Церковное право. Краткий курс лекций

Источник

Содержание

Введение

Отношение науки Церковного права к другим наукам

А. Существо Церковного права

I. Содержание и элементы права вообще

II. Религия или вера

III. Право и церковь

Б. Церковное право как наука

Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

 
Введение

Во введении в наш курс мы рассмотрим, что такое «Церковное право» по его существу и сообщим сведения о науке Церковного права. Предварительно же укажем основания необходимости и пользы изучения науки церковного права.

Наука Церковного права по существу своему есть наука юридическая, так как она имеет дело с правом и соприкасается с науками политическими, юридическими и социальными. Необходимо изучение её каждым юристом и вот по каким основаниям.

1) Всякий из нас непременно принадлежит к какому-либо вероисповедному обществу, исповедует ту или иную религию. Нет государства, в котором бы допускались лица, не исповедующие никакой религии. Даже в Северной Америке, где, как известно, жизнь религиозная основана на самых широких началах свободы, и там немыслимо, чтобы был гражданин, не исповедующий никакой религии, не принадлежащий ни к какому религиозному обществу.

По нашему законодательству, каждый гражданин необходимо должен исповедовать какую-либо религию, быть членом какого-нибудь религиозного общества. С принадлежностью к религиозной общине связываются известные права и обязанности, знание которых необходимо для каждого члена общины и тем более для члена со специальным юридическим образованием.

Он должен не только сам знать свои права и обязанности, а также строй общества, его отправления, круг компетенций и т. п., но должен разъяснять всем членам общества их обязанности, права, их отношение к своему и другим религиозным обществам и к государству.

2) Религия есть одна из важнейших сторон человеческой жизни, и у отдельной личности, и в обществе, и государстве. Во всех случаях жизни, при всех условиях, она будет иметь то или другое значение в обществе и государстве. Поэтому каждое религиозное общество, существующее среди народа, и в особенности, христианская церковь, такая заметная сторона общественной организации и жизни народа и государства, что без знакомства с наукой, уясняющей жизнь именно с этой стороны, юридическое образование будет не полно и односторонне. От юриста следует ожидать, чтобы он знал, понимал и разъяснял значение и права всякого религиозного общества, существующего и могущего существовать в государстве. Какое значение имеет та или другая церковь в государстве, в сфере юридической жизни общества, – это изучить и разъяснить и составляет одну из главнейших обязанностей юриста.

3) Каждый юрист в теории и на практике необходимо встречается с такими частными вопросами, при разрешении которых ему необходимо иметь ввиду разрешение вопросов Церковного права. Церковное право имело влияние в истории и до сих пор сохраняет его в различных сторонах юриспруденции, которые без знакомства с ними научно необъяснимы.

4) Указанное значение Церковного права вообще, и в частности относительно понятия христианской церкви в истории и современном положении права научно не может быть объяснено без знакомства с наукой Церковного права.

5) Церковь есть один из общественных союзов и притом весьма своеобразный. Уже по одному этому юрист и социолог не может обойти его без изучения. Кроме того, религия довольно простая и чрезвычайно важная сила, служащая к объединению людей в общество; вот почему законы возникновения и развития религиозных общений могут быть и должны быть приняты во внимание при исследовании социологами и юристами других общественных союзов.

Ввиду указанной важности для юридического образования изучения Церковного права оно введено в состав преподавания на всех юридических факультетах университетов Европы и Северной Америки.

Необходимость и польза изучения Церковного права ещё более выясняется, если мы посмотрим, в какой неразрывной связи находится Церковное право с другими науками.

Отношение науки Церковного права к другим наукам

Церковное право, имея своё самостоятельное содержание находится в определённых отношениях к наукам, стоящим в одном с ним разряде наук, именно к наукам юридическим, политическим, а также и к наукам богословским.

С важнейшими науками этого разряда Церковное право имеет то или другое соприкосновение, те или другие общие вопросы.

В энциклопедии права. Церковное право является как особенная наука в ряду юридических, политических и социальных наук, имеющая своим предметом своеобразный общественный организм и своеобразное учреждение в мире. В общих понятиях о праве, законе и нравственности основные положения науки Церковного права должны быть приняты во внимание потому, что через церковь в жизнь государственную и общественную проникли новые нравственные понятия о праве; во всяком случае, нравственные понятия развиваются и хранятся в церкви. Кроме того, несомненно, что церковь так или иначе имеет громадное влияние на развитие гражданской и семейной жизни народов.

В истории философии права христианская вера и Церковное право занимают весьма видное место по своему влиянию на развитие нравственных понятий о праве в роде человеческом. Церковное право может дать весьма многое для разъяснений существа права вообще, и едва ли философ может дойти до действительности верного понятия о существе права, не изучив Церковного права; чтобы ни говорили, а в Церковном праве есть много указаний на существо права, которые более ясны, чем те, какие даются другими отраслями юриспруденции.

При историческом изучении русского права изучение Церковного права является необходимостью, потому что Церковное право, по существу, имело громадное значение в развитии наших понятий о праве и нравственности. Первые теоретические понятия о праве в России взяты из Церковного права и долгое время развивались под его влиянием. Поэтому, для извлечения из из истории Русского права философских оснований, знакомство с Церковным правом необходимо. История Русского права не может быть изучаема без знакомства с Византийским и Русским Церковным правом, так как большая часть институтов Русского права развивалось под влиянием постановлений Церковного права. В частности, законодательстве о наследстве, о брачном союзе находилось под влиянием законодательства Церковного права.

С государственным правом Церковное право имеет общий отдел об отношении государства к церкви и к правам клира, как особого класса или института в государстве.

Гражданское право с Церковным правом соприкасается в вопросах о видах собственности, так как гражданское право рассматривает и виды церковной собственности, в вопросе о брачном союзе и др.

Для разъяснения разных институтов гражданского права нужно познакомиться с историей Церковного права, так как многие институты гражданского права находились в ведении церкви и только впоследствии перешли в ведение государства, напр. духовные завещания и проч.

Уголовное право в общей части разрешает вопросы: о преступлении, о наказании, о вменяемости; те же самые вопросы с точки зрения христианской нравственности рассматривает Церковное право. Церковное право имело влияние на составление понятия о преступлении, наказании, даже на меру наказания; Церковное право внесло в наше уголовное законодательство особый вид наказания – церковное покаяние. Что касается особенной части уголовного права, то в этой своей части оно соприкасается с Церковным правом именно в рассмотрении особых видов преступлений против веры, Церкви и церковного благочиния.

Касательно судопроизводства гражданского и уголовного должно заметить, что процесс в его историческом развитии всегда находился в тесной связи в формами суда церковного.

Гражданский и уголовный процесс развивались под влияние церковного права, что на Западе Европы можно заметить и до сих пор; кроме того, в судопроизводстве есть предметы, которые налагаются отчасти и в церковном праве, напр., о подсудности духовенства, о значении присяги и т. п.

Даже с полицейским правом Церковное право имеет точки соприкосновения. Так, в полицейском праве заключается учение о мерах к предотвращению преступлений, о религиозно-нравственном просвещении, о мерах общественной благотворительности; и Церковное право точно также рассматривает организации учреждений благотворительных и т. п.

Церковное право имеет также тесную связь и с римским правом. Право это в том виде, как оно изучается, собрано Юстинианом, который был в то время христианином и потому внёс в Дигесты и Новеллы весьма много законов, относящихся к предметам Церковного права. Но Римское право затем изменилось в Византийское, которое и перешло к нам в виде различных памятников, получило законную силу и имело очень большое влияние на жизнь в России. Поэтому, понятно, что Римское право только тогда принесёт пользу изучающему его, когда оно будет изучаться в связи с Византийским правом, а значит и с тем, что входит в содержание нашей науки.

Между социальными науками Церковное право занимает весьма важное положение. Одной из сил, побуждающих людей организоваться в большие общества – была религия, откуда явилось религиозное общение. Стало быть, Церковное право, рассматривающее строй религиозного общения людей, может указать и действительно указывает социологии, каким образом одна из потребностей людей может служить к образованию, развитию и жизни социального организма. Кроме того, каждое существующее и вновь образующее общество непременно приходит в соприкосновение со строем церкви; всё это служит основанием, почему социальная наука и общественная жизнь должны искать в церковной жизни и в Церковном праве указаний относительно вопросов социальной организации и жизни.

Таким образом, Церковное право находится в связи с кругом юридических, политических и социальных наук. Но Церковное право имеет ту отличительную особенность, что в нём имеет особенное значение религия. Стало быть, наука Церковного права должна соприкасаться и с чисто-религиозными, богословскими понятиями, рассматриваемыми в кругу богословских наук. В частности с Церковным правом входятв соприкосновение следующие богословские науки.

Догматическое богословие даёт основание для разъяснения в Церковном праве таких институтов, которые относятся к божественной стороны церкви, напр. к таинствам. Но в догматическом богословии они рассматриваются с чисто религиозной стороны, в Церковном праве со стороны права.

Нравственное богословие, излагающее идеальное учение о христианской нравственности и представляющее те принципы нравственной жизни, на которых развивается право церкви.

Литургика, излагающая и объясняющая церковное богослужение, даёт понятие об обрядовой стороне церкви, в которой выливается иногда правовая сторона церковных установлений, входящих в состав Церковного права. Наконец, церковная история, церковная статистика и география также служат вспомогательными науками для Церковного права и , следовательно, могут содействовать иногда к разъяснению тех или других сторон Церковного правоведения.

А. Существо Церковного права

Из самого названия «Церковное право» для нас вытекает обязанность выяснить: I. Что такое право; II. Что такое церковь; III. Показать соотношение между правом и церковью.

I. Содержание и элементы права вообще

Область явлений человеческой жизни, которая составляет содержание права, весьма обширна и сложна; вследствие этого понятия о праве чрезвычайно разнообразны. Исследователи обыкновенно останавливаются на какой-нибудь части этой области явлений, составляющей содержание права на одном элементе и отсюда выводят общее понятие о праве. Всестороннее рассмотрение существа права составляет предмет особой науки философии права или энциклопедии.

Для нашей цели достаточно будет остановиться на рассмотрении существенных элементов права, а именно: 1) субъективного, 2) объективного, 3) элемента отношений, 4) общественного элемента, 5) формального и 6) идеального.

1) Субъективный элемент права. Основной источник всякого права есть природа человека. Природа человека, как и всякого существа, находящегося в мире, есть совокупность свойств и сил, обладающих способностью развиваться по присущим им законам. Свойства человека обнаруживаются и развиваются проявлением потребностей. Проявлением и удовлетворением потребностей человек, как и всякое другое органическое существо, развивает свою природу и это составляет цель и благо жизни. Развитие природы человека основывается как на врождённых качествах, так и на самодеятельности каждого индивида. Поэтому, потребности человека, смотря по их происхождению, могут быть разделены на природные или общие всем людям, и индивидуальные или особенные.

В развитии и проявлении природных и индивидуальных потребностей состоит жизнь всякого существа в мире. Но человек отличается от всяких других живых существ тем, что он имеет две природы: физическую и духовную; та и другая обнаруживает своеобразные потребности. Поэтому и потребности человека делятся на физические, или материальные, и и духовные, или психологические. Те или другие потребности, при своём, развитии, следуют особым законам, присущим им. По духовной своей природе человек обладает разумом и свободой, благодаря которым он может сознавать себя лицом, субъектом прав, имеющим возможность, способность и силу разумно и сознательно достигать целей своей жизни. Сознание существования потребностей и понимание возможности, способности и силы удовлетворять им и есть субъективный элемент права. Каждая сознаваемая человеком потребность, при условии возможности удовлетворения ей, может быть производительной силой права.

Субъекты прав. Сознавая себя имеющим возможность, способность и силу разумно и свободно достигать целей своей жизни, человек тем самым сознаёт себя субъектом прав. Достигать своих целей, удовлетворять своим сознанным потребностям человек может или личными, единичными своими силами, или в совокупности с другими лицами. Поэтому субъектом прав может быть лицо физическое, т. е. каждый человек в отдельности, и юридическое, напр. учреждения, корпорации, союзы и т. п.

Значение субъективного элемента прав. Потребности человека – необходимый элемент права, но не составляет его исключительного содержания. Человек остаётся субъектом прав, хотя бы не сознавал своих потребностей или неправильно стремился к их удовлетворению. Сама потребность, по своему существу, ещё не есть право; она причина возникновения прав в сознании человека и субъективное основание их. Удовлетворение потребностей было бы немыслимо без предметов, без объекта, отсюда – в праве необходимо является второй элемент – объективный

2) Объективный элемент права. Объектом права называется всё то, что может служить к свободному удовлетворению сознаваемых разумом человека потребностей или, что служит к достижению целей его жизни и имеет для него цену блага или добра. К удовлетворению потребностей человека и к достижению целей его жизни могут служить: 1) личные блага человека – здоровье, честь, свобода и т. п.; 2) вещи в самом обширном значении понятия и в 3) действия человека, из которых слагается содержание обязательного права. Каждый предмет может служить целям человека лишь согласно своей природе. Следовательно, природой объектов права обуславливаются возможность удовлетворения потребности человека. Совокупность свойств, составляющих природу объекта и содержание его, которым удовлетворяются потребности человека, и сумма условий, при которых объект, по самой природе своей, может быть средством к удовлетворению потребностей человека, и есть объективный элемент права.

Значение объективного элемента в праве. Без объекта, т. е. без предмета, немыслимо удовлетворение потребности и следовательно немыслимо и невозможно осуществление и самое существование субъективного права.

3) Элемент отношений. Субъект и объект – необходимые элементы в праве. Но они и природе и в мысли человека могут стоять совершенно отдельно и независимо друг от друга. Для возникновения же права известного лица на определённую вещь, необходимо, чтобы это лицо и эта вещь находилась между собой в известном соприкосновении и связи. Эта связь – есть совокупность отношений между субъектом и объектом права. Область. Этих отношений составляет также существенный, необходимый элемент во всяком праве.

4) Общественный элемент в праве. Право нередко определяется, как форма внешнего общежития людей. В этом определении заключается совершенно верная мысль. Но тот ошибается, кто полагает, что этим определением обнимается всё существо, всё содержание права. Общежитие есть один из признаков, один из существенных элементов содержания права, – без него нет права: но оно не есть исключительный элемент права. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, человек, как единичная личность, неизбежно входит в соприкосновение с другими людьми. Неизбежное присутствие общественного элемента в праве зависит от многих причин, обусловливающих самое возникновение человеческих общежитий. Ближайшее рассмотрение как физической, так и духовной природы человека, привело к тому убеждению, что человек не может жить отдельно от других людей. Кроме того, сама ограниченность территории земли должна была привести людей к совместной жизни. При такой зависимости людей друг от друга, человек не может пользоваться безусловным правом на обладание внешними предметами или объектами прав, т. е. субъективное право не может проявляться безусловно, без всякого препятствия со стороны других людей. Когда соприкосновение людей сопровождается борьбой их интересов, то необходимо разграничение этих интересов.

Когда же совместное обладание многих лиц одними и теми же объектами прав может содействовать наилучшему удовлетворению их одинаковых потребностей, то образуется общение или соединение людей. Совокупность лиц, организованных в общество, считает себя в праве регулировать права и отношение отдельных лиц к объектам, признавать за определёнными лицами права на известные действия, в которых они выражают свои отношения к объектам прав; и такое признание также составляет существенный и необходимый признак всякого права. Оно определяет долю свободы каждого члена, находящегося среди общества, в области его отношений к объектам прав.

Совокупность условий, при которых отдельные лица могут достигать обладания или пользования объектами прав в обществе, и составляет общественный элемент права.

Из выше сказанного следует, что для лучшего удовлетворения потребностей и пользования теми или другими благами жизни, люди группируются в разнообразные соединения.

Эти соединения различаются по роду потребностей, по роду объектов и по самой своей природе. По роду потребностей соединения получают названия – учёных обществ, художественных, акционерных и т. д.; по роду объектов могут быть общества взаимного кредита и др.; по самой природе соединения бывают семейные соединенеия (семья), церковные, государственные и т. д.

5) Формальные элемент права. Все люди имеют равное право свободно развивать свою природу через удовлетворение своих разумных потребностей. Между тем объекты, могущие служить их целям, по своему количеству ограничены. Во избежание столкновений между людьми из-за обладания объектами, необходимо должен существовать какой-нибудь порядок для субъектов в способах приобретения, пользования и распоряжения и отчуждения объектов. Порядок этот должен утверждаться на основаниях, имеющих авторитет и значение для всех людей. Такой нормой для отношений субъектов и объектов является порядок, определяемый внешним образом со стороны общества. Это есть формальный элемент права. Нормы права бывают различны по происхождению: одни возникают путём обычая – обычное право, другие путём законодательства – писаное право. Формальный элемент права составляет необходимую часть содержания права. Но эта форма, как и всякая другая, обуславливается содержанием; без содержания она немыслима. Содержание, наполняющее собой формальный элемент права, состоит из идеи правды и справедливости. Идея правды и составляет идеальный элемент.

6) Идеальный элемент права. Вся видимая природа, как в своей совокупности, так и в частях, развивается по законам. Человек есть часть вселенной. Наблюдения показывают, что и человеческая природа подчинена определённым законам. Поэтому, как для отдельного человека, так и для целых человеческих племён существуют определённые правила развития. Непременно должны существовать такие законы в строе развития племён и народов, по которым люди могут достигнуть самого лучшего положения, или такого положения, которое соответствовало бы законам, и если бы они могли жить по этим законам, то на земле воцарилась бы абсолютная правда, т. е. полное соответствие жизни людей тем самым законам, которые даны человеческой природе. Но людям эти законы не открыты.

До познания их люди могут постепенно доходить. При этом они применяют самые разнообразные способы и средства, встречая на своём пути большие затруднения. Но человеческий род перед трудностями отыскивания правды не останавливается, и люди неустанно стремятся к познанию законов абсолютной правды. Их стремления достигаются лишь в некоторой степени. В каждом народе устанавливаются законы правды, не совпадающие с законами абсолютной правды. Люди приближаются к познанию абсолютной правды постепенно, и та степень познания правды, которая в данное время осуществляется – есть справедливость. Понятно отсюда, почему справедливость понимается различно – в разные времена, различными лицами и даже всем человечеством.

Таким образом, правда абсолютная лишь с течением времени будет известна людям, а теперь люди только выясняют справедливость. Это осуществление справедливости каждого отдельного лица и выражается в форме права. Справедливость же, сознаваемая в целых союзах, обществах и государствах, принимает положительные формы и выражается в юридических обычаях и законах, которыми устанавливается порядок общежития или, что тоже, право в формальном смысле. Справедливость, сознаваемая и выражаемая обществом с отдельными лицами в форме права, научным образом разъясняется наукой права или юриспруденцией.

Определение права. Выяснив существо главнейших элементов права, мы займёмся уяснением, что такое право, и как его понимать в субъективном, объективном смысле и в смысле науки.

Отвечая на первый вопрос, мы можем сказать, что право есть выражение понятия справедливости в данное время и в данном народе. Право вытекает из сущности вещей, которые служат объектом удовлетворения наших потребностей, право есть норма отношения людей, порядок общественной жизни.

а) Правом в субъективном смысле называется способность, возможность и необходимость лица физического или юридического на то или другое положение или действие для достижения цели его жизни, основанной на правде и справедливости, и признаваемое таковым со стороны общества или государства. Вот еще одно определение права в субъективном смысле: правом в субъективном смысле называется свобода лица или дозволение на это действие, основанное на требованиях правды и справедливости. Из положения Канта «Всё человеку дозволяется, что не запрещается» вытекает следующее определение права: право свободы одного есть ограничение свободы других лиц.

