7. Святительское поучение новопоставленному священнику
Эта и следующие статьи до № 11 включительно отнесены сюда, т.е. к концу ХIII века, на основании старших списков, в которых они сохранились и по которым здесь издаются. В частности, текст № 7 взят из софийской пергаменной Кормчей, л. 583, a варианты – из чудовской пергаменной, л. 307 об. Прежние издания: а) церковно-официальные – в Кормчей гл. 59 и в отдельной брошюре, многократно перепечатанной (с изменениями и дополнениями) для раздачи новопоставляемым священникам; б) учения – в Актах Исторических т. I, стр. 162 след. (отнесено к концу XV века) и в харьковских «Материалах для истории Русс. Церкви», № XV, стр. 99–102. По старшему списку, это поучение современно определениям владимирского собора, по содержанию – во многом сходно с ними почти дословно, но по языку – гораздо древнее их. Замечательно, что автор знает еще только о шести вселенских соборах, сказания о которых, обращались в списках первоначального (до-кирилловского) славяно-русского номоканона (см. Восток. Опис. Рум. Муз. стр. 274, 276).
Егда отстоит новосвященный поп урок свой у соборной церкви, якоже обычаи есть, епископ отпуская и к порученной ему церкви, наказав, даст ему от руки своей молитвенник, и прочтет ему свиток с, положит на алтаре 816 и велит ему взять, видения и памяти священия, свиток законный, рукоположение епископа, імрⷦ҇ѧ 817
Се тебе, чадо, Господь поручил священие, службу страшной тайне, рукоположением моего смирения и послушеством разумных сил его, в няже 818 желают и сами приникнуть. Дело же твое буди учиться закону Господнему день и ночь и заповеди прехвальных 819 апостолов и вселенских .ѕ҃. 820 соборов и поместных святых отцов правил. 821 Составление 822 бо святительства Божьего писания истинная хитрость 823 , немочно часто не почитая спасти себя. Свят бо Бог и на святых почивает, суд 824 разумен и в разумных глубинах обретается. Пророк рече: раб твой аз, вразуми мя и уведе правды твои и воздрадуюсь 825 , в словесах твоих обретая корысть многу, паче тысяч злата и сребра. Рече пророком 826 Бог: дал закон мой в сердце твое и словеса мои в уста твои, и глаголешь, якоже ти заповедал. Сеи збрал тя Бог от братии твоей и поставил тя пророка в людях своих. Но о cебе бо кто честь приимает, нъ нареченный от Бога. И твори волю пославшего тя, да будешь правя евангелия Божьего истинное слово, а не превращай по хотению сердца своего на плотяное, приемля послушство божественных писаний, да не будешь лъжь послух Богови, чрез волю его священая крада. Се приял еси от вышнего промысла не токмо себе пользовать, ни 827 ближним, в показании духа и силы: дела 828 бо и веру совершают. Должен еси доказать добронравие святительского подобия, любовь, кротость, целомудрие, пощение, трезвение, удержание 829 всех сластий. 830 Нe будь кощунник, ни игрец, ни срамословник, ни буи, ни горд, ни величав, ни гневлив, ни яр, ни напрасен, ни бесстыден, ни пьяница, ни склад пировых творя, н инем возбраняй, ни резоимец 831 , наклад не емли. Да не будешь мятежник, ни ротник, ни поручаяся 832 , ни бий верна согрешающего, ни неверна обидящего. А своими руками никогоже 833 не ударь, ни ловов твори, ни закалай животного брашна, и пития не приимай без времени нъ, в подобно время, в закон и в славу Божью. Аще будут на браце, ли в пиру позоры, отходи преже видения; на бракнe ходи, иже муж жену пустит, или жена мужа без вины, или в племени поимутся. Не зван не ходи на 834 пиры на покорм. 835 Одежду носи долгу до глезна, не от пестрин, ни от утварей мирских. Ни почитай возбраненных книг, или доселе чему научился еси, неведомая словеса, чары и 836 , лечьбы, коби 837 или игры, дивы 838 творя басни 839 звягомых, лекыи шахматы иметь дася останеши, ни конного уристания не зри. Дом свой с правдой строй, нетомително, нищих на свою работу без любви 840 не нуди; чада свои кажи и учи своему пути. 841 Буди кроме всякого зазора: горе бо тому, имже соблазн приходит. Теци путем заповеди Божьей: не суть бо тяжки, нъ изволения зла. Внимай учению, будь терпелив в молитве, пой разумно, от сердца, по силе. Имей усердие к алтарю Божьему без лености; в алтарь входи сам с опасением, в чисте с[о]вести 842 , а простым возбраняй: алтарь токмо попам и дьяконам, а чтецам и певцам предъалтарие, приимшим рукоположение от епископа, вьрх пострижен, носяща 843 короткий фелонь, читать чтения 844 и 845 апостол, петь прокимены и «Бог и Господь»; а простым ни петь, ни читать. Пономарь избран, неповинен ни в коемьже грехе, с благословлением епископа нося священное знамение. А к сосудам священным не прикасаются 846 слуги, ни кадят: да будет свят 847 святой церкви. В алтарь не носи 848 кутье, ни пива; церковь держи чисто, без пороха 849 и паучин 850 , паче же алтарь. Книги ветошные и иконы постраивай. На трапезе не положи ничего 851 , разве евангелия и тайн. В ньже день служить ти, молвы не твори, ни препирайся, ни стани, вражду имея на кого, да не