Распятие и смерть Иисуса Христа
Мысли св. Григория Нисского о тайне Креста
«Воскресное чтение», 1819
Кто может достаточно изъяснить тайну креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он восхотел и избрал сей один, как Сам предрек, говоря о Себе: подобает Сыну Человеческому… Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы другой кто, но, по таинственной некоей необходимости, обозначает и как бы узаконяет для Себя один род смерти: Подобает Сыну Человеческому много пострадати… и пропяту быти и в третий день воскреснути (Лк. 9:22; 24:7).
Вникни в значение этого подобает и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме креста. Какая же причина сего? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… Один, говорю, Павел может истолковать эту тайну креста, как отчасти и сделал сие в Послании к Ефесянам, когда, разъясняя ее для них, говорит: Да возможете разумети со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие (Еф. 3: 18–19). Не произвольно, конечно, Божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ креста, но самое уже сие показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор сей ясно прозрел в самую истину вещи, ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных рогов, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру; потому-то апостол каждой из частей сего очертания усвояет особое наименование, и именно – ту, которая из средины нисходит к низу, называет глубиною, а идущую вверх – высотою, обе же протянутые поперек– широтою и долготою. Сим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земли от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает манием Божественным под осенением крестным.
Можешь еще созерцать вещи Божественные и в представлениях души твоей, ибо воззри на небо и умом обними преисподняя, а равно простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание креста, простирающего концы свои от верха к низу и от одного края земли до другого. Сие очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо (это высота), Ты тамо еси: аще сниду во ад (это глубина) – тамо еси: аще возму крыле мои рано, то есть на заре, с востока солнца, (это широта) и вселюся в последних моря, – а морем у иудеев назывался запад (это долгота), и тамо рука Твоя наставит мя (Пс. 138:8–9). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание креста? «Ты еси, – говорит он к Богу, – Тот, Который повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь; Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ошуюю». По той же причине и святой апостол говорит, что в то время, когда все преисполнено будет веры и ведения, Сущий паче всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (Еф. 1:21; Флп. 2:10).
По моему мнению, тайна креста сокрыта также и в иной иоте (если рассматривать ее с верхнею поперечною чертою †), которая и небес крепче и земли тверже, и всех вещей прочнее, и о которой говорит Спаситель: Небо и земля прейдет, иота едина или черта не прейдет от закона (Мф. 5:18). Мне кажется, что сии Божественные слова имеют в виду – таинственно и яко зерцалом, в гадании показать, что образом креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
По сим-то причинам Господь не просто сказал: подобает Сыну Человеческому умереть, но пропяту быти, для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что во образе креста сокрыта всемогущая сила Того, Который почил на нем и благоизволил, да крест является всячески во всем!