б) Правом в объективном смысле называется и каждая отдельная норма, которой предоставляется власть одному лицу и обязывает другое лицо к определённым действиям, – и совокупность норм, которыми определяют взаимные права и обязанности лиц друг к другу. Обращаем внимание на следующее определение права в объективном смысле: право в объективном смысле есть нормальный и справедливый порядок общежития людей, который для успешного достижения целей человеческой жизни устанавливается в определённых формах (обычае и законодательстве) представителями и выразителями народной правды, и который постепенно усовершается посредством рассудочно верного понимания и познавания в данном периоде потребностей человеческой жизни, справедливых отношений между людьми, средств, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и той среды, в которой эти законы существуют.

в) Наконец, право в смысле науки есть идеальное и систематическое изложение справедливых и законных норм разных сторон общежития, норм получаемых и разрабатываемых данной наукой, напр. Гражданское пр., уголовное пр., церковное пр. и т. д.

II. Религия или вера

В термин «Церковное право» входит составной частью церковь. Термин «Церковь» предполагает религию или веру. Чтобы выяснить содержание и существо области Церковного права, мы должны остановиться на выяснении понятия религии, церкви и вероисповедных обществ и затем указать отношение между правом с одной стороны, и религией и церковью – с другой.

В человеке есть врождённая, ничем не истребляемая и ничем не заменимая потребность верить, доверять, что есть правда, что есть добро. На этой психологической способности и развивается то явление в человеческом роде, которое и называется религией или верой. Доказательством существования в нас этой веры служат результаты психологических наблюдений. Если бы не было в нас способности верить, мы были бы обречены на полнейшее невежество. Примером может служить дитя, усвояющее произношение букв только при помощи веры, что такая-то буква произносится так-то, а не иначе. Точно также было бы невозможно взаимное общение между людьми, если бы не было веры в то, что люди говорят правду, поступают честно. Человек, берущийся за какое-нибудь дело, верит, что он достигнет успеха в своём предприятии. Эта то способность людей верить, доверять в своём высшем развитии и есть вера, или религия.

Даже лица, отвергающие религию, признают какие-то общие начала, которые усвояются человеком верой, – как например материалисты верят, а доказать не могут, что материя есть начало всякого бытия.

Итак, вера есть неотъемлемая способность каждого человека, но способность эта может развиваться неодинаково, и потому содержание веры или религии чрезвычайно разнообразно и представляется своеобразным в понятии и сознании каждого отдельного человека. Но в каждом религиозном обществе есть ещё положительные учения, догматы веры. Такие положительные учения признаются членами этого религиозного общества за истины, которые им открыты от самого Бога. К числу таких положительных религий и относится христианская вера. Религия или вера христианская есть религия, или учение, установленное самим Сыном Божьим и распространённое Его Апостолами. Эта религия получила в истории такое значение, с нравственной силой которого не может сравниться никакая другая религия.

Вероисповедные общества. Итак, религия – это психологическое явление в человеческой природе, присущее каждому отдельному субъекту со времени определённого возраста. В каждом человеке, как мы уже говорили, есть незаменимая потребность определить свои отношения ко всему сущему. Потребность эта служит основанием того психологического явления, которое называется верой. В субъективном смысле вера есть потребность человека установить свои отношения к самому высшему добру, к первопричине всего. В объективном смысле вера есть совокупность истин вероучения и нравоучения, которые исповедниками этих истин признаются за откровения Божества.

Религия, или вера, в субъективном или объективном смысле может служить основание происхождения разных взаимных общений между людьми. Вера в субъективном смысле не есть только, как думают иные, чувство. Она не есть также только лишь совокупность истин вероучения или совокупность правил жизни. Она есть и чувство и совокупность правил и истин, и является настроением всей жизни человека. Понятие. Что религия есть только чувство, есть одностороннее понятие. Односторонне и то представление, будто религия есть совокупность правил и истин. Религия есть настроение всех сил человека, способностей всей его жизни. Под влиянием религии религиозный человек выражает свои отношения к другим лицам и устанавливает такие по нравственные своим началам; если человек действует, проникшись определёнными понятиями религиозности, то посторонние лица могут твёрдо определить, как он будет к ним относиться.

Если религия есть не только чувство, но настроение всех сил человека, способностей всей его жизни и прочее, то это даёт содержание для права, так как внешние отношения регулируются правом. Религия в объективном смысле есть достояние многих лиц, часто миллионов людей. Религия положительная является учреждением для тех лиц, которые её принимают, учреждение, около которого группируются множество лиц, является достоянием народов. Это взаимоотношение этих лиц служить содержанием для права. Эти лица стараются установить взаимные отношения, установить то, что называется культом или богослужением. Таким образом, религия объединяет множество лиц, которые входят во взаимные отношения. Те общения людей, которые происходят под влиянием общих религиозных воззрений, называются религиозным или вероисповедным обществом. А всякое общество со с тороны своей структуры и заведывания предметами вероисповедания должно иметь своё устройство, свои отношения к другим вероисповедным обществам, и это составляет содержание права.

Вероисповедных обществ много и в истории и в нынешнее время. Больше всего их в России. Вероисповедные общества носят различные названия. Некоторые называются по имени основателей, другие по имени того народа, среди которого господствуют определённые воззрения. Например, магометанство, иудейство.

Христианская церковь. Многие христианские общества называют себя церквями. Этим именем называют себя последователи Христа, верующие в Его учение в том виде, в каком оно преподано от Его Апостолов. Самое слово «церковь» употребляется в трояком смысле: 1) в смысле учреждения; 2) в смысле общества; 3) в смысле того и другого в совокупности. Церковь, или общение христиан в первые века христианства уже имело определённые признаки, и из этих признаков и составлялось определение церкви. Оно охраняется в Православной церкви до настоящего времени. Православная церковь определяет понятие церкви следующим образом: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединённых православной верой, священноначалием и таинствами».

Это определение имело общее значение для всех христиан в течение первых веков христианства. В IX в. произошло разделение христианской церкви на 2 части: западную, или римско-католическую и восточную. В определение западной церкви внесён был признак, не принимаемый лицами, относящимися к восточной церкви: главенство папы. Затем в XVI в. выделилась значительная часть западной церкви под влиянием религиозной реформации.

Образовались церкви: ев.-лютеранская, реформатская, англиканская. В каждой из них составлялось особое определение церкви. В определение вносились особые признаки, которые отличали эту церковь от других. Протестанты, напр., так определяют церковь: «Церковь есть обучение людей, соединённых между собой верованием в Господа и живущих в нём».. Таким образом, понятия о церкви составлялись разными обществами под влиянием разных догматических учений.

Когда в Западной и Восточной Европе образовалось несколько христианских вероисповедных обществ, и когда стали возникать вопросы о положении их в государстве, и когда открылась необходимость определить юридическое отношение государства к этим обществам, стали составлять понятие о церкви независимо от богословских учений.

