Источник

6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ

Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом № 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею № 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными № 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Pв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких № 858, л. 271 об. и № 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской № 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242).

Правило Кирилла, митрополита русского, сошедшихся епископов: Далмата новогородского, Игнатья ростовского, Феогноста переяславского, Симеона полотского, на поставление епископа Серапиона володимирского

Преблагий Бог наш, иже все промышление творит нашему спасению, и по неведомым судьбам его и по всему устроению и ухищрению пресвятого его и пречистого Духа, все в устроенную вещь вводя, достойные и дарованные его 628 силы 629 , святительские чести к 630 всем опасне приимшим чистительство 631 , со всяким хранением опасне блюсти святых правил 632 пресвятых Апостолов и по тех бывших преподобных наших отцов, жизненное слово имущих, своими пречистыми законоположениями, аки некими стенами чудными оградивше Божью церковь и камень твердости в основу вложьше 633 , иже клятся Христос неразрушене еси быти 634 от самого ада, яко надежю имам 635 еже к 636 нам реченное от Спасителя нашего: дерзайте, аз победих мир. 637 Темь бо 638 аз Кирилл, смиренный митрополит всея Руси, многа убо видением и слышанием неустроение 639 церквах, ово сице держаша, ово инако, несогласия многа и грубости, или неустроением пастушеским 640 , или обычаем неразумия, или неприхожением 641 епископа, или от неразумных правил церковных. Помрачены бо беаху преже сего облаком 642 мудрости эллинского языка, ныне же облисташа, рекше истолкованы быша 643 и 644 благодатью Божьей ясно сияют, неведения тьму отгоняще и всепросвещающе светом разумным и от грехов избавляющее. 645 Тем иже неведением прочее Бог да сохранит нас, а 646 грех да простит, а о прочих святых правил да просветит ны Бог и вразумит ны, да никакоже преступающе отеческие заповеди 647 , горе наследуем. Кый убо прибыток наследовахом, оставльше Божьи правила? Не рассея ли ны Бог по лицу всей земли? не взяты ли быша грады наши? не падоша ли сильные наши князи 648 острием меча? не поведены ли быша в плен чада наша? не запустеша ли святые Божьи церкви? не томимы ли есмы на всяк день от безбожных и нечистых 649 поган? Си вся бывают нам, зане не храним правил святых наших и преподобных Отцов. Ныне же аз помыслих 650 со святым собором и с преподобными епископами некако о церковных вещах испытание известно творить.

1

Приде бо в слухи наша, яко некие от братия 651 нашей дерзнуша продать священный сан 652 , и причитать я к церквам, и взимать от них некие «уроки» глаголемые. И забыша правила реченного святых Апостолов и преподобных Отцов наших. Да слышат ясно все: «поставленный на мзде да извержется, и поставлий его»: – правило се есть святых Апостолов .к҃ѳ. 653 Паки ищет 654 правила .ѕ҃.– го вселенского сбора иже в Константине граде в Труле полатном – правило 655 .к҃в. ; собора 656 иже в Халкидоне 657 правило .в҃. : «Аще кто купит и продает поставление, и аще ключаря церковного поставит на мзде, в своем степени беду приимет, рекше да извержется, и ходатайствующий о таковом поставлении; аще суть причетники, от своего степени извергутся; аще ли мирские человеки, или мнихи, да будут прокляты». 658 Никтоже благодати Божьей не продает: туне бо, рече, приясте, туне же и дадите. Видиши 659 , како негодова Петр на Симона волхва; рече бо: сребро твое да будет с тобой в 660 пагубу, яко благодать Божью надеешися богатством 661 стяжать. 662 Рече Елисей к Гиезии: приял еси сребро Неоманово и ризы, ни проказа его прилепиться тебе и к семени твоему прилепится в века. 663 Яко невозможно Богу работать и мамоне; а 664 злее есть Македонские ереси. 665 Македони[и] бо и прочии духоборцы, раба Богу хуляще [Духа] 666 Святого глаголаху; си же раба себе 667 стваряюще, купующе и продающе, с Иудой сравнаются 668 , имеют с ним часть, и да будет отвержен 669 и всея священнические службы лих и проклят. 670 Уже прочее, братие, слышим все и не преслушаемся правил божественных, да не когда 671 отпадем; яко не златом, ни сребром искуплены быхом от суетного жития, нъ дорогой кровью Агнца Божьего непорочна 672 , пречиста Христа. 673 Такоже и нас научиша мужи священные; мы же последствуем евангельским и апостольским и отеческим заповедям, веруем и глаголем: прочее от сего времени аще кто явиться от святого 674 нашего собора, или игумена в игуменство, емля от него что, свящая на мзде, рекомое «посошное», или постризая 675 мирского попа 676 на мзде в игуменство, или попа поставляет к церкви, емля у него что, да будут извержены; ходатайствующие же да будут прокляты. Епископы же, егда 677 хотят поставить 678 попа или диакона, да истяжют житие его 679 , како будет имел житие преже поставления 680 , да призовут знаемые 681 соседи, егоже 682 знают издетска, якоже правило седьмое глаголет Феофила, архиепископа александрийского: «да сведят поставление все священники, аще единако смыслят, и тогда епископ да испытает, и пришедшим свидетельствовавшим о нем, да поставлен будет. Поставление же втайне не бывает». 683 Но 684 всем нам ведомо будет, еда како пришелец будет иной страны и утаив согрешение, украдет священие. «Не знаемого же никакоже святить», яко .д҃.– го 685 собора .ѕ҃.– е правило глаголет 686 ; ни из 687 иного 688 в ин град 689 поставить, аще 690 от своего предела будет, преже дашь не обещает; ни раба на священство 691 привести 692 , аще не преже господин его отпустит 693 пред многими послухами с грамотой, и пустит 694 , аможе хочет, и по поставлении да не присвоит к себе. Нъ хотящи поставлены 695 быть, да испытают их потонку, аще житие их чисто изобрящет 696 , девство соблюдши, девицу по закону приведши, и законному снятию бывшу, аще грамоту добре сведят 697 ; нъ и ту скоро их не поставляйте, аще будут не кощунници 698 , ни хищницы, ни пьяницы, ни 699 ротницы, ни сварливы. Потом подобает испытать их 700 о вещах греховных, еда 701 в блудстве 702 содомском быть будут, ли со скотиной 703 , ли в руку соъгрешение, или в татьбе, разве аще не детского 704 , ли преже поятия жены своей растлит 705 девство, ли с многими легал будет, или от cвоей законной блуд створил будет, а 706 или в лживе послушестве был будет, или убийство створил будет, волей или нужей, или резовник, или челядь друча голодом и наготой, страдой 707 насилие творя, или дани бегая, или чародеец. 708 Аще кто от прежереченных сих вин хотя единой ят 709 будет, таковой не может быть поп, ни диакон, ни причетник. Да кто свободен будет от всех 710 сих вин поручением 711 отца духовного, понеже и 712 поручиться .з҃. поп иных с прочими добрыми свидетелями, да поставят 713 ѝ. Первее даст ему еухию, еже есть молитва анагностская об-остризании 714 причетническо[м] 715 краткий фелонь; ти потом да конархает в соборной церкви и чтет, дóндеже возумеет 716 все, да предаст 717 и епископ старейшему 718 церковному на учение. По многих же днях будет дьякон не мне полу .л҃. лет 719 , поп же не мне .л҃. лет. Не взимать же у 720 них ничтоже, разве якоже аз уставих в митрополии, да будет се во всех епископиях: да возьмут клирошане .з҃. гривен от поповства и от дьяконства 721 от обоего. 722 Аще ли кто по уставу нашему боле cего емля 723 от диакона, ли от попа, или от игумена, или от просфорницы и 724 от нищих, насилие деюще, или на жатву, или сена-сечь 725 , или провоз деять 726 , или иная некая «соборное» емлюще, или наместники поставляющее 727 на мзде 728 , или десятинника, или егда божественные соборы собирая, тогда некако сбирание сбирают 729 от властель церковных, или скаредного деля 730 прибытка отлучают некиих от церкве, не Божьего деля 731 закона, нъ своего ради прибытка, или угодья некоего деля, [таковых отлучаем]. 732

2

Понеже уведехом 733 о божественном крещении, смутне 734 некако и неразумне смешающе миро божественное с маслом, и тако мажут по всему телу 735 крещаемого, еже 736 всего злее есть неразумие, и не поминают правила реченного в Лаодикии: «подобает просвещешемуся святым крещением в крещении миром мазаться, мастью небесной, и причастником быть царствия Xристова» 737 : – миро особь, а масло особь. По оглашении бо мажут и маслом древяным, глаголюще: «мажется раб Божий маслом радости во имя Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и в веки веков аминь» 738 , на всех составах; ти потомь да 739 крещают и, погружающе 740 в три погружения во имя Отца, таче Сына, таче Святого Духа [и приглашают «аминь». Таже мажут и миром по чувством глаголя: «печать и дар Святого Духа"]. 741 По иным же местам негдеже не мажут 742 , paзвe на челе 743 , на очью, на ушью, на ноздрею, на устьну 744 , яко [и]же 745 в святых отца нашего Кирилла в оглашенных его словесах писано есть; рече бо: иже помазываем маслом первее радости есть, рече, обручение, имже [в истину] 746 крестьяне наречемся, помазает ны Бог в установление славы своей. Таче по крещении миром мажем чувства токмо, загражающе первые льсти 747 вход, и нетленны стваряющеся пречистым Духом Божьим, и присно хранимы от злокозненного врага, да никакоже нас не подвигнут чувства 748 на зло: ушима на злослышание, а очима на зловидение, и устнама на зловкушение, ноздрьма на злообоняние, нъ присно благоухаемы и спасаемы, аки и церкви Божьи преочищена 749 , хранима Духом Святым. Вякого же 750 по крещении 751 да сподобляют 752 пречистого Божьего тела и честной крови, или в градах, или в селах, где но 753 будет 754 крещаемый. Боле 755 да не обливают никогоже, но да погружают: несть нигдеже писано обливание, нъ погружание в сосуде отлученe. Без причащения же да не крутят 756 никогоже.

3

Паки же уведехом 757 бесовская еще держаще обычая треклятых эллин, в божественные праздники позоры некакы бесовские творит, со свистанием и с кличем 758 и воплем, созывающе некы скаредные пьяницы, и бьющеся дрекольем до самой смерти, и взимающе от убиваемых порты. На укоризну се бывает Божьим праздником и на досажение Божьим церквам. Паче о сем досажают нашему Cпасу и Заступу 759 , иже нас избави от проказы смертной и от туги 760 дьявола, и обвеселивый 761 сердца наши святыми честными праздниками 762 , да познаем и помним спасенного его таинства, да почитаем его в святых Божьих церквах, в хвалу и в песнь 763 создавшего нас, и прочее по нашему законоположению. Мы же последуем святым и 764 преподобным нашим отцам: аще кто изобрящется 765 по сих правилах бесчинье 766 творя, да изгнаны будут от святых Божьих церкв, а убиенные да будут прокляты 767 в сей век и в будущий. Аще 768 нашему законоположению противятся, то ни приношения от 769 них приимать, рекше просфоры и кутьи, ни свечи. Аще и умрет, то над них не ходят иереи и службы за них да не творят, ни положить их близ Божьих церкв. 770 Аще который поп дерзнет что створить над ними 771 , да будет чужд своего сана.

4

Паки обретохом в пределах новгородских диаконы емлюща божественный агнец, и преже попов проскурмисание творящее 772 , и потом пришедшим 773 попам, после проскурмисать. И забыша правила реченного в Фругии .и҃є. 774 : «дьяконом преже пресвитера не входить 775 в святой алтарь, ни попом преже епископа». 776 Никейского же сбора правило .и҃і. 777 ; писано бо есть сиче: «слышахом 778 , рече, о неких, яко некие диаконы преже епископов благодарению прикасающеся, повелеваем отселе дьяконам по попах взымать причащение». 779 Тому же святому собору последуем, отселе не повелеваем дьяконам агнца вынимать, нъ попам. 780 Аще кто обрящется по нашей заповеди се творя, негодованием епископ 781 места того да извержется, аще сведает; аще ли не весть, прощен будет. Аще ли не покорящеся 782 , нъ вопреки глаголют 783 , да будут все извержены 784 ; аще ли люди молву начнут творить 785 , да будут прокляты.

