Суд первосвященников
Искупительное значение суда над Иисусом Христом пред Каиафою и Пилатом
Прот. Гречумвич. «Странник», 1867
Искупительную силу и значение суда и осуждения, которому благоволил подвергнуться Господь наш Иисус Христос, можно видеть: 1) из прямого отношения этого суда к Суду Божию над первыми преступниками – прародителями падшего рода человеческого; 2) из учения Святой Церкви, которая в различных обстоятельствах суда над Иисусом Христом находит таинственный смысл, указывая, как во всех внешних действиях выражалось здесь совершение дела искупления.
1. В самом деле, если сравним Суд Божий над падшими человеками с этим судом человеков над Восстановителем падшего рода человеческого, Сыном Божиим, то найдем ближайшее, так сказать, мздовоздаятельное соотношение между первым и последним.
И прежде всего, а) что были за причины, по которым прародители наши оказались виновными, а Иисус Христос обвиненным?
И там, и здесь главною причиною была зависть. Завистию диавалею смерть вниде в мир, говорит Премудрый (Прем. 2:24). Не позавидуй диавол блаженству человека, он не стал бы и искушать его в раю, и наши прародители не оказались бы виновными. По зависти предан был и Иисус Христос.
Ведяше Пилат, по свидетельству евангелиста, яко зависти ради предаша Его (Мф. 27:18), Иисуса Христа, иудеи – те, которым Сам Господь сказал некогда: Вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити, он человекоубийца бе искони (Ин. 8:49).
А затем и там и здесь, влекли невинных в погибель коварство, ложь и клевета.
Сколько коварства было в лукавых словах древнего змия: что яко рече Бог: да не ясте (Быт. 3:1). Мало ли коварства было и в словах иудеев, предуготовлявших, так сказать, осуждение Иисуса Христа: Рцы нам: что Ты ся мнит? достойно ли есть дати кинсон? и т. п. (Мф. 22:17–18; ср. 26:4) и на самом суде: Аще Ты еси Христос, Сын Божий (Мф. 26:63)?
Гнусная ложь слышалась в словах змия: Не смертию умрете, и проч. Не менее гнусная ложь высказывалась и в лжесвидетельстве иудеев на суде Каиафы (Быт. 3:4; Мф. 31:59)!
Черная клевета на Бога слышна в словах диавола: Ведяше бо Бог. А сколько самой черной клеветы высказано было иудеями на Господа Иисуса Христа в обвинениях Его пред Пилатом (Быт. 3:5; Лк. 23:2) и проч.!
б) Далее, в чем сделался виновен падший человек и в чем обвинен Иисус Христос?
Сущность вины наших прародителей, нарушивших заповедь Божию, состояла в том, что они возжелали быть яко бози, ведяще доброе и лукавое, – присвоить себе царственную власть над самими собою и действовать по своей воле, а не по воле Божией (Быт. 3:5). И Спаситель обвинен был, хотя и не был виновен, в присвоении Себе звания Сына Божия, равного Богу (Ин. 19:7), тогда как Он не восхищением непщева быти равен Богу (Флп. 2:6), обвинен в возмущении против власти и посягательстве на царское достоинство (Лк. 23:2), тогда как то и другое обвинение была одна клевета!
в) Обратим теперь внимание на свойства и действия на суде лиц подсудимых.
Виновные прародители, позванные на Суд Божий, обнаруживают в нем все признаки греховности, рабский страх, лукавство и т. п. (Быт. 3:10, 12–13). Обвиняемого на суде человеческом Иисуса Христа даже виновники Его осуждения – сам игемон Пилат, даже предатель Иуда (Мф. 27:24, 4), признают невинным, праведником.
Виновные прародители на суде молчат, когда бы нужно было говорить на слова Господа: Где еси, – и исповедать грех свой; и говорят, где лучше было бы им молчать, – когда лукаво оправдывают себя и тем еще более увеличивают вину свою (Быт. 3и след.). Обвиняемый на суде Иисус Христос говорит, егда подобало рещи слово (Ис. 50:4), когда нужно было исповедать истину или обнаружить заблуждение, ослепление врагов Его, и молчит, когда требовалось явить Свою невинность, и без всякого оправдания очевидную.
г) Посмотрим на участь, какой подсудимые подверглись на суде.
Господь Судия обрекает праматерь на болезни чадорождения, и праотца – на пожатие терния и волчцев от той земли, которую должен возделывать в поте лица (Быт. 3:16–19). Иисус Христос на суде отдает плещи Свои на болезненные раны и после кровавого пота (Лк. 22:44) венчается тернием, выращенным землею, проклятою в делех человека.
