Суд первосвященников
Об отречении Петра
Св. Исидор Пелусиот. Творения свв. отцов. Тв. Исидора Пелусиота
Первоначальный в апостолах, троекратно отрекшись Господа, указал тем на грех всех человеков, троекратно отвергшихся Сотворшего: и когда дана первая заповедь, и когда постановлен закон писанный, и когда воплотилось Слово – Бог наш. И сей-то грех исцелил троекратным также покаянием, и врачевство предложив соответственное язве и показав, что врачеванием всех зол соделалось Господне пришествие.
Слова прежде даже алектор не возгласит (Мф. 26:34) значат: прежде нежели воссияет день во скресения; потому что пение сих птиц бывает слышно, когда приближается заря, но на земле еще тень. Посему пред наступлением живоносного восхода птичий голос соделался обвинителем в отречении, давая разуметь как исчезновение ночи проклятия, так и воссияние света жизни.
Что род человеческий троекратно отступил от Бога, сие дал разуметь и Сам Господь, сказав, что троекратно приходил Он и не находил плода на смоковнице (Лк. 13:7), все повреждение которой уврачевал в Себе Самом, определив, чтобы смоковница не приносила уже более плод преступления.
Первое отступление есть нарушение заповеди, повелевающей не вкушать от древа, еже посреде рая (Быт. 3:3). Второе злочестие во время закона – приверженность евреев к тельцу. А третье нечестие во время благодати – отречение сказавших: Не имамы царя токмо кесаря (Ин. 19:15) и отвергшихся Господа славы.