Источник

Погребение Господа нашего Иисуса Христа

(Мф. 27:57–66 и парал.)

Архим. Фотий. «Духовная беседа», т. 17

Получив отрадное дозволение от Пилата – снять со креста тело Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский спешит исполнить священное желание своего сердца: снимает драгоценное для него тело благоговейно чтимого Учителя своего (Пророка, как он думал, конечно, о Спасителе) и, купив плащаницу чистую, или чистое полотно, приуготовил ее для сего погребения. В это время приходит и присоединяется к нему друг по служению, и наипаче по духу, Никодим, также ученик Иисуса Христа, дабы вкупе устроить погребение Умершему. У богатого Иосифа, невдалеке от Голгофы, был сад, и в нем иссеченный в камени – в каменистом месте или скале – новый гроб (то есть пещера), в котором еще никто не был погребен и который приготовил было Иосиф для себя самого. Сей-то самый гроб уступает он для погребения тела высокочтимого им Мертвеца Сего. А Никодим приносит для сего драгоценные ароматы или благовонные вещества в весьма значительном количестве – соединение смирны и алоя. Уготовив все это, они приемлют тело Иисусово, обвивают его чистою плащаницею, покрытою ароматами, – как было в обычае у иудеев совершать погребение – и полагают пречистое тело в новом гробе. Потом, возвалив камень велий над двери гроба, отходят. Полагается камень по тому же обычаю: это служило заграждением входа во гроб и памятником гроба. Видно, что и эти приближенные и преданные к Спасителю ученики не думали о скором воскресении Погребаемого, и погребали Его навсегда, до последнего дня мира. Обвивают тело плащаницею, обложенною ароматами, тоже по обычаю погребения у иудеев. Так погребен был и Лазарь, которого воззвал из гроба всесильным, животворящим гласом Своим Господь Спаситель, и мертвый воскрес и пошел из гроба, обязан, сказано, рукама и ногама укроем или платом, – сповитый весь, как младенец. Добрый и знаменательный обычай! Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его.

Смерть, действительно, есть переход, как бы рождение души в новую, высшую жизнь; и само тело человека верующего вселяется во гроб, на уповании воскресения.

Что же враги Христа Спасителя? Торжество злобы их, когда при распятии Господа солнце померкло, а вдруг, со смертью Его, земля потрясеся, камние распадеся (что почти все бывшие на Голгофе признали за чудо и возвращались оттуда, бия в перси своя в чувстве скорби о невинном Страдальце и при виде такого важного чуда), – торжество злобы врагов Спасителя довольно помрачилось, и они присмирели; но сердца их, твердейшие камней, не сокрушились раскаянием. Они помышляют о новом деле злобы своей против Господа, преследуют Его не только до креста, а и в самом гробе, не только распятого, но и погребенного. Внимательно, сколько можно, слушая все слова Спасителя при жизни Его, не для верования и спасения своего, а подстерегая их, дабы уловить Его в слове и что-либо сказать в Его осуждение, они, быть может, лучше всех заметили слова Господа, в которых Он предсказал о Своем тридневном воскресении и, не веря им по злобе и нечестию своему, на другой день, то есть утром в субботу обращаются к Пилату с просьбою – повелеть утвердить гроб Христов до третьего дня, дабы, по их лукавому и злому предположению, ученики Иисуса Христа не похитили нощию тело Иисусово и не сказали, что Он восстал от мертвых. Пилат дает им стражу, и они с злою радостью в утро того же дня субботнего приставляют стражу ко гробу, а камень печатают своею печатью. Но это самое, вопреки их желанию и намерению, послужит и будет служить еще к большему уверению не только в истине смерти и погребения, а и воскресения Господа. Так совершилось погребение Спасителя и Господа!

Что мы здесь видим? Что нас особенно поражает? Какое назидание можем извлечь из этого события? Какая тайна промысла Божия открывается в нем?

Прежде всего, конечно, трогает нашу душу усердие преданных Господу учеников Его Иосифа и Никодима. Они не хотят допустить, чтобы тело благоговейно чтимого ими Учителя, снятое распинателями со креста по причине наступающего праздника, да не останутся телеса в субботу, было погребено в каком-либо неприличном месте, с телами разбойников, и хотят погрести Его с честью, обычным погребением. Они действовали по внушению своего любящего сердца, а между тем послужили к исполнению древнего пророчества, по которому погребение пострадавшего Мессии будет у богатого (Ис. 63:9), что покой Его будет честь и с миром погребение Его.

Смертью умрете, сказано первому Адаму. Почему и Искупитель – второй Адам должен был умереть один за всех, для избавления всех от смерти вечной. Земля еси, и в землю отыдеши, сказано падшему прародителю; потому и второму Адаму нужно было, хотя на некоторое малое время, отойти в землю, быть в недрах ее. И вот Он чрез погребение пребывает в сердце земли, как второй Адам.

Нужно было Господу приять погребение, дабы уверить еще более в истине смерти Своей, что Он действительно пострадал пречистым телом Своим, которое и погребено было во гробе.

Нужно было приять погребение Господу, дабы ввести жизнь и силу воскресения в наши гробы, от силы Своего животворящего гроба, и дабы сущим во гробах даровать воскресение и жизнь.

Нужно было Господу возлечь во гроб и приять погребение, дабы разогнать, сколько можно, страх и мрак гробов наших, дабы Ему – Спасителю – духовно и благодатно быть и при наших гробах, чтобы верующая душа могла рещи во уповании: аще и иду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.

Нужно было приять погребение Господу, чтобы освятить наши гробы и наше погребение и вместе с сим освятить самые недра земли, вселившись в них пречистым телом Своим чрез тридневное погребение. Так, Своим крещением, погружаясь в Иордане, Он освятил естество водное; вознесенный на крест, Своим крестом, вися на нем, освятил все четыре страны мира воздушные, – и высоту, и широту, и глубину, и долготу вселенной. Погребением Он освящает недра земные.

Нужно было, по телу, приять погребение Господу, в соответствие и сообразность с самым сошествием Своим душою во ад. Ибо Он, Вездесущий, будучи во гробе плотию с Божеством Своим, – душою в это время также вместе с Божеством Своим сходил во ад для нашего спасения: посетил там умерший род человеческий, от самых дней Адама переходивший туда. Духовное солнце наше зашло во гроб, но не погасло, а только сокрылось на время, дабы взойти в другом, так сказать, полушарии духовном, в мире душ, отшедших отселе, взойти, дабы озарить их светом веры и извести в царство света. Так Он, премилосердый, возлюбил нас, что не только сшел с неба на землю, восшел на крест, сошел в землю, а и нисшел во ад ради нашего спасения.

Наконец, Сыну Божию – Христу Спасителю нужно было приять погребение потому, что крестною смертью должно было окончиться безмерное уничижение Его. Подобало Сыну Божию пострадати и потом внити в славу Свою. Проблеск этой славы виден уже в самом погребении Господа Он приемлет погребение, и погребение славное и богатое. Во-первых, погребается благочестивыми и богоугоднейшими людьми, их чистыми руками. Об Иосифе сказано, что он был муж благ и праведен; подобный ему был и Никодим, сотрудник ему в сем святом деле, или подвиге. Они, можно сказать, намеренно воздвигнуты для сего Богом, подобно как Симеон – для воцерковления Христа младенствующего, и Иоанн Предтеча – для совершения крещения над Ним во Иордане. Погребается Господь богатыми людьми и богатым погребением в новом, в камени иссеченном, гробе (или пещере), чистом, в котором никто не был положен; обвивается чистою плащаницею с драгоценными благовонными ароматами, в обильном их количестве, – погребается, как могли погребаться только самые богатые люди тогдашнего времени. И дам богатая вместо погребения Его. Погребается в вертограде, в тихий вечер весенний, что соответствует и свойству самого события сего – смерти или успения: Господь, позде сущу, возлегает во гроб, как бы на одр нощный – при тишине природы внешней, при утишении самого шума и молвы народной, бывших на Голгофе, и самой злобы врагов. И будет покой Его – честь, и он действительно есть честь.

Но вот враги Господни наутро рано злоумышляют новые козни на Умершего, окружают стражею гроб Его. Не нарушает ли это чести гроба? Не нарушает и не уменьшает, а еще больше умножает ее; враги Христа Спасителя, сами не зная того и против намерения своего, делают это. Так и Каиафа, в чувстве злобы, говорил: уне есть – лучше, да един умрет за люди; а между тем ненамеренно пророчествует о том, что Спасителю нужно умереть для спасения всех людей. Подобно этому и здесь враги Господа совещают злая, а выходит, против воли их, благая. Приставляют стражу ко гробу, из ложного опасения похищения тела Господня; а между тем стража эта стоит у гроба сего, подобно как и гробы царей окружаются стражею, ради чести и важности их. Так и пред крестною казнию Спасителя злоба врагов облекает Его в червленую или багряного цвета одежду, возлагает на Него венец терновый, дает трость в десницу Его, злоба ругается над Ним, а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является Царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Сами дают трость в руку Его, да сокрушит Он непокаянных врагов Своих жезлом яко сосуды скудельничи. Так и здесь покой Его – честь.

Воспоминая честное и славное погребение Господа, можно ли не воспомянуть при сем и не ублажить Иосифа приснопамятного и Никодима, мудрого сотрудника его в этом святейшем деле! Сама Церковь, по руководству повествования евангельского, воспоминает их и ублажает в священно-трогательных песнях своих, и призывает всех нас к их ублажению. Приидите, поет она, ублажим Иосифа приснопамятного, живота всех у Пилата испросившего и купно с Никодимом приявшего на руки свои Того, Который держит всю тварь; одеющагося светом, яко ризою, облекающего небо облаки, они облекают плащаницею. Ублажим его, достоблаженного, дерзнувшего приступить к Пилату и испросить погрести тело Господа, всеми оставленного. Ублажим его, уступившего распятому на кресте Спасителю свой новый гроб в вертограде своем! Ублажим их, совершивших погребение Господа! Счастливый жребий! Достоблаженная участь!

Можно ли и нам иметь теперь эту участь, хотя как-либо участвовать в ней? Можно, потому что и мы можем сделать, если не это же самое, то подобное сему. Храм Божий есть такое место, где находятся гроб и плащаница Христовы; это святой престол, где Спаситель почивает Своим Телом и Кровию. Так, и теперь Господь нередко имеет нужду в новом гробе, или престоле, а паче в плащанице, или вообще утвари церковной. Почему и теперь можно делать подобное тому, что сделали ублажаемый Иосиф с Никодимом. Способствующий благолепию храма своим посильным приношением поступает подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы. Немалое воздаяние от Господа ожидает таких. Святая Церковь каждодневно молится о них, чтобы Господь освятил любящих благолепие дому Его и воспрославил их Божественною славою. И Он воспрославит их. Кто заботится о жилище Божием здесь, тому Господь уготовит обитель там.

Есть еще средство подражать Иосифу и Никодиму. Нищие суть как бы образы и представители Христовы: кто оденет нагого или полуобнаженного, тот как бы обвиет Господа плащаницею. И Господь не останется в Долгу: сторицею, тысячекратно воздаст за сие; ибо Он щедр и любит ущедрять в воздаяниях Своих.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle