Жизнеописание Митрополита Иосифа
Владыка Иосиф родился в 1893 году и при крещении был назван в честь великомученика Иоанна Нового († 1330–1340). Его детские годы прошли в Могилеве. Родители – Михаил и Евдокия, сестра – Анна; брат – Алексий. Мать скончалась, когда Ване было три года. Отец, «занимавший одну из низших военных должностей, вынужден был брать сына с собой в казармы, где среди солдат преимущественно и проходило детство мальчика»1. Со своими сверстниками он «играл» в богослужения. У него рано возникло желание уйти в монастырь.
Поступлению в монастырь предшествовал знаменательный случай. В 1910 году в мае месяце в Могилевском соборе находились святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой († 23.05.1173 г.), которые переносили из Киева в Полоцк2. Простояв почти всю ночь в соборе, Ваня только к утру смог приложиться к ее святым мощам. На следующую ночь он видел во сне, как преподобную уже выносили из собора, и в это время она приподнялась и благословила юношу. По благословению преподобной Ваня был принят в Белыничский монастырь под Могилевом, еще не дойдя до него. Их догнал ехавший на фаэтоне настоятель монастыря архимандрит Арсений (Смоленец; 1907–1910), который поинтересовался, куда идут мальчики. Выяснилось, что один идет в монастырь Богу молиться, слушаться и работать, а брат его провожает. Прочтя рекомендательное письмо директора гимназии Свирелина, отец архимандрит сказал: «Мальчик, ты уже принят в монастырь». Дойдя до монастыря, Ваня со слезами поклонился находящемуся в этой обители чудотворному образу Белыничской Богоматери3.
Эта встреча на многие годы определила жизненный путь будущего Митрополита. На фотопортрете Архиепископа Арсения, хранившемся у Владыки, было написано его рукой: «(Судьба) Промысл подарил мне встречу на моем жизненном пути с этим человеком, которого жизнь была почти легенда, но – реальность». Не имея школьного образования, Владыка Иосиф многое получил от Архиепископа Арсения (Смоленца; † 6.12.1937 г.)4, под руководством которого послушник Ваня Чернов, начиная с послушника, со временем был возведен и в архиерейский сан. Владыка Арсений происходил из польской семьи и имел светское юридическое образование. В 1902 году он кончил Казанскую Духовную Академию, еще через год он инспектор Киевской Духовной Семинарии, через год – ректор Александровской Духовной Семинарии в Ардонске5, а с 1907 года – настоятель Белыничского монастыря6.
Вскоре после своего поступления в монастырь молодой послушник вместе с владыкой Арсением, хиротонисанным 22 октября 1910 года в Епископа Пятигорского, едет на Кавказ7. Одновременно Епископ Арсений был назначен настоятелем Пятигорского Второафонского монастыря. Здесь послушнику Ване в 1911 году подарена была икона Иверской Божией Матери, привезенная с Афона, с которой он потом никогда не расставался.
Весной 1912 года епископ Арсений был назначен викарным Старицким Епископом. В 1912 году в Твери на праздник Воздвижения Честнаго Креста послушник Ваня был возведен во иподиакона владыкой Арсением. В это время они совершили путешествие для поклонения валаамским святыням. При отъезде из монастыря произошел следующий случай. Владыка Финляндский Сергий, будущий Святейший Патриарх (1943-†1944), пошутил, сказав: «Преосвященнейший, может, Вы нам оставите Ваню, так как у нас лет через пятнадцать откроется вакансия игумена», на что услышал ответ: «Нет, Ваше Высокопреосвященство, я не думаю, чтоб он задержался на этой степени».
Почти в это же время состоялась еще одна интересная встреча с другим будущим Патриархом. 28 апреля в 1913 году, в Неделю жен мироносиц, в Софийском соборе Великого Новгорода была совершена архиерейская хиротония Епископа Тихвинского Алексия (Симанского), которую возглавил прибывший в Россию на торжества празднования 300-летия дома Романовых Антиохийский Патриарх Григорий IV. На Литургии вместо «запричастного стиха в тот день торжественно читалось «Деяние Святейшего Синода», прославлявшего Патриарха Гермогена и провозглашавшее причисление его к лику святых Православной Церкви. Присутствовавшие на богослужении не могли предположить, что узнали о канонизации третьего Патриарха Московского сразу после архиерейской хиротонии тринадцатого Патриарха»8. Иподиакон Иоанн держал во время Литургии чиновник владыке Арсению, участвовавшему в хиротонии нового архиерея. Святейший Патриарх Алексий, позднее встретившись с владыкою Иосифом, вспомнил об этом.
Правящим Архиепископом в те годы в Твери был Архиепископ Антоний (Каржавин), который неожиданно скончался «16 марта 1914 года в 3 часа дня в загородном архиерейском доме в Крестопоклонное воскресенье, после отслуженной в кафедральном соборе Литургии»9. Послушник Иоанн помог в облачении скончавшегося архиерея, надорвавшись при этом10. Некоторое время после этого Епископ Арсений временно управлял Тверской епархией, пока туда не был назначен Архиепископ Серафим (Чичагов; †28.11.1937 г.)11. С началом первой мировой войны послушник Ваня был призван в армию, но затем вскоре был комиссован по состоянию здоровья. Время после возвращения из армии характерно некоторой размолвкой с владыкой Арсением, когда в его судьбе сыграло роль участие тверского губернатора фон Бюнтинга. Пребывая в Тверском Отроче монастыре, он составил акафист Митрополиту Московскому Филиппу, пострадавшему в этой обители в XVI веке.
Между тем надвигалось тяжелое время, началось брожение умов. Владыке Иосифу запомнился звонок тверского губернатора Епископу Арсению с просьбой срочно поисповедовать его12. В 1917 году Епископ Арсений был назначен Епископом Приазовским и Таганрогским, викарием Екатеринославской епархии. Шестого февраля 1918 года в Таганроге владыка Арсений постриг молодого послушника в монахи с именем Иосиф, а 11 февраля возвел в сан диакона. О своей диаконской хиротонии Владыка позднее писал, будучи в Алма-Ате: «Я прекрасно помню день своей хиротонии. Это было в воскресенье о Блудном Сыне... Масса выпала снегу в ту ночь. Шел Всероссийский Поместный Собор... Владыка немножко заметно волновался, ибо еще не был Собором погребен в вечность Петровский Регламент – до 30 лет воспрещалось постригать, кроме Духовной Академии, а я имел еще юношеские года... И вышло все, как вышло. Первую ектению: «Прости приимше...», конечно, я перепутал, но всем подсказчикам владыка сказал: «Не мешайте ему, он будет прекрасно служить!» Первую вечерню служил я, как будто бы уже давно иеродиаконствую, так как я уже и архиерейскую службу знал и даже тайные молитвы Литургии – ибо святителю много лет книгу держал... А он читал вслух молитвы – чтобы (наверное) я слышал бы их. А на второй день Божественную (первую) Литургию служил, в день Иверской и именно перед своей келейной с Афона. Она была и в Коми, и здесь ныне в своей Иверской архиерейской церкви. Вероятно, я ЕЕ из этого града уже не увезу! Ведь ЕЕ храм!.. А может быть, и сам не уеду и здесь покойному Митрополиту шепну на кладбище: «Подвинься, брате!»13.
Молодой иеромонах служил подряд 1000 литургий, после чего Владыка Арсений возложил на него преподнесенный прихожанами золотой наперстный крест. Позднее, когда он был по поручению Дивеевской игумении был у Патриарха Тихона (†25.03.1925 г.), то Святейший спросил его: «А это что?», указав на крест. Он ответил, что владыка Арсений обещал объясниться перед Патриархом за эту награду. Во время этой встречи Святейший Патриарх подарил маленькую икону Пресвятой Богородицы, из которой затем после своей архиерейской хиротонии владыка сделал панагию.
Владыка Иосиф с благодарностью всегда вспоминал Архиепископа Арсения и клирика Ростовской епархии протоиерея И. Уманского. О каждом из них он в свое время отозвался так: «Ты был один, у кого я взял прекрасный стиль слова, снискавший мне хваление». Их он имел в виду, когда однажды в проповеди сказал: «Митрополита Филарета я очень рано полюбил, и если я его отшлифованные мысли не понимал, то я имел прекрасных изящных учителей, как Апостолы святые, простяки, которые имели самого изящнейшего в мире учителя, неповторимого Учителя – Господа Иисуса Христа».
В 1924 году – возведение в игумены, в 1927 году на праздник Благовещения – в сан архимандрита. 27 ноября 1932 года последовала архиерейская хиротония владыки Иосифа во Епископа Таганрогского. «Чин хиротонии совершал: Управделами Св. Синода Питирим (Крылов), архп. Дмитровский; Николай (Амассийский), архп. Ростовский; Назарий, архп. Челябинский, Александр (Белозер), Епископ Барнаульский»14. Перед хиротонией владыка обратился к местной подвижнице Марии за помощью15.
Жизненный путь владыки Иосифа был исполнен бед и скорбей. Еще в «1925 году игумен Иосиф был выслан из пределов Северного Кавказа на 2 года по обвинению в «измышлении и распространении контрреволюционных слухов» (Ст. 73. Угол. код.)»16. «27 декабря 1935 года последовал арест владыки. Особым Совещанием при НКВД СССР от 15 августа 1936 года Епископ Иосиф был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на 5 лет. Осенью 1936 владыка Иосиф был отправлен по этапу в Ухтпечлаг в забитых до отказа теплушках до г. Котласа, где вместе с остальными заключенными был пересажен в трюм огромной грузовой баржи, чтобы, доплыв до Усть-Выма, еще почти двести километров пройти пешком до лагеря под конвоем уголовников»17. Сохранились некоторые воспоминания очевидца о владыке Иосифе, относящиеся к 1936 году, свидетельствующие о его человеколюбии, жизненной стойкости в тяжелых обстоятельствах этапирования и лагерного бытия18. Митрополит Иосиф прошел через долгое горнило тяжелых испытаний. В лагере он «работал дневальным у инженера-геодезиста и посудомойкой на кухне»19.
Вернулся Владыка из заключения в Таганрог перед самой войной. При немецкой оккупации стали открываться храмы, в которых стали совершаться Богослужения. «В оккупированных южных областях религиозную жизнь на первых порах возглавили два уцелевших к 1941 году и живших на покое архиерея – Архиепископ Ростовский Николай (Амасийский) и Епископ Таганрогский Иосиф (Чернов)»20. Архиепископ Николай участвовал в архиерейской хиротонии Владыки Иосифа21. «Всего в Ростовской области в период оккупации открылось 243 храма. Епископ Таганрогский Иосиф также вновь возглавил епархию и даже въехал в свой прежний архиерейский дом»22.
Стараясь спасти соотечественников от угона на работу в Германию, владыка Иосиф старался вовлекать молодых людей в клир, подтверждая затем это документально перед оккупационной властью. Об одном таком случае читаем в «Журнале Московской Патриархии»: «16 апреля 1943 года Епископом Таганрогским Иосифом (Черновым; †1975) пострижен в монашество с наречением имени Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского, и рукоположен во иеродиакона»23. В последующее время его постриженник, став Одесским Митрополитом, прислал владыке в Алма-Ату архиерейское облачение. В Епископате Русской Церкви был еще один постриженник Владыки Иосифа, скончавшийся на Чувашской кафедре. «В 1943 году, будучи священником Никольского храма в г. Таганроге, отец Николай был пострижен Епископом Иосифом в монашество и возведен в сан архимандрита»24.
Свою каноническую верность высшей церковной власти владыка засвидетельствовал тюремным заключением во время немецкой оккупации, и его должны были расстрелять. Спас его от расстрела один из солдат, происходивший из поволжских немцев, принесший переданные ему Святые Дары в отдельную камеру, куда он его перед этим перевел. Это было в уманской тюрьме.
Сразу после своего освобождения от немецкой оккупации в Умани25 он обратился к верующим с воззванием, в котором говорилось: «Русский народ ничего не пожалеет для Родины. Русская Церковь молится о спасении Родины от иноверцев-извергов, чему Церковь помогает и материально по примеру Святейшего Патриарха Сергия, который призывал Церковь к помощи на нужды освобождения страны, снял бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди своей. По примеру Высокопреосвященнейшего Митрополита Николая, Экзарха всея Украины и других Епископов страны, мы призываем вас, боголюбивых жителей града Умани, помочь нашими пожертвованиями через Церковь или в банк в фонд обороны скорее освободиться от немцев, внести и свою лепту деньгами, иными вещами, драгоценностями на нужды войны».
5 мая 1944 года при встрече с председателем Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Карповым Патриарх «Сергий поднял вопрос о возможности назначения на какую-либо епархию Епископа Иосифа Чернова, ныне проживающего в Умани, от которого Сергий получил два письма, представленных Совету. Тов. Карпов указал, что он считает преждевременным сейчас решать вопрос о Чернове, но он считает возможным вызов Чернова в Московскую Патриархию»26.
Но впереди владыку ждали новые испытания за колючей проволокой. По дороге в Москву, когда он был в Киеве, его арестовали. В целом он «провел около двадцати лет в советских тюрьмах и лагерях, из них одиннадцать за то, что был правящим Епископом в Ростове-на-Дону при оккупантах, хотя с ними у него были постоянные неприятности, поскольку он сохранял верность Московскому Митрополиту Сергию и открыто возносил за него молитвы даже тогда, когда тот стал Патриархом, и осудил всех Епископов- «коллаборационистов»27. В1944 году он сидел в камере вместе с Епископом Мануилом (Лемешевским)28. Позднее он записал в своем дневнике о видении, бывшем некогда «Епископу Иосифу, который видел над моей головой парящего старого дряхлого орла»29. Одновременно владыка Иосиф рассказал «о необычайном видении, посетившем во сне владыку Арсения в конце 1933 года. Он видел: «Идет торжественная служба в неизвестном владыке Арсению храме. Литургию служит Местоблюститель Митрополит Сергий с сонмом святителей. Наступает момент великого передвижения всех присутствующих в алтаре и до отказа заполнивших алтарь священнослужителей и мирян. Вдруг начинается шествие. Ведомый сонмом архиереев в предшествии множества иподиаконов, словно небожителей, сияющих своим благообразием и духоносным видом внушающих страх присутствующим и трепет душевный, Митрополит Сергий тихо продвигается вперед. Иподиаконы – небожители несут древние страусовые рипиды и опахивают со всех сторон шествие Митрополита Сергия. Процессия подходит к горнему месту, которое, к удивлению владыки Арсения, возвышалось на семи ступенях. Святители начали чин поставления Митрополита Сергия в Патриархи». На этом видение окончилось. Владыка Арсений поделился своими впечатлениями с келейником и сказал ему: «Ведь это означает не что иное, как необычайное возвышение Митрополита Сергия. Его ждет что-то великое и славное. Но как это может случиться при современных условиях нашей церковной жизни и обстановке? Впрочем, поживем – увидим». Он не дожил до этого торжества. Владыка же Иосиф дожил и увидел исполнение этого знаменательного сна, хотя после этого видения прошло ровно десять лет (1933–1943 гг.)»30.