Осужденных праотцев Господь Судия облек в кожаные ризы. Это, с одной стороны, видимый знак поругания за грех, так как они заменили собою райскую одежду невинности, а с другой – остаток царственного их величия, так как кожаная риза – некоторая дань со зверей, созданных на службу человека – царя (Быт. 3:21). И когда, таким образом, вместо райской одежды невинности наши прародители облеклись в одежды кожаные, Бог сказал: Се Адам бысть, яко един от Нас, яко Бог, еже разумети доброе и лукавое (22). И Господь наш Искупитель облачен был на суде в ризу багряную – одежду поругания, а вместе и таинственное знамение царственного Его величия. И когда в таком виде, в такой багрянице, изъязвленный, венчанный тернием, Он представлен был народу, – Пилат воскликнул: Се человек! (яко един от нас). Се, Царь ваш (Ин. 19:5:14)!
Осужденные прародители осуждены были на смерть (ст. 19). И на Иисуса Христа изречен был приговор: Повинен смерти, – должен есть умрети (Мф. 26:66; Ин. 19:7).
Враг первозданных, вовлекший их в бездну виновности, поражен был от праведного Судии проклятием (Быт. 3:14). Проклятие на себя и на свое семя или потомство изрекли и распинатели Иисуса Христа: Кровь Его, кричали они, на нас и на чадех наших! (Мф. 27:25).
Но милосерд Господь и на самом действии правосудия: возвестив бедствия, Он в то же время и утешил их надеждою на избавление. Той обетованный Сын Девы сотрет главу змия (Быт. 3:15). Иисус Христос терпел суд, страдания и уничижение, но в то же время и указывал на грядущую славу Свою, на Свою власть судить мир: Отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы и грядуща на обяацех небесных (Мф. 26:64). Видно было, что здесь-то, при Его суде и осуждении, сбывается обетование, дарованное праотцам на самом суде их!
Нет сомнения, что такое разительное соотношение между Судом Божиим над первыми человеками и судом человеческим над Адамом вторым совершенно согласно с тою мыслью, что этот последний суд есть суд искупительный.
2. Искупительность суда, совершившегося над Иисусом Христом, ясно можем видеть, по указанию Святой Церкви Христовой а) в различных обстоятельствах этого суда, – в орудия тех страданий, которым Господь Иисус благоволил подвергнуться на нем, и б) в некоторых обстоятельствах, сопровождавших суд.
а) Святая Церковь не только вообще учит, что Христос благоволил подвергнуть Себя суду и осуждению, чтобы нас избавить от осуждения за преслушание, но и дает особенное значение всем тем истязаниям, какие Господь претерпел от врагов, осудивших Его на смерть, так что и узы Христовы, и ударение Господа в ланиту, и оплевание Его, бесчестие, покрытие лица, заушение, разоблачение, венчание тернием, облачение в багряницу, вручение Ему трости и т. п. в священных песнопениях Церкви выражает символическое значение страданий Спасителя.
Иисус Христос, Сын Божий, послушлив быв Отцу (Флп. 2:8), судится и осуждается для того единственно, чтобы избавить Адама и его потомство от осуждения за преслушание (Постн. триодь: Велик, понед. утр., по 2 стихосл.; Октоих гл. 3; нед. кан. п. 5 тр. 1; гл. 2; нед. кан. п. 7, тр. 1).
Иисус Христос был связан для того, чтобы нас разрешить от уз греховных и от клятвы, а врага диавола связать узами (Окт. гл. 4, пят. кан. п. 4, тр. 1; там же п. 8, тр. 1; Вел. пят. на Госп. воззв. и ныне, Окт. гл. 8 сред. кан. п. 6, тр. 2; гл. 4, пят., кан. п. 8, тр. 1. Гл. 5, ср. кан. п. 8, тр. 2. Гл. 8, среда, кан. п. 6, тр. 2).
Иисус Христос претерпел ударение в ланиту от раба, чтобы нас освободить от рабства диавола (Гл. 4, пят. кан. п. 3, тр. 2).
Иисус Христос понес оплевание и бесчестие, чтобы нас почтить обесчестившихся (Октоих, гл. 4, сред. кан. п. 6, тр. 1).
Иисусу Христу покрывается лице – для очищения греха Адама, преступившим видением, – «во отъятие падения, еже подъят Адам, украден быв, видения ради» (Гл. 6, вторн. на Госп. воззв. сг. 2), – а в отношении к врагам Его – как бы во исполнение слов Самого Бога: скрыю лице Мое от них (Втор. 32, ср. 2Кор. 3).
Иисус Христос заушается, чтобы заушить злобу древняго змия и избавить нас от его лести (Гл. 6, сред. кан. п. 7, тр. 1. Гл. 6, четв., на Госп. воззв., ст. 2).
Иисус Христос разоблачается (в претории), чтобы нас обнаженных облечь в одежду нетления и обнаружить вражии коварства (Гл. 5, сред. кан. п. 7, тр. 2. Гл. 8, пят. кан. п. 5, тр. 1).
Иисус Христос венчается тернием – для того, чтобы, с одной стороны, искоренить терние Адамова преслушания и проклятия и насадить в нас семена богоразумия, а с другой – чтобы искоренить в самом естестве нашем терние страстей, и, наконец, чтобы потребить царство лукавого.
