Источник

Примирение разностей в евангельских сказаниях о времени распятия Иисуса Христа

Диакон Кудрявцев. «Христианское чтение», 1867

По Евангелию от Иоанна, в шестом часу судебный приговор принимает только более решительный характер (Ин. 19:14). По сказаниям же первых евангелистов, в третьем часу уже последовало распятие (Мк. 15:25), а от шестого до девятого была уже тьма (ст. 33). Такие указания были бы действительно указаниями противоречащими, если бы необходимо принять было, что, как евангелист Иоанн, так и первые евангелисты следовали в определении времени одному и тому же обычаю. Но в том-то и дело, что евангелист Иоанн как имевший в виду повествования предшественников и как назначавший свои повествования для читателей, мало знакомых с судейским времяопределением, счел нужным, как очевидец событий, определить время так, как определялось оно при римском судопроизводстве. Римляне при производстве суда счисление часов начинали от средины ночи, так что шестой час равнялся нашему шестому часу. Между тем первые евангелисты определяют время согласно с иудейскими обычаями – от начала утра. От этого произошло кажущееся различие. Следовательно, стоит только принять во внимание это обстоятельство, и кажущееся противоречие падет само собою. Если около шестого часа по римскому счислению Пилат взошел на судебное место, чтобы произнести окончательно приговор над Иисусом, если принять еще то обстоятельство, что вместе с Господом произнесен был приговор над двумя преступниками, что довольно потратилось времени на путешествие до Голгофы, на приготовление к распятию, то время распятия и по Евангелию от Иоанна будет соответствовать тому третьему часу, о котором, согласно обыденному счислению времени, говорит евангелист Марк, то есть будет соответствовать нашему девятому часу. Что таково именно было счисление времени у римлян, об этом свидетельствует ученый Гуг. Приведя множество мест из сочинений Плутарха, Макровия, Цицерона, Сенеки и многих других писателей, где прямо говорится, что таково именно было счисление времени у римлян, Гуг прибавляет: если Иоанн обозначает шестой час утра как время произнесения судебного решения, то он, так как писал для христиан из язычников, следует в этом римскому судебному языку. Итак, определение времени евангелистом Иоанном, будучи соглашено с обыденным иудейским счислением времени, никак не может стоять в противоречии.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle