносит над ним две посвятительные молитвы: одну вслух для всех, а другую тайно. Во время этой тайной молитвы одним из служащих с епископом (священником, если посвящается священник, диаконом, если посвящается диакон) тихо читается ектенья, и певчие поют по-гречески: «Кирие слеисом» (Господи помилуй), так как благодать священства вместе со святою верою принята нашей церковью от церкви греческой. После сего рукоположённые облачаются в священные одежды, усвоенные их должности; при возложении их епископ говорит, а певчие поют «Аксиос», т. е. «достоин».

Посвящение во епископа имеет след. особенности: посвящаемый сначала вслух для всей церкви произносит исповедание веры, во время посвящения становится на оба колена прямо пред престолом, все епископы возлагают на него руки и кроме того полагается на главу его раскрытое Евангелие письменами.

Брак

Главное священнодействие в таинстве Брака состоит в возложении венцов на жениха и невесту и троекратном благословении их с произнесением слов: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я (их)», т. е. «Господи Боже наш, благослови, укрепи и освяти их супружеский союз, чтобы он был честен и славен пред Тобою и людьми». Венцы возлагаются на них в награду за то, что до брака они сохранили себя в чистоте и целомудрии, и в знак того, что они становятся начальниками нового рода.

Пред сим венчанием и благословением жениха и невесты совершается обряд обручения их кольцами, освящёнными на престоле, в знак неразрывного их союза, так как кольцо есть круг, не имеющий конца.

После благословения даётся им пить вина из одной чаши, в знак того, что они должны делить все блага и скорби в жизни, и они троекратно обводятся вокруг аналогия, в знак духовной радости и торжества.

Елеосвящение

Главное священнодействие в таинстве Елеосвящения есть седмикратное помазание частей тела болящего святым елеем. Пред каждым помазанием читаются Апостол и Евангелие, молитва об исцелении болящего и после всего этого особенная (одна для всех семи раз помазания) молитва к Богу Отцу, при чтении которой и совершается помазание. Елей соединяется с красным вином в соответствие притче Господней о милосердом Самарянине, который возлил на болевшего масло и вино, и освящается во время самого священнодействия таинства. Сосуд с елеем ставится в чашку, наполненную сухими зернами. Здесь та мысль, что как зерна, не смотря на их сухость, способны дать жизнь целому растению, так, по милости Божией, и изнеможённый от болезни может возвратиться к прежнему здоровому положению. В конце священнодействия возлагается на голову болящего священная книга Евангелия письменами, и священник молится, чтобы Господь Сам Своею крепкою рукою, чрез это святое Евангелие, исцелил его и воздвиг от одра болезни.

* * *

1

«Сый» от глагола «есмь», причастие зн. «сущий»

2

«непреложно» – значит «истинно, действительно»

3

«Елицы» знач. «которые».

4

«Облекостеся» – «оделись».

5

т.е. «принять в себя», и ещё «перенести, возвеличить».

6

Доруносима – слово на половину греческое, на половину русское. В римском войске не знали высшей почести, как посадить императора или полководца на щит и поднять его на крестообразно сложенных копьях. Слово даруносима в херувимской песни означает, что ангелы воздают Богу самую высшую, какую только могут, хвалу.

7

По-русски: «Будем стоять хорошо, будем стоять со страхом, в мире возносить святое возношение, т. е. бескровную жертву». А верующие отвечают: «Мы будем приносить Богу две приятные Ему жертвы: будем хранить мир и любовь друг с другом и будем Его славить».


Источник: Москва. Типография быв. А.В. Кудрявцевой, Мясницкая д. Сытова. 1883г.

Комментарии для сайта Cackle