5

Понеже уведехом в тех же странах неродство 786 творяще, бесчиние святительско, упивающеся без меры в святые пречистые 787 дни постенные, от светлой недели вербной до всех святых, яко не быть божественному приношению, ни божественного 788 крещения до всех святых: мы же последствуем 789 божественным правилам; глаголют бо: «поп упиваяся, да останется, ли да извержется». 790 Мы же заповедаем преподобным епископам: аще не покается 791 , повелеваем всех изврещи. Лучше бо един достойных 792 служа 793 , неже тысяча беззаконных. Аще ли явятся 794 спиры 795 творяще народы, не покоряющеся сему правилу, прокляты да будут.

6

Пакы же уведехом 796 в тех же странах, яко некие несвященные освящают приносимые к церкви плодоносия, рекше крупы или кутья за мертвых, повелеваем от сего времени таковому не быть, ни от дьяконов да не освящено. 797 Писано бо есть в правиле .и҃і. Никейского сбора; пакы же сбора иже в Лаодикии: «неосвященному ни петь, ни читать на анбоне [правило .є҃і. того же сбора]» 798 , или божественного словеса людям почитать, аще священнического пострижения на главе не имать, ни благословения от своего пастыря, по святым правилам. не приял будет; аще 799 приял будет, обачеже и таковому несть инако како петь или читать на анбоне, аще не облечется в белые ризицы. Малые же ризицы глаголется греческим языком 800 диффера или фелонь. Повелеваем же отселе в всех церквах ни Апостола читать, ни прокимена петь, ни в алтарь входить неосвященному. Дьяк 801 аже 802 освящен будет, да не прикасает[ся] к [со]судам 803 освященным 804 , ни святого кандила никакоже да не дерзнет принести, разве аще не 805 диакон или поп, ни самому тому 806 великому подьяку. Пономарь 807 же всем церквам от чистых да освящают 808 , да не будет всем просто входен святой Божий алтарь. 809 Ничтоже да не внесено будет в Божий алтарь 810 , ли кутья, ни ино что отнюдь. Поп, ни дьякон да не входят праздению, ни леностью, да не досажают пречистому 811 месту, бесчинну входя. 812

7 813

И се слышахом: в пределах новгородских невесты водят к воде. И ныне не велим тому тако быть; аще ли, то проклинать повелеваем.

8

И се слышахом: в субботу вечер сбираются вкупь мужи и жены, и играют, и пляшут бесстыдно, и скверну деют в ночь святого воскресенья, яко Дионисов праздник празднуют нечестивые эллины, вкупе мужи и жены, яко и кони вискают и ржут, и скверну деют. И ныне да останутся того; аще ли, то в преже реченый суд впадут.

9

О кресте, иже на земле и на льду пишут. 814

Никтоже да не пишет на земле креста и на льду, егда воду крестят, да не укаряемо будет победное оружие наше. По крещении бо попирают ногами человеци, кони и весь скот и псы, потом и порты мыют и польют их сквернами. Не тем бо крестом освящается вода, доспенным на льду, нъ держимым священническими руками. И некие глаголют, яко освятил есмь крест трижды и четырежды. И крестов много связавше, воду крестить, и до восьми дней в перенос носить, и потом разрешать кресты, – что сего несмысльства горее?! Чтуще и не разумеем: да мы сатанины соблазны и многими грехами связаны, ищем крестом разрешиться. Крест бо освятился есть кровью Христовой и освящает все – люди и воду, а креста – никтоже: тъ како мы крест освящаем, вяжем и разрешаем? Отселе не буди тако; аще ли, то проклинать повелеваем. 815

* * *

628

ему Ч.

629

и приб. Л.

630

к нет в Ч.

631

В подлиннике чтительство, чтό издатели Русс. Достопам. прочитали честительство; в Рб: святительство.

632

В подлиннике и ЧЛ тут стоит и – лишнее.

633

положше Ч.

634

В прочих списках тут прибавлено: от неправомыслящих и не позыбане ей быти.

635

имать Д.