Иисус Христос облекается в багряницу, яко Победитель диавола и Искупитель, прикрывающий грехи человеческие и восприемлющий царство мира.
«Когда, – говорит святой Афанасий Великий, – совлекли с Господа одежды и облекли Его в багряницу, то чрез это самое невидимо воздвигался трофей над диавалом. Чудо новое и неимоверное, знамение величайшей победы! Кого в посмеяние и поругание били и облекли в триумфальные украшения, багряную ризу и венец терновый, Тот по сему самому, облеценный такого рода одеждою, шел на смерть для того, чтобы явить, что Он одержал победу, и не тщетно, но ради нашего спасения, яко Искупитель». «Своею багряницею, – замечает блаженный Иероним, – Он прикрывает кровавые дела язычников». «Чрез багряную ризу, – прибавляет святой Кирилл Александрийский, – как бы ознаменовалось, что Христос посредством веры восприимет царство мира».
Иисус Христос приял в руки трость, чтобы написать нас в книге живота и укрепить Своею Божественною силою нашу слабость, которой символ – трость, а с другой стороны, для того, чтобы написать святотатство иудеев и сокрушить врагов Своих (Октоих, гл. 3, четв., на Госп. воззв., ст. 2).
«Трость приемлет Христос в руки, – говорит святой Амвросий, – для того, чтобы слабость человеческая уже не колебалась, подобно трости, ветром колеблемой, но, подкрепленная делами Христовыми, была бы тверда, или, по сказанию евангелиста Марка, тростью били Его по голове, – для того, чтобы от сильнейшего соприкосновения нашего состава» (изображаемого тростью) «к Божеству, не мог Он уже поколебаться».
«Трость держал Христос в руке, – по словам блаженного Иеронима, – для того, чтобы написать святотатство иудеев».
б) Особенное значение святые отцы видели и в некоторых обстоятельствах, сопровождавших суд над Иисусом Христом.
Так, в участии иудеев и язычников в этом суде они видели указание на то, что оправдание, приобретенное Христом чрез Его осуждение, имело принадлежать как иудеям, так и язычникам. Это мысль святого Иоанна Златоуста.
В примирении Пилата и Ирода по случаю предоставления ими друг другу суда над Иисусом Христом святые отцы видели значение того, что вследствие осуждения и крестных страданий Иисуса Христа, имеют примириться два враждовавшие народа, которых представителями здесь были Пилат и Ирод. «Христос, – говорит святой Амвросий, – как бы знаменуя, что имеет примирить крестом два народа, иудейский и языческий, убив вражду в Себе Самом, благоволил показать это даже чрез примирение, последовавшее по случаю суда над Господом!»
В беззаконном раздрании Каиафою первосвященнической одежды видели конец ветхозаветному первосвященству, пред лицом великого архиерея по чину Мелхиседекову. «Каиафа, – рассуждал святой Лев Великий, – для усиления ненависти к ответу Иисуса Христа растерзал ризы свои и, не разумея, что он выражал этим безумием, лишил себя таким образом первосвященнического сана. Где ум души твоей, Каиафа? Где пояс воздержания? Где нагрудник добродетелей? Ты сам себя разоблачил от таинственного и священного одеяния и собственными руками беззаконно разорвал архиерейские одежды. Когда уже отчуждался от тебя этот сан, ты сам сделался обличителем своего позора и вместе обнаружил кончину древнего постановления».
Наконец, в предпочтении Иисусу Христу Вараввы иудеями, «единонравными» сему последнему, святые отцы и учители Церкви видели некоторое предзнаменование того, что и пред кончиною мира неверные иудеи вместо Христа изберут антихриста. Так рассуждали блаженный Иероним и святой Амвросий. «Имя Вараввы, – говорит святой Амвросий, – значит: сын отца. И его-то избирают те, которым сказано: Вы отца вашего диавола есте, – избирают сына своего отца вместо истинного Сына Божия и тем предобразуют, что и пред кончиною изберут вместо Христа антихриста».
Изъяснив таинственный смысл некоторых принадлежностей суда над Господом Иисусом Христом, блаженный Иероним делает такое заключение: «подобно тому, как Каиафа сказал, что Одному надлежало умереть за всех, не ведая, что говорил, – и они все вообще соучастники в осуждении Спасителя, что ни делали, хотя и с другим намерением делали, однако нам, верующим, представили нечто таинственное».
Подобным образом и мы, показав значение суда над Господом Иисусом Христом, можем сделать из сказанного справедливое заключение, что, действительно, тогда как виновники осуждения Иисуса Христа, прикрываясь личиною законности, на самом деле допускали беззаконие за беззаконием, они же, сами не ведая, творили то, что должно было совершиться и совершилось по премудрым законам благодати Божией, от вечности предопределившей даровать оправдание грешному человеку чрез осуждение единого Всеправедного.