проженешь Утешителя. В страхе и трепете предстой алтарю 852 , не мысли земных, ни озирайся камо 853 , нъ к единому предлежащему 854 царю и стоящим окрест его силам, да не угодия ради человек потщишися скоротить 855 молитвы: таковым бо рассыпает 856 кости 857 Бог, по пророку. С отлученными 858 не служи; не устыдиса, ни 859 убойся никакого же человека на грех себе: им же правила не повелевают, не давай причастия ни по дару, ни по страсти, ни по любви. Помни заповедь Владычню и святых его Апостолов: не дадите, рече, святых псам, ни бисер 860 ни мещете 861 пред свиньями. Блюдете пес и яже по сих, да не с ними осудишися. Да твоего ради небрежения мышь, или ино что прикоснется божественных тайн, да не исплесневеет, или одымеет, или прията будут 862 от несвященных рук. В церкви не дай повестить 863 , и не принеси приноса в божий жертвенник от неверных, ни от еретиков, ни 864 от блудников, ни прелюбодеев, ни от татий и разбойников и грабителей, и власт[ел]ей 865 немилосерд, ни от корчемника и резоимца, ротника и клеветника, поклепника и лжи послуха, волхва и потворника, игреца и злобника, или томя челядь свою гладом и ранами: кто будет от 866 таковых, а не покаются, не емли у них приноса. Просфоры приноси от своих духовных детей, ведая жития 867 их. А духовных детей учи, исправляй по мере грехов, запрещай, епитимию давай, отлучай; непокорника, в грехи впадающего, от церкви отлучи, от себя отжени, дóндеже обратится к тебе. А 868 от иного попа отгоненного ты не приими; приимет ли кто такового, мне возвести. Убогих сирот, ли болит кто, ли умрет, ли родит, слышав и незван иди, сошедшего нас ради с небес. Будь сторож 869 день и ночь с крещением, и с покаянием, и с причащением 870 , и твори достойное правило с любовью, тихо, не борзяся. Младенец не разумеет, а мертвец не чует: тъ живым наказание. 871 Младенца крестив и всякого человека, причастие дай, а мертвому не мози дати. Аще ли кого изгубишь леностью и неродством, мука их 872 на тебе взыскома 873 будет. А к нейже церкви поставлен еси, не оставить ее во все дни живота твоего, разве великой нуже 874 , и то по с[о]вету епископа своего, где тя благословит, а в чужом пределе не служи, не взем от 875 епископа грамоты. Без воли его не твори ничтоже; имей епископа своего голову во всем 876 , любовь к нему и боязнь, яко Апостолы к Христу. На собор приходи 877 на исправление церковных вещей 878 , на приятие истинного разума, да можешь дать благодать на создание послушающим 879 тебя. И явись во всем по имени своему 880 свет миру. Имена бо твои многи и велики, по Господним словесам и святых его: свет миру, соль земли, врач больных, вожь слепых 881 , наставник блудящим 882 , учитель и 883 светильник, око телу церковному, путь и дверник, ключарь 884 , и делатель и строитель, купец и гостинник, сторож 885 и пастух, воевода, судья и властель, чиститель и жрец, холм высок, таиный дом, столп премудрости, уста Божьи, дая мир мирови, ангел Господень, труба небесная, отец братии своей, Богу нудитель, миру молитвенник, подражатель Господень и апостольский подобник, кормник и источник: воде не сущи в источнице, не свое имя; не словом бо, нъ делом мзды даются. Весть бо Бог, колико больни можем, и ленячеся 886 не делаем. Отроковица, не соблюдеши девства, оскверни тело; и душа, не сохранивши 887 завета, оскверни 888 дух: воследует ненависть и укор, раны и отлучения.
Се тебе, сыну и брате, написах от святых писаний и правил святых Апостолов и богоносных Отцов, изложивших саны церковные по горнему образу. Аще си сохранишь, блажен будешь; аще ли переступишь, или в обиду даси, аз о сем дела не имам; ты узришь в день испытания, и месть достойную приимешь. Доселе слово мое к тебе, еже ти буди хранить.
* * *
в алтаре на престоле.
Слова: «свиток законный, рукоположение епископа імⷦ҇р » в Ч. поставлены вверху оглавления.
В подлиннике ошибкой: вся же.
святых.
.з҃.
правила.
составленья.
мудрость.
В подлиннике: уд; исправлено по Чуд. списку.
Прибавлено .а҃. , т.е. аз.
В подлиннике: пророчьскыи, исправлено по Ч.
Прибав.: всем.
и дела.
воздержанье.
всех сластии – нет.
резовник.
ни поручайся.
никого.
в.
ни на корм.
или.
и коби.
дивы – нет.
басни.
любови
Вместо «своему пути» Чуд; на .д҃. , т.е. на добро.
Слов: «в алтарь… свести» – нет.
носящего.
чтение.
и – нет.
не прикасается.
свято.
Прибав. ни.
праха.
паучины.
ничтоже.
Господеви.
назад.
предлежащю.
скратити.
разсыпа.
Приб.: человекоугоднику.
отлученным.
не.
Прибавлено: ваших.
ни мещете – нет.
будет.
повестовати.
В подлиннике и; исправ. по Ч.
Исправлено по Ч.
будет от; – нет.
житие.
Прибав. и.
стражь.
причастием.
Слов: «Младенец… наказание» – нет.
Вместо: «мука их» Чуд. в муках.
изыскано.
великая нужа.
Приб. своего.
Вместо: «имей… во всем» Чуд. и своего епископа имей, яко Бога, и его волю во всем твори».
и –
Прибавлено: и.
слышащим.
твоему.
слепым.
блудящих.
Приб. светник (советник).
клюꙷ҇.
стражь.
лечящеся.
не сохраньши.
В подлиннике: ускверни.