636

и Ч.

638

темже ПР.

639

в святых прибав. ЛП.

640

пастырьскымь Ч.

641

прохожениемь ЛП.

642

тьмою Ч.

643

истолковаша Ч.

644

и нет в Ч.

645

избавляюща Ч. – Об источнике и историческом смысле этих слов см. исследование А. Павлова: «Первоначальный славяно-русский номоканон», стр. 62 и след.

646

От Ч.

647

и приб. в Ч.

648

князи наши во всех прочих списках.

649

и нечистых нет в ЛП.

650

помышляю Ч.

651

бра҇ꙗ, чтό в Русс. Достоп. Прочитано братья.

652

чин Рб.

653

В подлиннике и во всех прочих списках .л҃а. – неправильно.

654

ищи Рб.

655

правило нет в Рб и оно, действительно, лишнее.

656

четвертого приб. ПЛ.

657

вселенского .д҃. -го приб. Рб.

658

Это взято почти слово в слово из толкования на 2-е правило хадкидонского собора. В той же синодальной Кормчей это толкование читается так: «аще который епископ поставит кого на мзде, или епископа, или пресвитера или дьякона, или иного кого вочтеного в причт и до церковного ключаря, сам убо поставленный от него чужд да будет своего сана. И еще исходатайствующий от таковых поставленных, аще суть причетници, отпадут своего сана; аше ли мирские человеки или мнихи, да будут прокляты» (л. 119 об. 120).

659

ли приб. ЛПРб.

660

на Рб.

661

богатством нет в Ч.

664

яко ЛП.

665

прочих духоборец си ересь прибавлен в Ч.

666

Духа из ЧДРб.

667

В подлиннике и других списках, кроме Чуд., себе – неправильно. Слова, начиная от «яко невозможно Богу работать и мамоне» до «с Иудою сравняются» взяты из послания патриарха Tapacия к папе Адриану (см. в Чудовской Кормчей, л. 196).

668

равни суть Рб.

669

да будут отвержены ЛПРб.

670

чужды и прокляты Рб; а их проклять ЛПР.

671

В подлиннике некогда.

672

и приб. Рб.

674

сего Р.

675

постригая Ч.

676

В подлиннике поⷡ҇ , что́ в Русс. Дост. прочитано поп.

677

егда нет в ЛП.

678

В подлиннике поставять; в Ч поставляти; в тексте пo прочим спискам.

679

В Рб. место это изложено так: «жития его и род его преже поставления».

680

В Рб. место это изложено так: «жития его и род его преже поставления».

681

его прибав. в Ч.

682

иже и Ч.

683

Правило приведено по сокращению Аристина, как оно изложено и в софийской Кормчей, именно: «Должно есть хотящим ся поставить, да уведят ставление священники, единако да смыслять, тогда епископ испытает, пришедшим послухом о нем, да поставлен будет. Поставление же в тайне да не бывает"(л. 358).

684

В подлиннике и Ч по; исправлено по ЛПРб.

685

В подлиннике шестого; таки в других списках, кроме Рб.

686

Подлинный смысл правила иной; но в славянском переводе оно начинается словами: «Никомуже священнику быть незнаемому».

687

В подлиннике низ.

688

града прибав. Ч.

689

град нет в Ч.

690

и прибав. Рб – правильно.

691

священие Рб.

692

не привести ЛП; см. Апостол. прав. 82.

693

и приб. Рб.

694

и приб. Рб.

695

поставленья Ч.

696

В подлин. избряще; в тексте по прочим спискам; Рб изобрящеться.

697

свесть Ч.

698

ложа чиста приб. Рб.

699

В подлиннике не.

700

их нет в Ч.

701

егда ЧР.

702

блуде Ч.

703

скотом Рб.

704

развее детского Ч.

705

В подлиннике растелить.

706

а нет в ЧДРб; но в подлиннике а прописное; аще ЛП.

707

а страдою Рб.

708

чародей Ч.

709

нят РД.

710

В подлиннике cвоих; исправлено по прочим спискам.

711

В подлиннике и Ч поучением – ошибка, поправляемая прочими списками.

712

и нет в Ч.

713

поставить ЛПP.