После освобождения из последнего заключения Епископ Иосиф решением Синода от 22 ноября 1956 года был назначен на открытую викарную Петропавловскую кафедру в Казахстане31. Можно понять радость владыки, так с детства полюбившего богослужение и столько времени из-за пребывания в заключении лишенного его. В связи с этим вскоре после своего освобождения он написал в одном письме: «На много-много лет я, по грехам моим, лишен этого счастья – служить и бубенцами звенеть». Так началось его архипастырское служение, а в «Журнале Московской Патриархии» начинает появляться информация о нем. В 1957 году «20/7 июня Преосвященный Иосиф, Епископ Петропавловский и Кустанайский, прибыл в г. Кустанай и в храме свв. равноапостольных Константина и Елены совершил в сослужении местного духовенства всенощное бдение, на следующей день – Божественную Литургию и вечерню, а за вечерним Богослужением прочел Акафист свв. равноапостольным Константину и Елене. На следующей день, в субботу 22/9 июня, преосвященный Иосиф совершил всенощное бдение и в воскресенье (Неделя Русских Святых) – Божественную Литургию и вечерню. Затем с 24 по 29 мая он посетил отдаленные приходы, а в воскресенье 30/17 июня, после вечерни и акафиста перед Иверской иконой Божией Матери, отбыл поездом в г. Петропавловск»32.
Решением Синода от 15 сентября 1960 года Архиепископ Иосиф был назначен на Алма-Атинскую кафедру33. Это было время хрущевских «заморозков» для Церкви, что усугублялось в Алма-Ате нестроениями в Никольском кафедральном соборе, которые владыка мудро препобедил. В 1963 году он был удостоен права ношения креста на клобуке34. К 50-летию архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия некоторые архиереи были награждены церковными наградами; владыка Иосиф – орденом князя Владимира I степени35.
Став Казахстанским архиереем, он получил возможность посещать с архипастырским визитом Караганду, где служил воспитанник оптинских старцев архимандрит Севастиан (†6.04.1966 г.). Первый такой визит был в марте 1964 года36. На погребение же старца в 1966 году владыка не приехал, сославшись больным. Благодаря этому все прибывшее многочисленное духовенство сослужило Волоколамскому владыке Питириму, возглавившему Чин отпевания великого старца. Но в следующий приезд «22 ноября 1966 г. в храме Рождества Богородицы в г. Караганде Архиепископ Иосиф совершил заупокойную литургию по схиархимандрите Севастиане, который долгое время был настоятелем этого храма»37. В своей проповеди, произнесенной во время богослужения. Владыка подчеркнул, что хотя одинаковых людей нет и никто не может заменить высокодуховных подвижников, тем не менее жизнь продолжается и не стоит на месте. Так было и после кончины святителя Иоанна Златоуста, оплаканного своей паствой. Летом 1973 года 7 июля в Караганде «Владыка произнес проповедь, отметив, что праздник Рождества Крестителя Господня Иоанна особо почитается здесь, так как с ним связана память создателя этого храма схиархимандрита Севастиана (†19.04.1966 г.), питомца скита во имя Иоанна Предтечи в Оптиной пустыни»38.
В 1967 году впервые Архиепископ Иосиф был вызван для участия в заседании Священного Синода39. Участвовал он позднее в архиерейской хиротонии Епископа Токийского Николая40. В 1968 году Владыка Иосиф возведен в сан Митрополита. Его подписи имеются на патриарших Томосах о даровании автономии Японской Православной Церкви41 и автокефалии Американской Православной Церкви42, а также на грамоте Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, утверждающей избрание Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990)43. Впрочем, сам Митрополит Иосиф также был одним из кандидатов на Патриарший престол44. 3 июня 1971 года Владыка, как один из старейших архиереев, участвовал в интронизации Патриарха Пимена45. Патриарх Пимен к первым своим именинам наградил Митрополита Иосифа правом ношения двух панагий46. Во время работы Поместного Собора и на архиерейском совещании тогдашний Брюссельский Архиепископ Василий выступил против постановлений архиерейского Собора 1961 года, согласно которых хозяйственная жизнь Церкви была отдана в ведение мирских лиц. В общении с Владыкой Василием Митрополит Иосиф поддержал его47.
Владыка очень чтил своего небесного Покровителя и всегда совершал богослужение в Неделю святых Праотцев пред Рождеством Христовым и произносил проповеди. Заканчивая однажды праздничное слово, он обратился к молящимся: «Так помолимся сегодня святым Праотцам, чтоб они о нас помолились Господу Богу, которые очень прекрасно выполняли написанный закон на бумаге, но начертанный в каждой совести человека – на сердце его.
Попросим же праведного Иосифа, чтобы он молился Господу Богу для укрепления семейных уз, за удержание страстей людей в молодых годах, да и в самой старости, и чтоб он благословил всех тех в каждой стране и в нашем государстве, которые всегда думают о том, о чем молятся верующие – хлеб наш насущный даждь нам днесь. Как при Иосифе питался и не оскудел Египет в хлебе, так за его молитвы да не оскудеет никогда пшеница, вино и елей в стране нашей благодатной, русской». Почитая своего Небесного покровителя, Владыка часто накрывал на стол сам и, угощая гостей, приговаривал: «Я Авраам, а вы Ангелы».
Богослужения, совершаемые Владыкой, отличались благолепием и молитвенностью. Владыка хорошо знал богослужение на греческом языке, чему способствовало его в свое время общение с иноками таганрогского греческого монастыря48. Вот что мы читаем в «Журнале Московской Патриархии» о его посещении города Караганды в 1967 году. «26 марта он совершил Божественную Литургию в храме Архангела Михаила. За этим богослужением преосвященный Иосиф произносил некоторые возгласы на греческом языке. В храме среди молящихся присутствовало значительное число греков. Возгласы на их родном языке вызвали восторг и благодарность с их стороны»49.
О ставленниках Владыка однажды сказал: «У меня затейники чудес церковных недавно спросили: «А можно ли семинарию обойти?» Я им ответил, что идеально было бы в школу к преподобному Сергию попасть, тем более ныне. В Лавре ныне учащий состав, вероятно, во всех видах – неповторим!.. Но, если Промыслил рок – тогда: читать бегло, Требник и Служебник осилить и всему этому по возможности тактику и этику выработать и приложить неотъемлемо! И возможно стать – Великим купцом!».
Об исповеди Владыка как-то написал: «Исповедуйте свои ошибки тем, кому доверите сердце Ваше! Один грек-иеромонах в Таганроге, 50 лет тому назад, перед исповедью мне сказал: «Ты смотри на меня, как на глухого и слепого...» А я тогда был еще полумальчик или полумужчина и не понял слов его <...> Но когда я рассказал это своему святителю, он рассмеялся и стал продолжать пить свой чай <...> Но как-то грек-священник из Чимкента был у меня <...> во время исповеди я вспомнил таганрогского грека-иеромонаха и стал, как Сарра, улыбаться под иерейским епитрахилем, вспомнив, что сказал мне тогда же мой святитель: «Идеальнее иметь духовника и не глухого и не слепого!» Мой тот Владыка не имел специального духовника – а исповедовался у всех иеромонахов своего Тверского Отроча монастыря. (Так ныне и я)».
В Алма-Ате, месте последнего архипастырского служения Митрополита Иосифа, освящение фруктов совершается раньше, чем в средней полосе России. «Здесь яблоки освящают и в Петров день, ибо ранних сортов много. Но на Преображение – обхождение вокруг храма при большом скоплении богомольцев».
Несомненно, в течение долгой жизни у Владыки было много встреч с различными людьми. Во время пребывания в неволе встречался он и с Епископом Афанасием (Сахаровым)50, а позднее снабжал его книгами51. Всякий раз, провожая кого-либо из своих гостей, он молитвенно просил, ссылаясь на Чин о путешествующих по воздуху, составленный Епископом Афанасием: «Архангеле Михаиле, поддержи своими невещественными крылами вещественные крылья (имя рек) самолета».
Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского он охарактеризовал так: если преподобный Сергий – духовный игумен земли Русской, то преподобный Серафим – духовник. Владыка очень почитал отца Иоанна Кронштадтского, называя его святителем Николаем нашей эпохи. В его комнате висел большой портрет этого праведника, канонизированного в наши дни. Он особо чтил праведного Симеона Верхотурского, считая его покровителем Казахстанской епархии52.
Различные мысли, приходившие Владыке в голову, он записывал на книгах, на конвертах грампластинок и т.д. Когда кто-то из духовенства своим поведением или недостойным служением огорчал Владыку, то он расстраивался и говорил, что архиерейство – это крестоношение. Из различных записей покойного Митрополита можно указать следующие. В 1957 году, будучи в Петропавловске, он написал в книге Священного Писания: «Св. Евангелие не только иметь, – но и знать надо! – Обязанность христианина!»; «Ленивому мозгу и само Евангелие не дается!»; «Лентяев не любит и Сам Бог!»; «Читающему Св. Евангелие Бог посылает дивное равновесие мысли и движение сердца к радости и перенесению временных земных невзгод!»
Вот еще одно высказывание Владыки о гармонии в человеке: «Ничто так человека не калечит, как если он начнет колебаться между своим разумом и чувством, тогда и воле – грош цена. Разум и чувство нераздельно должны функционировать в человеке, быть человеком земным и небесным, а то – беда. Разум и свобода, свобода чувств и разум! О, если бы эти три чувства заказать или повенчать! Между телом и духом должна быть полная гармония – и будешь с большой буквы человек!» На форзацах знаменитой книги отца Павла Флоренского «Столп и утверждение истины» (М., 1914) имеются такие записи: «София – сияние любви к человечеству Пресвятыя Троицы! М. Иосиф», «София – Покровительница и помощница человека в неком «преломлении» самой природы – Девство!»
В своем Чиновнике Владыка написал свою автобиографию: «Путь иподиакона Вани Чернова: Род. 1893 г. в белорусском Могилеве. 1910 г. – Белыничский мои. (под Могилевом). 1912 г. в Твери – иподиакон. 1918 г. – монашество и иеродиаконство в Таганроге. 1920 г.– иеромонашество (там же). 1924 г. – игуменство (обл. Коми). 1927 г. – архимандритство в Таганроге. 1932 г. – Епископ Таганрогский. 1957 г. – СКО Петропавловский. 1960 г. – Алма-Ата: архиепископство, звезда, крест, белый клобук». Несколько в стороне добавлено – «А смерть?». Скончался Митрополит Иосиф 4 сентября 1975 года, в четверг в 1705 по московскому времени, после операции, вызванной перитонитом.
Накануне в среду Владыка пил чай, во время которого у него был очень уставший вид. Днем Владыка собирался мыться, но затем на предложение о ванне сказал келейнику: «Слушай, ты меня хоть раз пожалей, я так устал». Здесь позвонили и сказали, что по телевизору должен выступать писатель Б. Полевой. С Б. Полевым Владыка встречался в Умани во время войны. После этого Владыка немного походил и надумал мыться. Вскоре после ванны у него начались резкие боли в животе, который он попросил погреть «утюжком». Больное место гладили теплым утюгом, но это не помогло, как не полегчало и от таблетки. Владыка мучился. Вызвали врача, которая приехала в 4 часа ночи. Осмотрела и сказала, что состояние более чем серьезное. Вскоре приехала «скорая помощь» и Владыку стали забирать в больницу. Владыка не хотел ехать, но потом сказал: «Что нужно делать, то делайте, а облачать сюда привезете». Около 12 часов дня сделали операцию. У него был гнойный перитонит. Вечером Владыка тихо отошел в иной мир. Незадолго до этого Владыка видел сон и говорит, что должен умереть какой-то архиерей, большой, большой величины, не меньше чем Митрополит. Привезли Владыку из морга около 12 часов, но носилки в калитку не прошли, поэтому в двери его проносили на простыне. Облачали отец Стефан, отец Павел, отец Борис, иподиакон Серафим и Н. Карпов. В соседней комнате архиерейский хор пел облачение.
7 сентября, в воскресенье, отпевание в Никольском соборе возглавил Архиепископ Ташкентский Варфоломей (†1988)53, совершив его по Чину архиерейского отпевания, составленному Митрополитом Мануилом54. Погребен был Митрополит Иосиф на городском кладбище Алма-Аты рядом со своим предшественником Митрополитом Николаем. Образы этих двух блаженных святителей украшают Алма-Атинскую иерархию нашего времени.
«Как личность, Митрополит Иосиф производил впечатление жизнерадостного человека, склонного пошутить и даже поюродствовать. Конечно, возраст чувстовался и видно было, что он много пережил, однако в нем не было ничего сломленного, трагического, жуткого даже, что можно иногда видеть у лиц, много лет просидевших в лагерях. В нем можно было видеть редкое сочетание старца и юродивого в лице архиерея Церкви Христовой»55. Митрополит Иосиф принадлежал к поколению мучеников и исповедников российских, пронеся живую веру в Бога через тяжелейшие испытания и которая сохранила его, неоднократно смотревшего смерти в лицо. Долгая и многострадальная жизнь Иосифа, Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, является примером для нас в несении скорбей. Это был очень скромный человек, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью. Он умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником. Владыка непременно обращал внимание на свою речь, подбирая удачные слова и выражения, отчего речь его становилась интересной, яркой и запоминающейся. Свидетельством тому могут служить его проповеди, письма, записи на книгах, конвертах грампластинок и так далее. Все это сохранило черты его архиерейской, подвижнической биографии.
* * *
Теодорович С, прот.; Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф//ЖМП. 1975. №12. СЮ.
О перенесении мощей см.: Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Житие и Акафист. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2000. С. 41–98.
См: Белыничская чудотворная икона Божией Матери // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. 1889. № 24. С. 689–691.
О архиепископе Арсении см.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1 / Изд. П.П. Сойкина (Репринт. М., 1992). С. 235; Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Biachofe von 1893 bis 1965. Erlangen, 1979. Teil 1. S. 387–389. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биографический справочник Кн. 1: А-К. М., 1997. С. 106–107. Фетисов Т., свящ. История Таганрогского викариатства. Дипломная работа. Сергиев Посад, 2000. С. 34–40; Фетисов Т., свящ. Епископ Таганрогский Арсений (Смоленец)//Православный Таганрог. Газета Таганрогского благочиния Русской Православной Церкви. 2000. № 4 (25). С. 6–7.