Так, философы (Локк, Спиноза, Гоббез), а за ними и юристы стали высказывать и давать свои философские или юридические определения церкви. Эти определения составлялись для того, чтобы из них можно было выводить положения об одинаковых отношениях государства ко всем вероисповедным обществам. Но эти определения в установленном порядке в установлении юридических норм не давали себе сами вероисповедные общества. За тем, едва ли возможно установить одинаковые нормы отношений государства ко всем церквам, – к таким, которые состоят из нескольких десятков, или сотен?

Как же мы должны понимать церковь? Так как понятие церкви составляется на основании догматических учений, то юристы не должны вмешиваться в богословский спор; они должны отделять область общежития и область вероисповедных понятий. Для юристов вероисповедные понятия должны быть готовыми данными. Составлять для себя понятие церкви юристу или философу нет надобности. Ему следует лишь знать, какое вероисповедное общество существует, и как следует понимать положение его в государстве с точки зрения правды и справедливости. Законодатели и юристы усвояют каждому вероисповедному обществу то наименование, какое принимается самим обществом. Есть такие религиозные общества, которые не могут усвоить себе название церкви. Таковы все нехристианские общества (иудейское, магоментанское) и некоторые их христианских обществ. У нас многие старообрядческие и сектанские общества не желают называть себя церквями. Потом, по содержанию своего вероучения, по своим отношениям к государству религиозные общества весьма разнообразны. Есть такие, которые по своим вероучениям не допускают мысли, чтобы государственная власть могла издавать какие-нибудь распоряжения относительно этого общества. Цели государственные требуют, чтобы государство относилось к религиозным обществам соответственно самому существу религиозных учений этого общества и отношения его к интересам и целям государства.

Наше русское законодательство совершенно основательно сохраняет за религиозными обществами те самые названия, которые они сами себе усвояют. Так, оно оставляет название церкви за церквями Православной, Римско-католической и Евангелическо-Лютеранской; но Евангелическо-реформатское общество, старообрядческие, еврейское, магометанское, ламаитское и т. п. Общества ни сами себя не называют церковью, ни законодательство наше не усвояет им такого названия.

Таким образом, наша постановка данного вопроса с точки зрения науки Церковного права оказывается в согласии с пониманием этого предмета русским законодательством.

Но есть некоторые внутренние основания, по которым сами, те или другие общества религиозные, усвояют себе название церкви. Есть такие положения, которые усвояются всеми религиозными обществами, называющими себя сим именем. Обратимся к рассмотрению этих внутренних оснований.

В догматическом учении и устройстве тех религиозных обществ, которые усвояют себе название церкви, существуют следующие признаки:

а) Вера во Христа. Те общества, которые не признают Иисуса Христа сыном Божьим, не называют себя церквями и государству нет надобности навязывать им это название.

б) Богоучереждённость религиозного общества.

в) Признаки необходимости иерархического устройства, по крайней мере, в главных чертах, на основании Священного Писания Нового Завета. Такие христианские общества, которые отрицают иерархическое устройство внутри себя, не называются церквями.

г) Обязательность для каждого члена общества одного общего учения и одинаковых нравственных законов. Собственно говоря, не может быть общества, если в нём не признаётся каких-либо общих правил, обязательных для всех членов этого общества. То же самое нужно заметить и по отношению к религиозным обществам, – и здесь необходим авторитет власти, установляющий обязательные нормы. Иначе является не религиозное общество, а собрание, собрание временное не постановляющее ничего обязательного.

На основании указанных признаков, название церкви носят: церковь Англиканская, Монофизитская, Коптская и т. д.; другие же христианские общества, не заключающие указанных признаков, не называются церквями.

Таким образом, на основании указанных признаков, согласно с нашими законодательными и указанными соображениями, оставляем за религиозными обществами (права которых будут излагаться) те названия, которые общества сами себе усвояют, и те понятия о церкви, которые выработаны самими церквями, мы принимаем в их неприкосновенности и на основании их излагаем учение о правах церкви. Но, относя понятие о церкви к догматическому учению и к области веры исповедных воззрений, мы, однако, извлекаем из этих понятий то, что может и должно составлять предмет права. Если же понятие о церкви, с одной стороны, принадлежит к догматам веры, к богооткровенным истинам, а не всякое право, с другой стороны, отыскивается людьми и носит на себе всегда отпечаток людского несовершенства, то возникает вопрос: какое отношение между правом и церковью? Может ли даже быть церковь предметом права? Отсюда возможно ли самое церковное право? Решение этих вопросов укажет нам следующая глава.

III. Право и церковь

1) Отношение между церковью и правом. Из сопоставления существенных признаков права и церкви мы может представить отношение между церковью и правом в следующих положениях.

а) Мы видели, что основания происхождения права в субъективном смысле лежит в самой природе человеческой. В природе человеческой есть много различных потребностей, в удовлетворении которых человек чувствует настоятельную необходимость; человек чувствует необходимость в обладании и пользовании объектом права для удовлетворения сознаваемых им потребностей. Следовательно, исходный пункт права есть сознание человеческих потребностей. В нас есть потребность к религии, и эта потребность есть сила, ничем неистребимая и выражающаяся во внешних действиях людей. При этом, каждая положительная религия в различных вещественных предметах, которые и могут служить объектом права. Следовательно, потребность религиозная также может служить основой права подобно тому, как и всякая другая потребность человека. Но религиозная потребность лиц, исповедающих христианскую православную веру, может удовлетворяться через посредство церкви. Следовательно, христианская религия даёт основу для происхождения права в области, обнимающей религиозную жизнь церкви. Или иначе христианская религия служит основанием права церкви.

б) Христианская церковь, как видно из предшествующего определения, есть установленное Богом общество людей, соединённой православной верой, священноначалием и таинствами. Но при разъяснении права было сказано, что субъектом права могут быть или физические или юридические лица. Между юридическими лицами мы встречаем общества, учреждения и союзы. Следовательно, христианская церковь, как общество и учреждение, может быть субъектом права.

в) В устройстве христианской церкви есть много установлений, которыми люди могут пользоваться только лишь при соблюдении определённых условий с их стороны. Стало быть, тут есть объект, которым люди могут пользоваться при соблюдении известных условий, что есть также признак права.

г) Всякий общественный союз, который устанавливается в государстве, есть форма общежития людей для достижения цели жизни этого союза. Стало быть, всякий общественный союз имеет своё особенное устройство; всякий союз устанавливает нормы для достижения целей этого союза, но нормы, определяющие жизнь людей, составляют содержание права. Христианская церковь, как общество, состоящее из множества лиц, преследует свои интересы и имеет своё особенное устройство. Следовательно, и она заключает в себе такое содержание, которое относится к области права.

д) Всякий общественный союз, созидающийся и образующийся для определённых целей, занимает определённое положение в государстве и других союзах. Но, вместе с тем, всякий общественный союз, созданный для определённых целей, становится объектом права и входит в отношение с государством посредством юридических органов. Христианская церковь, как союз, тоже должна пользоваться таким положением,– следовательно, и она может служить содержанием права, как объективного, так и субъективного.

