Глава IX
Краткое начертание жизни св. Апостола Павла
Павел, по происхождению еврей от колена Вениаминова (Фил, 3, 5); Римский гражданин, по праву рождения в Тарсе Киликийском (Деян. 22, 3, 25–28); по закону, или по особливому толку, фарисей (Фил.3, 5), к чему приготовлен воспитанием в Иерусалиме у славного законоучителя Гамалиила (Деян.5, 34); художеством скинотворец (делатель палаток) (Деян. 18, 3); по предопределению, сосуд избран (Деян.9, 15); по духовному служению, проповедник, апостол и учитель языков (1Тим.2, 7); по смирению, мний апостолов (1Кор.15, 9); по трудам, паче всех их (1Кор.15, 10). Вскоре по вознесении Господнем Павел сделался известен как гонитель Церкви Христовой. Во время побиения камением Стефана, он, как участник, стерег одежду побивающих (Деян. 7, 58; 8, 3). В том же духе идя в Дамаск, Павел был ослеплен светом и обращен гласом Христовым с небеси; а в самом Дамаске приял от Анании прозрение и крещение и соделался исповедником (Деян. 9, 1–22).
Отселе был в Аравии (Гал.1, 15–17); после чего опять в Дамаске, где испытал первую опасность от иудеев и князя языческого (Деян. 9, 23–25; 2Кор. 11, 32).
По сему случаю придя в Иерусалим, вошел в общение с Петром и Иаковом, братом Господним; но и здесь, раздражив проповедью эллинов, отправился в Кесарию, а потом в Тарс (Деян. 9, 26–30; Гал. 1, 18–21).
Когда основалась Церковь Антиохийская, Павел приглашен был Варнавой для ее утверждения. По случаю голода, оба они были посланы от нее в Иерусалим с милостыней (Деян. 11, 25–30).
После сего, по торжественному воззванию от Св. Духа, Павел предпринял из Антиохии с Варнавой первое Апостольское путешествие, в котором посещены:
· Селевкия, Кипр, где Павел, ослепил волхва Вар-Иисуса, обратил к вере Проконсула Сергия Павла;
· Антиохия Писидийская, где язычники приняли проповедь, а иудеи воздвигли гонение на проповедников.
· Икония, откуда также междоусобие жителей препроводило их далее;
· Листра, где Павел, исцелив хроморожденного, принят был за Меркурия язычниками, а от иудеев побит камением; наконец,
· Де?вия с окрестностями.
Путешествие кончилось обратным посещением новоучредивщихся Церквей (Деян. 13 и 14).
Распря о свободе христиан от закона обрядового и, по сему случаю, бывшее Павлу откровение вновь привели его из Антиохии в Иерусалим. Апостолы утвердили его учение Собором и признали его Богоизбранным Апостолом язычников (Деян. 15, 1–33; Галл. 2, 1 – 10).
По некотором времени следовало второе путешествие Апостольское Павла, в котором, кроме, прежде утвердившихся Церквей, посещены:
· Фригия,
· Галатия,
· Тисия,
· Троада, откуда Апостол видением воззван в Македонию:
· Неаполь,
· Филиппы, где он за изгнание духа пытливого (прорицательного), вместе с спутником своим Силою, биен и ввержен в темницу, но только для того, чтобы чудом молитвы привести к Богу темничного стража;
· Амфиполь,
· Аполлония.
· Солунь, или Фессалоники, где хотя некоторые из иудеев и многие из язычников уверовали, но непокорившиеся иудеи огласили проповедников возмутителями;
· Берия, где они приняты жителями со всем усердием, но преследованы от Фессалоникских иудеев;
· Афины, где Павел проповедовал в самом Ареопаге и, между прочими, приобрел Дионисия Ареопагита.
· Коринф, где Павел, огорченный упорством иудеев, но и обнадеженный в успехе видением, проповедовал полтора года и где он вступил в новое служение – священного писателя, написав послание к Солунянам (1Сол.3, 6; Деян.18, 5).
· Кенхрей,
· Ефес.
· Путешествие сие окончилось посещением Церкви Кесарийской, празднованием праздника в Иерусалиме и некоторым отдохновением в Антиохии (Деян. 15, 36; 18, 22).
· В третьем, от Антиохии же начавшемся, Апостольско-мученическом путешествии, Павлом посещены:
· Галатия,
· Фригия,
· Ефес, где Павел преподает крещение и Св. Духа ученикам Иоанновым, учит и чудодействует более двух лет и распространяет славу Евангелия по всей Азии проконсульской, и где дерзновенное употребление имени Иисуса Христа иудейскими заклинателями приводит в раскаяние многих чародеев, а корыстолюбие Димитрия среброковача производит нелепое против христиан возмущение;
· Македония и Эллада, даже до Иллирика (Римл.15, 19), и возвратно;
· Троада, где Павел воскрешает падшего из окна Евтиха;
· Ассон,
· Митилин,
· Хиос,
· Самос,
· Милет, где Апостол как бы навсегда прощается с пастырями Ефесской Церкви;
· Кос, Родос, ?ата?а, Тир, где Павел получает первое известие об узах, ожидающих его в Иерусалиме;
· Ктолемаида,
· Кесария, где предвестие об узах с большей ясностью повторяется пророком Агавом, однако не колеблет Павла;
· Иерусалим, где Павел, некогда в лице противуставший Петру за иудейские обряды (Гал.2, 11–14), сам принужден совершать их и однако подвергается навету иудеев и опасности жизни, как враг закона и осквернитель храма; но, несмотря на то, в узах свидетельствует об Иисусе и, явлением Его, призывается к подобному свидетельству в Рим. А на сем новом пути видят Павла: Кесария, куда быв препровожден для сохранения от иерусалимлян, заклявшихся умертвить его, несколько раз изъясняет он свою невинность и свою веру областным правителям, Феликсу и Фесту, и царю Агриппе, но производит в них впечатление почти только одним наречением Кесаря (апелляцией к Кесарю);
· Сидон,
· Кипр,
· Миры Ликийские,
· Мелит, где он и, по его предсказанию и совету, все его спутники обрели спасение с потонувшего корабля и где пребывание его ознаменовано безвредным угрызением от ехидны и целением недужных;
· Сиракузы,
· ?игия,
· Потиолы, наконец
· Рим, где Павел уже сретается христианами, впрочем, два года проповедует за домашней от правительства стражей, в надежде совершенной свободы (Фил. 1, 25, 26), и вносит Евангелие в самый дом Кесаря (фил. 4, 22; Деян. 18, 23; -гл. 28).
От Рима можно полагать начало четвертого Апостольского путешествия Павлова, темного в его Истории. По сказанию Климента (в посл. к Коринф.) , он был в сие время на Западе, так как и верно намеревался быть в Испании (Рим. 15, 24). По признакам, находящимся в его посланиях, догадываются, что он посетил вновь некоторые восточные Церкви (Филим.22; 2Тим.4, 13, 20) и основал новую в Крите (Тит.1, 5). Возвратясь же в Рим к суду, всеми оставлен, но укреплен явлением Господа (2Тим. 4, 16–18). В сие время пиша к Тимофею, он предсказывал близость кончины своей (2Тим. 4, 6), которая последовала от меча, в гонение Нероново, не ранее 64-го года по Р. X. (Воскр. Чт. Г. II, стр. 127).