Источник

Вопрос и ответ к словам Иисуса Христа: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил?

(Мф. 27:46)

«Душеполезное чтение», 1864

Вопрос. Есть ли возможность узнать истинное значение слов Иисуса Христа, произнесенных со креста: Боже Мой, Боже Мой! векую Мя еси оставил?

Ежели Божество хотя на миг оставляло Иисуса, то было время, когда Он был не Богочеловек, а просто человек (что богохульно); если же не оставляло, то напрасны те слова, произнесенные Иисусом, сущей Истиной (что нелепо). Середины, однако, не видно. Лица, писавшие об этом предмете, едва касались предмета; следовательно, он не важен и не точно известен. Преосвященный Иннокентий в своем сочинении «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» не решился сказать об этом ничего более, как только: «Богочеловек испил полную чашу страданий и был оставлен Отцом, чтобы нам не быть оставленными Богом». Святой Лев, Папа Римский, говорит, что Иисус Христос не мог быть оставлен Тем, от Кого неотделим, и что Он спрашивал за нас, немощных, а не за Себя. Подобно думает и святой Нил, подвижник Синайский. Но в Евангелии нет этого, чтобы Спаситель обратил те слова к Богу Отцу не от Себя и не за Себя, а от нас и за нас человеков; нет того и в преданиях апостольских, и в учении Вселенской Церкви: следовательно, мысль эта произвольна, составляет частное мнение только некоторых отдельных лиц и потому не есть непременно истина; между тем слова: «Векую Мя еси оставил?» – стоят в Евангелии.

Ответ. Для объяснения слов: Боже Мой, вскую Мя еси оставил? (Мф. 27:46) надобно обратить внимание на то, что Иисус Христос, будучи Богом, был в то же время и человек в полном смысле этого слова. Как человек, Он имел нужду для совершения высоких подвигов в сверхъестественной помощи Божией. Поэтому, хотя Он Сам был Лицо Божеское, но вступлению Его в общественное служение предшествовало обильное излияние на Него Святого Духа от Бога Отца при крещении. И как личное соединение в Иисусе Христе естества Божеского с человеческим нисколько не увеличилось вследствие ниспослания на Него Святого Духа при крещении; так оно не могло и уменьшиться или прекратиться в том случае, если сверхъестественная помощь Божия человеческому естеству Иисуса Христа была уменьшена или совершенно прекращена. Такое уменьшение или, может быть, совершенное прекращение сверхъестественной помощи Божией потерпел Искупитель наш в последние минуты Своих страданий, что и высказано Им в словах: Боже Мой, Боже Мой, векую Мя еси оставил? Таким образом, истинное значение сих слов нисколько не благоприятствует мнению, будто личное соединение в Иисусе Христе естества Божеского с человеческим когда-либо прекращалось.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 2. – 832 с.

Комментарии для сайта Cackle