Указанными положениями ясно доказывается, что церковь может быть рассматриваема с точки зрения права или с точки зрения юридической. Так или иначе, христианская церковь, как своеобразный общественный союз, является особой область в жизни людей, которая может быть регулируема правовыми нормами. Следовательно, Христианская церковь может давать содержание для особенной области прав, рассмотрение которых и составляет предмет того, что называется наукой Церковного права.

2) Определение Церковного права по его существу. Церковное право по его существу может быть понимаемо, как и всякое другое право: в смысле субъективном, объективном, идеальном и формальном, т. е. все значения права, которые можно находить при рассмотрении сущности права вообще, могут быть приложены и к Церковному праву.

В субъективном смысле Церковное право есть установленная, согласно с природой и целями церкви, на основании справедливости и призванная в обществе и государстве возможность, способность и власть церкви иметь своё самостоятельное устройство и самоуправление соответственно природе своей и достигать своих религиозных целей посредством определённых действий и отправлений согласно её назначению и религиозным потребностям её членов. Но спрашивается, действительно ли церковь может быть понимаема в субъективном смысле, или иначе, действительно ли церковь может обнаруживать право, может выражать потребность, которая служить основанием субъективного права?

Этот вопрос возникает ввиду того, что некоторые полагают, что всё, что церковь может иметь, она получает от государства, и что сама по себе она не может иметь никаких прав.

Доказательства противного следующие:

1) Выше было сказано, что для успешного достижения целей, доступных человеческой природе, для удовлетворения потребностей человеческой природы, люди соединяются в общества. Образование человеческих обществ для удовлетворения сознаваемых разумом потребностей и целей есть естественное явление и ничем неотвратимое. Как бы государство не стесняло образование общества, оно не может остановить его естественного развития.

Общества эхти приобретают права на существование по своим силам. Церковь есть общество, существование которого вызывается потребностью нравственной природы. Точно также и потребность к религии коренится в природе человеческой, и свидетельствует о величии человеческого духа. Вследствие этого она не может проявлять себя во внешней форме. Являющаяся совокупность лиц, проникнутых христианской верой, соответствует в высшей степени духовным потребностям человеческой природы, и если эти лица образуют церковь, то едва ли возможно отказать этому обществу в праве на существование. Если же признаётся право на существование, то необходимо дать уже право устроить организацию, при которой члены общества могут удовлетворить свои религиозные потребности. Таким образом, церковь имеет естественную возможность, способность и нравственную силу существовать и проявлять себя. Подобная возможность и способность и есть право в субъективном смысле.

2) Христианская церковь сама по себе есть великая нравственная сила, отрицать которую нельзя ни на основании опыта, на на основании истории, ни на основании разума и существа права; уничтожить церковь невозможно, и история показывает, что попытки к её уничтожению, в тех обществах, где есть религиозная жизнь, привели к обратным результатам, именно, к возвышению нравственной силы церкви. Только нравственная сила, воплотившись в организм общественный, и есть субъективное право.

3) Христианская церковь, по верованию членов, основанному на обещании её основателя, столько имеет жизни и силы для содействия человеческому развитию на законе любви к ближнему, что открыто свидетельствует о том , что она источник нравственной силы, поэтому усвояет себе право не только существовать, но и действовать. Это право основывается на веровании в обещание, дарованное ей её основателем.

4) Известно, что нравственность людей есть необходимая и важная сторона в природе человека, право общества и государства немыслимо и не может существовать без уважения нравственной стороны в природе человека. Но нравственность без религии едва ли может иметь какую-либо твёрдость и на следующем основании:

В филисофии права можно встретить значительное число попыток, как-нибудь самостоятельно поставить нравственность на крепких началах, которые бы уважались большим или меньшим количеством людей. Так может быть личная нравственность. Но она субъективна и не заключает в себе обязанности для других лиц. Установить общие нравственные правила, которые бы считались обязательными для всех, конечно, легко, но в действительности сделать их обязательными государство может не иначе, как по принуждению. Но нравственность по принуждению не есть чистая нравственность, она ведёт к лицемерию, а следовательно, и к безнравственности. Но оказывается, что никакая философская теория не в состоянии дать достаточной силы к исполнению нравственных требований: побуждений их в сравнении с религией весьма слабы. Между тем как всякое религиозное общество и ещё более христианская церковь есть хранительница нравственных законов человеческой жизни. Нет, не было, да и найдётся впредь средства у людей для созидания общих нравственных понятий, нравственных идеалов, независимо от веры.

Поэтому церковь заботится о сохранении нравственных идеалов, о проведении их в жизнь, как частных людей, так и в общественных явлениях, даёт необходимую силу для права и государства. Поэтому она справедливо считает за собой право на существование и деятельность в государстве, и государство не может считать себя в праве отказать в этом церкви, в особенности, христианское государство христианской церкви.

5) Государство и общество, уважая заслуги и значение церкви для жизни народа и отдельных лиц, признают за церковью право, которое она стяжала себе в истории и на котором основывает она своё действующее положение.

Итак, несомненно, что церковь может иметь право в субъективном смысле, а следовательно, может быть и понимаема в субъективном смысле.

В объективном смысле Церковное право понимается в том же самом значении, как и право в объективном смысле по отношению ко всем другим областям жизни. Церковное право в объективном смысле есть совокупность институтов – как объектов права, существующих в общественном союзе, подразумеваемом под церковью, совокупность условий, при которых человек может пользоваться этими институтами для своей религиозной цели в религиозном общественном союзе соответственно назначению церкви.

В смысле материальном, идеальном и формальном Церковное право есть совокупность, основанных на праве и справедливости норм, регулирующих общественный союз, называемый церковью, норм устройства этого союза, как учреждения его общественных отправлений жизни для религиозных целей, и норм отношений этого союза к народу, государству и обществу и среди других государственных союзов.

Таким образом, ясно, что существует такая особая область явлений жизни, которая по своему содержанию наполняет религиозный, самостоятельный, своеобразный общественный союз – церковь. Эта-то область явлений, которая может быть подведена под понятие права церкви и может быть выражена в известных нормах, правилах, совокупность которых составляет Церковное право. Эти нормы или совокупность их являются предметом собственной науки. Так как эта область явлений жизни, составляющая содержание церкви, своеобразна и самостоятельна, то и сама наука, изучающая её, самостоятельна. Эта наука и называется Церковным правом, Каноническим правом или Церковным законоведением.

Б. Церковное право как наука

1) Название науки Церковного права. Наука, занимающаяся исследованием религиозного общежития по христианским началам, носит различные названия: её называют Каноническим правом, Церковным законоведением и Церковным правом.

Необходимо разобрать эти названия: откуда они получили своё начало, в каком смысле употребляются и насколько они соответствуют содержанию и сущности нашей науки.