Изображение епископа Арсения см.: Свято-отеческая духовно-правоверная хрестоматия по истории христианской православной и Русской Церкви от сошествия Святого Духа на Апостолов до наших дней. Изд 4. СПб., 1914. С. 248 (верхний снимок справа).
О настроениях в Ардонской семинарии в эти годы см.: Зангиев Х.М. Ардонская семинария. Исторический очерк. – Орджоникидзе, 1965. С. 39–59.
Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Biachofe ... C. 386.
Андрей иером. (Мороз). История Владикавказской епархии. Диссертация на соискание уч. ст. канд. богословия. Сергиев Посад, 1999. С. 85,154. Епископ Арсений в 1904–1907 годах в сане архимандрита был ректором Ардонской семинарии Владикавказской епархии. С 1911 года ее ректором был архимандрит Пимен, когда Владыка Арсений был уже епископом Пятигорским, и послушник Ваня мог его видеть. Позднее архимандрит Пимен стал Верненским епископом, где и пострадал в 1918 году (Ходаковская О.И. Священномученик Пимен, епископ Семиреченский и Верненский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 139–157. Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников российских/ Сост. В. Королев. Фрязино, 1998. С. 104–140). Став архиереем в Алма-Ате, бывшем городе Верном, владыка Иосиф благоговейно чтил память священномученика Пимена (Ходаковская О.И. Священномученик Пимен... С. 298, 299).
Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. С. 289.
Manuil Metropolit (Leraesevskij). Die russischen ortho-doxen Bischofe... T.l. С 286.
В последующее время один врач поинтересовался, откуда у владыки грыжа. Узнав о ее происхождении, врач сказал, какой благородный архиерей. Эта грыжа иногда способствовала освобождению от тяжелых работ в лагерных условиях.
Manuil Metropolit. Die russischen ortholoxen Bischofe... Erlagen. 1989. T. 6. С 83. См. о нем: Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856–1937. СПб., 2000; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Церкви просиявших (От царствования Царя-мученика Николая П Александровича и до наших дней. Август – Декабрь. СПб., 1991. С. 493–498.
Об этом же говорит и митрополит Вениамин: «Тогда губернатор звонит викарному епископу Арсению и просит его исповедать по телефону... Это был, вероятно, единственный в истории случай такой исповеди и разрешения грехов... Епархиальный архиерей был тогда в Санкт-Петербурге» (Вениамин Митрополит (Федченков). На рубеже двух эпох // ЖМП. 1993. № 4. С. 88–89). «Тело фон Бюнтинга впоследствии было погребено в пещерах Псково-Печерского монастыря» (Там же. С. 96); Он же. На рубеже двух эпох [М.]: Отчий дом, 1994. С. 146.
Владыка имеет в виду покойного Алма-Атинского митрополита Николая (Могилевского; 125.X. 1955), о котором он всегда отзывался с особым благоговением (См. о нем: ЖМП. 1955. № 12. С. 11–13; Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 66–67). Владыка Иосиф всегда молился за своего предшественника. О том, как было отмечено десятилетие со дня кончины митрополита Николая, см.: ЖМП. 1966. № 1. С. 33. К двадцатилетию его кончины один почитатель написал:
...И утешает нас,
Что и тебе Господь дал утешение,
А сердцу нашему благое умиление –
Совсем в недавний час
Послал на место твоего упокоения
Соседа доброго, с кем вместе ты служил
И кто преемником твоим достойным был,
Мы видим Божье в том благоволение (Митрополит Николай был канонизирован 20 августа 2000 года).
Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Bischofe... T. 4. C.36.
Мария Величкова, ученица и продолжательница трудов старца Павла Таганрогского, уроженка села Николаевского Таганрогского округа, скончалась в 1943 году во время немецкой оккупации и была погребена владыкой Иосифом рядом со старцем Павлом при большом стечении народа. В одном из писем он позднее написал: «Ах, как дорог был момент моего прощания с во гробе лежащей 17 июня в 6 ч. вечера на кладбище у могилы». Бе изображение см.: Святой блаженный Павел Таганрогский. Таганрог, 1999. С. 86.
Фетисов Т., свящ. История Таганрогского викариатства. С. 42.
Там же. С. 44.
Макарий архимандрит. Иосиф, Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский//Альфа и Омега. М., 1998. № 18. С. 144–145.
За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь: 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 1: А-К. М., 1997. С. 524.
Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964). М., 1999. С. 166–167.
В 1938 году архиепископ Николай был арестован и расстрелян, но когда его приближенные забрали тело для погребения, то выяснилось, что он жив, и его выходили и скрывали. Позднее он вместе с немцами ушел в Одессу, где были румынские войска, с которыми перебрался в Румынию, где в одном из монастырей скончался в 1945 году (Польский М., протопресвитер. Новые мученики России. Джорданвиль, 1957. Т. 2. С. 120–122; Metropolit Manuil (Lemesevekij). Die russiechen orthodoxen Bischofe von 1893–1965. Erlangen, 1987. T. 5. S. 124–125; Ders. Lexikon russischer Erneuerer-Hierarchen. Wurzburg, 2000. S. 168–169).
Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С.167.
Иоанникий еп. Славянский; Божок С, прот. Митрополит Одесский и Херсонский Сергий // ЖМП. 1990. № 6. С. 36.
Демьянович Н., прот. Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Николай//ЖМП. 1972. № 12. С.22. См. также: Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen orthodoxen Bischofe von 1893–1965. Erlangen, 1987. T. 5. S.215.
Об одном событии из жизни владыки Иосифа в это время говорится в книге: Б. Полевой. В большом наступлении (Дневники военного корреспондента). М., 1970. С. 226–229.
Одинцов М.И. Русские Патриархи XX века. Судьбы отечества и Церкви на страницах архивных документов. М..1999.С.315.
Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995. С. 333.
См. о нем: Подвижники Самарской земли. [Самара]: Духовный собеседник, 1999. С. 6–25; Якунин В. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 228–251.
Мануил митрополит (Лемешевский). Божий виноградник. Дневниковые записи. Покаянный плач. СПб., 1999. С. 221.
Manuil Metropolit (Lemesevskij). Die russischen ortho-doxen Bischofe... T. 1. C. 388. Позднее, защитив магистерскую диссертацию, Митрополит Мануил прислал ее митрополиту Иосифу в Алма-Ату, приложив к ней также альбомы с фотографиями архиереев.
ЖМП. 1956. № 12. С. 7; 1957. № 4. С. 7.
ЖМП. 1957. № 8. С. 14. См. также: ЖМИ. 1959. №3. С.17.
ЖМП. 1960. № 10. С.4. С 1947 по 1958 г. в Алма-Ате служил архимандрит Исаакий (Виноградов; †1981), который затем служил до своей кончины в Ельце (ЖМП. 1981. № 7. С. 13–14). Оттуда он поддерживал письменные отношения с владыкой.
ЖМП. 1963. № 3. С. 5.
ЖМП. 1963. № 6. СЮ. В указе, подписанном 11 мая 1963 года в Троице-Сергиевой Лавре, Святейший Патриарх писал: «В ознаменование моего 50-летнего служения Святой Православной Церкви в Епископском сане и в память нашего совместного церковного служения, – я нахожу справедливым удостоить Ваше Преосвященство награждения нашим церковным орденом св. кн. Владимира I степени».
ЖМП. 1964. № 7. С.26. См. также: ЖМП. 1964. № 12. С.31; ЖМП. 1966. № 3. С.27.
ЖМП. 1967. № 3. С.34.
ЖМП. 1973. № 10. С.25. Фотографии участников Богослужения см. тан же. С. 34.
ЖМП. 1967. № 5. С.5. См. также: ЖМП. 1967. № 8. С. 2.
ЖМП. 1968. № 2. С. 5.
ЖМП. 1970. №5. С. 11.
ЖМП. 1970. № 6.С. 69–73; Orthodox America 1794–1996. Development of the Orthodox Church in America. New York, 1975. P. 266.
ЖМП. 1971. № 6. С. 2; Поместный Собор Русской Православной Церкви. М., 1972. С. 115.
Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 426; За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 1: А-К. М., 1997. С. 525.
ЖМП. 1971. № 9. С. 19.
ЖМП. 1972. № 10. С. 1. Следует отметить, что у Владыки Иосифа имелась панагия Грузинского Экзарха архиепископа Никона, убитого в Тбилиси в 1908 году. См. о нем: Софийский Л.И. Высокопреосвященный Никои, архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (1861–1908). СПб., 1909.
Василий архиепископ. Памяти епископа исповедника. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов) (1893–1975)//Вестник русского христианского движения. 1975. № 116. С. 226–227. См. также: Василий архиепископ (Кривошеий). Воспоминания. Письма. Нижний Новгород, 1992. С. 400.
О Иерусалимском Александро-Невском монастыре в Таганроге см.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших и в древности и ныне действующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 96–97.
ЖМП. 1967. № 7. С. 25.
См. о нем: Житие святителя Афанасия епископа Ковровского, исповедника и песнописца (1887–1962). М., 2000.
Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия епископа Ковровского. М., 2000. С. 123.
Однажды к Владыке обратились ихтиологи, сообщив о болезни карпа в прудах. Владыка дал им Службу и Акафист святому праведнику Симеону Верхотурскому, а также его икону, где он изображен на берегу у воды и с рыбой. После чтения Службы и Акафиста икону святого стали опускать в воду пруда, и рыба перестала болеть.
См. о нем: Сапсай Н., прот. Архиепископ Орловский и Брянский Варфоломей // ЖМП 1988. № 10. С. 31–32.
Этот Чин прислал ему Митрополит Мануил, на форзаце владыка написал: «Собственность архиепископа Алма-Атинского Иосифа. Подарок от Митрополита Мануила – автора этого трогательного Чина. По этому Чину прошу меня отпеть, и эта книга останется кафедре. Архиепископ Иосиф. Конец 1965 года. Алма-Ата».
Василий архиепископ. Памяти епископа исповедника... С. 229.