Наука наша иногда называется Каноническим правом. Название Каноническое право произошло от греческого слова ϰανόν. Первоначальное значение этого слова у классических римских писателей – прямой шест, прямая палка, всё прямое, на что можно опереться; в переносном смысле оно означает правило, руководство, образец для деятельности в искусстве и в общественной жизни.

В христианской церкви и в Священном Писании слово ϰανόν весьма рано стало употребляться в значении правила к руководству жизни (напр., в послании к Галатам 6 гл. 16 ст.). Ещё чаще в таком значении слова ϰανόν употреблялось у писателей I-го века, напр., у Климента Римского. Затем у христианских писателей каноном стали называть совокупность вниг Свящ. Писания, потому что они должны служить руководством в вероучении. В богослужении каноном стали называть совокупность известного рода песен. Весьма рано слово канон употребляется в смысле правила не только законов, изданных церковью. Таким образом, в смысле права канонами стали называться правила, установленные для устройства и отправления церкви, как особого религиозного учреждения и общественного союза. Такие правила были установлены не только апостолами, но и соборами вселенскими и поместными, а также отдельными отцами церкви. С XIV века, постановления, правила, установленные и принятые церковью для её устройства и управления, стали называться ϰανόνες канонами, в противоположность законам, издаваемым от государства, которые и назывались νόμοι. Это различие между канонами и законами со времён Юстиниана до X-го весьма твёрдо установилось в Римской юриспруденции и было принято во всех греческих сочинениях. Стало быть, канонами следует называть те правила, которые установлены в церкви церковью и при том приняты или утверждены соборами. Ввиду такого значения «канон», Каноническое право есть система изложения правил, установленных или принятых и утверждённых церковью, как собственное её законодательство, и относящихся до её внутреннего устройства и её управления. Теперь спрашивается: можно ли это название приложить к науке, которая исследует Церковное право? Из рассмотрения содержания предмета науки Церковного права следует, что это наука излагает и должна излагать право церкви не только на основании канонов, но также на основании государственных законов, общественного и обычного права. Именно потому, что право церкви во многих случаях нормируется не только церковью, но и государством и обществом. Следовательно, название «Каноническое право» не вполне соответствует содержанию и сущности нашей науки.

Далее, нашей науке дают название Церковного законоведения. Название «Церковное законоведение», по употреблению его в законодательстве русском, тождественно с названием «Церковное право»;но это название не вполне точно и не вполне соответствует содержанию нашей науки. Во-1-х, название «Церковное законоведение» не указывает на существование и содержание науки, как должно было бы указывать её название, и только указывает на отношение изучающего лица к содержанию изучаемой им науки, при том оно указывает на отношение изучающего эту науку только к одному из источников – закону. Тогда как Церковное право извлекается не только из законов, но и из жизни, из обычаев и из природы государства. Во-2-х, это название не точно, потому что оно даёт понять, что будто бы сущность нашей науки состоит из системы норм, законов государственных о церкви и только; но предыдущее изложение достаточно показало, что такой взгляд на нашу науку не может быть верен. Следовательно, и это название не соответствует сущности и содержанию нашей науки.

Название наиболее употребительное и соответствующее объёму и содержанию нашей науки есть «Церковное право». При чём в этом названии слово «право» должно пониматься совершенно так же, как во всякой другой юридической науке.

Название «Церковное право» наиболее распространённое. На Западе Европы везде нашу науку называют Kirchenrecht. Только ультрамонтаны удерживают название Канонического права. Это зависит от их особенного воззрения на законодательную власть папы. Воззрение, что деятельность церкви нормируется только церковными законами, освещёнными главой церкви, совершенно неверно. Какую бы законодательную власть каноническое общество не приписывало папе, всё-таки церковь Римско-Католическая подлежит и должна подлежать влиянию государственного законодательства и общественного обычая.

Итак, единственно верным и уже наиболее распространённым названием нашей науки является – «Церковное право».

2) Содержание курса науки Церковного права имеет своим назначением представить в научной и совокупной системе права всех вероисповедных обществ, терпимых в России, как христианских, так и нехристианских. Ввиду того, что в этом курсе будут рассмотрены права всех вероисповедных обществ, христианских и нехристианских, терпимых и даже нетерпимых, – то Церковное право следовало бы назвать «Правом вероисповедных обществ», но это название ещё не получило употребления. Да и при том в нашем курсе главным образом приходится говорить о христианской церкви.

Изложив содержание науки Церковного права, можно перейти к определению этой науки и к разрешению того вопроса, какой она имеет характер.

3) Определение науки Церковного права. Церковное право есть наука, изображающая церковь, как Богом учреждённое для достижения христианских, религиозно-нравственных целей, общество людей, верующих во Христа, канонически и юридически организованное в его устройстве, в отправлениях и самоуправлении, и находящееся в определённых правовых отношениях к государству и обществу.

Из этого определения, выведенного из понятия об отличительных правах церкви, можно выяснить и главное содержание, или точнее, предметы нашей науки. В ней должно быть изложено, во-1-х, учение об источниках Церковного права. Затем, во-2-х, учение об устройстве церкви; в-3-х, об организации и предметах церковного управления; в-4-х, наконец, о положении церкви в государстве и среди других общественных союзов. Но прежде этого, должно рассмотреть характер науки Церковного права.

4) Характер науки Церковного права. Существовали и продолжают существовать различные воззрения на характер науки Церковного права. Одни считают науку эту богословской наукой, другие – юридической. Первые даже дают ей определение: «Внешней догматики» в смысле вероучения. Это различие взглядов на характер науки Церковного права проявилось не только в З.Европе, но даже и у нас. В предшествовавших параграфах было указано на отношения права к церкви.

Из этих разъяснений достаточно видно, что и мы допускаем в нашей науке богословский элемент. Но этот элемент не подлежит в нашей науке подробному рассмотрению, расследованию и принимается, как готовое.

Существенное же содержание нашей науки – юридическая сторона церкви, или Церковное право в самом тесном смысле. Следовательно, материал нашей науки такой же, каким располагает всякая другая область юриспруденции. Для приведения материала нашей науки к юридическому его значению для учёной разработки, для изложения, для конструирования нашей науки, необходимы юридические приёмы. Внешняя конструкция нашей науки должна быть сходна с конструкцией других юридических наук. Поэтому, Церковное право есть наука чисто юридическая.

Но церковь есть не только юридический институт в строгом смысле, она есть и общество и должна быть рассматриваема также как общественный союз. Наука, исследующая законы общества и общественных союзов, как известно, называется социальной наукой. Поэтому Церковное право носит на себе черты и социальной науки. Следовательно, наука Церковного права есть по своему характеру наука социально-юридическая, но стоящая в связи с богословием.

5) Задача науки Церковного права. Что касается задачи науки Церковного права, то она состоит, во-1-х, в систематическом изложении всей совокупности норм устройства Церкви, её отправлений внутреннего управления и отношений церкви к государству и другим общественным союзам, и во-2-х, в выяснении внутреннего соответствия норм Церковного права с целями церкви, равно и с общими положениями науки права.

6) Методы научной разработки Церковного права. Для выполнения указанных выше задач, в нашей науке употреблялись и употребляются различные методы, конечно, методы те же самые, какие употребляются при разработке других юридических наук. Так, в истории нашей науки требовали метод теоретический. Особенно метод теоретический, при разработке вопросов нашей науки, практиковался в Германии в конце прошлого и в начале настоящего столетия. Этот метод появился под влиянием рационалистической школы философов, под влиянием воззрением Гегеля, Канта и др.

Теоретический метод в применении к нашей науке состоял в том, что путём чисто отвлечённого, философского мышления, созидалась общая идея религиозного общества, и эта идея тоже теоретически последовательно развивалась в разветвлении и приспособлении к различным проявлениям жизни отдельных, существующих поместных церквей. Так создавалась общая система Церковного права или то, что в Германии называется «Allgemeines Kirchenrecht». В подобного рода научных системах всё раскрывается чисто теоретическим образом, – не обращая никакого внимания на то, насколько эти теоретические выводы соответствуют действительной жизни церкви и права. Этот метод допускает в науке множество совершенно произвольных выводов, которые потом в жизни нисколько не оправдываются. Вообще, одна теория, не извлечённая из жизненных отношений, не может быть принята ни в одной отрасли юриспруденции, а в особенности в Церковном праве. Церковное право в жизни соприкасается с такими чувствительными сторонами существования человеческого, как религия, которая требует чрезвычайно осторожного, осмотрительного обращения. Предел Церковного права – религия и самые истинные понятия о правде и справедливости. Поэтому, положения науки Церковного права должны быть составлены самым осмотрительным образом и носить на себе вполне положительный характер. Тогда только Церковное право может получить действительную силу и значение в жизни. Конечно, и в нашей науке должна быть теория; но теоретические положения нашей науки не должны быть созидаемы произвольно, а извлекаемы из самой жизни церкви и из тех высших начал, на которых развивается право церкви, выражая в себе идею правды и справедливости, и основываясь на началах высшего вероучения.

Затем для разработки нашей науки употребляется также метод сравнительный. Сущность сравнительного метода, по отношению к нашей науке, состоит в том, что разные отдельные предметы нашей науки излагаются по праву и учению различных вероисповеданий или берётся какой-либо отдельный институт в известной церкви и сравнивается с положением этого института в других церквях и вероисповедных обществах. Напр., рассматривается понятие о браке в еврейском учении, в христианском и т. д., или рассматривается форма установления брака в различных церквях. Сравнительный метод теперь господствует при изложении нашей науки в германских университетах. Там рассматривается обыкновенное право двух вероисповедных обществ: Римско-Католического и Протестантского. Что касается до достоинства сравнительного метода, то он даёт наилучший материал для разъяснении предмета. При сравнительном способе разработки вопросов права приходят к выяснению более справедливых принципов – к выяснению того, как должен быть установлен тот или другой институт церкви.

Для нашей науки Церковного права необходимо отчасти пользоваться сравнительным методом, ввиду того разнообразия вероисповеданий, которые существуют в России, а также и в тех случаях, когда, во-1-х, сопоставление права различных вероисповеданий гораздо лучше может выяснить идею известного института и, во-2-х,– при ознакомлении с правом и других вероисповеданий, а не только с правом Русской Православной церкви, и, в-3-х, иногда для того, чтобы указать, как можно относиться с точки зрения права к институтам, существующим в различных вероисповедных обществах. Это весьма важно для практической деятельности юриста.

Кроме теоретического и сравнительного метода в разработке нашей науки употребляется ещё Исторический метод. По этому методу рассматривается и уясняется смысл юридического института путём рассмотрения его исторического развития. При этом указываются формы выражения института в то или другое время, у того или другого народа, затем изменение этих форм при известных условиях и изменение тех начал, которые выливались в эти формы. Посредством исторического рассмотрения институтов исследователь приходит к наилучшему выяснению современного положения их по действующему праву; этот метод разъясняет, каким образом сложилось это положение. Затем, исследователь, при рассмотрении исторического развития того или другого института, видит, что через все эти временные видоизменения постоянно проходит та или другая мысль существа института, и в то же самое время видит те формы, в которые мог выразиться и выражался институт. Выяснив при историческом рассмотрении идею института и те формы, в которых он выражался и мог выразиться, исследователь делает заключение о том, в какой форме или виде он должен быть. Указанный исторический метод теперь применяется почти ко всем юридическим наукам и развился он в конце прошлого столетия, благодаря деятельности Савиньи и ближайших его последователей.

Употребляется в нашей науке ещё метод, так называемый, практический. Согласно этому методу от изложения науки требуют практических указаний, чтобы всякий, при практической его деятельности, мог пользоваться этими указаниями в применении к отдельным случаям; но в науке невозможно предугадать все случаи действительности; наука должна представить теорию, общие начала, – практик уже сам может приложить эти начала к случаям жизни: большего наука дать не может.

При занятиях наукой Церковного права нельзя пользоваться исключительно одним из указанных методов, а необходимо соединить все эти методы или некоторые из них и при том таким образом, чтобы объективно-научное понимание общих начал права церкви в современном его состоянии достигалось через указание как теоретических начал, выразившихся в истории и современном действующем праве, так и на основании современного действующего законодательства и современных теоретических воззрений на право и церковь. Таки образом, в нашей науке Церковного права соединяется историко-догматический метод со сравнительным. Отдельно тот или другой метод можно употреблять тогда, когда при посредстве этого метода возможно наилучше разъяснить те или другие институты или положения науки.

Составители немецких учебников и руководств по Церковному праву излагают его, разделяя на три части: 1) об устройстве, 2) об управлении, 3) о внешних отношениях церкви, с присоединением к этому отделу учения об источниках.

План научного изложения Церковного права. Нам же изложение науки Церковного права представляется наиболее удобным и наиболее отвечающим требованиям методологии по следующему плану:

I. Об источниках Церковного права.

II. Об устройстве церкви.

III. О церковно-правительственной власти.

IV. О предметах церковного управления и имущества.

V. Об отношении государства к церкви.


Источник: Церковное право : Краткий курс лекций : Необходимое noсoбиe студентам при спушании лекций и для приготовления к экзаменам / прот. М.И. Горчакова ; С.-Петербургский Университет. - Издание студента Д. Ширяева, исправленное и дополненное под личным руководством профессора. - С.-Петербург : Тип. И. Флейтмана, 1909. - [3], 338 с.

Комментарии для сайта Cackle