714

о постризании Ч и др.

715

Поправлено по ЧРРб; в других (ПЛД) причетническ, т.е. согласовано с фелонь.

716

изумееть Ч, вразумеет Рб.

717

представит Рб.

718

старейшине Ч.

719

полутретьядцати (складом) ПЛб; .к҃є. ЧРб.

720

с Рб; от Д.

721

от дьяконьства и от поповьства Ч.

722

от обоего нет в Ч.

723

приемля Рб.

724

ли Ч.

725

сеносечю Ч; сеносечи Pб; на сечи ПЛб.

726

провозы деюще Ч.

727

В подлиннике наместеники поставляющии; Ч – поставляющи; все прочиe списки, как в тексте.

728

по мзде Ч.

729

сбирает ЛП.

730

ради Ч.

731

ради Ч.

732

Поставленное в скобках находится только в Рб.

733

увидехом ЧРб.

734

сметне Ч.

735

по всему телу мажут Ч.

736

иже Ч.

737

По печатной Кормчей правило 47; перевод тот же самый.

738

Слов: «и ныне… аминь» нет в Ч.; после аминь в ЛПРб приб. и мажут.

739

да нет в Ч.

740

крещают и погружают Ч.

741

Поставленное в скобках взято из ЛПРб.

742

святым миром прибав. Рб.

743

на челе нет в Рб.

744

и на долоних прибав. Рб.

745

иже во всех, кроме подлинника и Ч.

746

Прибавлено из прочих списков.

747

прельсти Ч.

748

чувства Ч.

749

и прибав. Ч.

750

всякого же нет в Ч.

751

же прибав. Ч.

752

сподобляются Ч.

753

ни ПЛб; едино Рб.

754

буди Рб.

755

боле нет в Ч; боль РД.

756

крестят во всех, кроме подлинника и ЛП.

757

увидехом ЧРб.

758

плищем ЧРб.

759

В прочих, кроме Ч, Заступнику.

760

натуги ЛПР.

761

особь веселивый ЛП.

762

того ради уставлены быша праздники прибав. Рб.

763

и в честь Д; в хвалах и в песнях Рб; в хвалу и в честь и в песнь РРв.

764

святым и нет в Ч.

765

обрящеться Ч.

766

В подлиннике бещенье, исправлено по Ч; бещинно ЛИ; бещинство Рв.

767

В Рб местo это читается: «да изгнаны будут от святой Божьей церкви и прокляты».

768

ли прибав. Рб.

769

В подлиннике о; исправлено по прочим спискам.

770

божьи церкви Ч.

771

над ним в прочих списках.

772

творяща Д.

773

пришедшем нет в Ч.

774

Так Рб; но в подлиннике и прочих списках .ѯѕ҃. –ошибочно.

775

не входен ЧРб.

776

В софийской и рязан. Кормчей текст правила короче: «пресвитеры в алтарь преже епископа да не внидут» (соф. л. 110).

777

И здесь во всех списках, кроме Рб, ошибочно показано правило .к҃г. (первого вселенского собора); сравни далеe гл. 6.

778

бо прибав. Ч.

779

Правило приведено не в точных словах, но в перифразе.

780

повелеваем диаконом агнца не выимать пред попом Ч.

781

епископа Ч.

782

не покоряться Ч; не покоряяся Рб.

783

глаголя Рб.

784

да будет извержен кождо сих Рб.

785

молву творять Ч.

786

неродьства ЛИ.

787

пречистые нет в Ч.

788

святого Ч.

789

последуем Ч.

790

Апост. Прав. 42.

791

не покаются ЛПР.

792

достойный РД.

793

служай Ч.

794

явится ЛПР.

795

споры Рб.

796

увидехом Ч.

797

да не освящено нет в Ч.

798

Поставленное в скобках есть, очевидно, позднейшая схолия, попавшая в текст не на свое место. Слов «того же сбора» нет в Рб. Правильное чтение должно быть такое: «пакы же сбора иже в Лаодикии правило 15: не освящену ни пети, ни чисти на анбоне, или и пр.», как в тексте. Приводится собственно не правило (15-е) названного собора, а толкование на оное.

799

аще и Рб.

800

греческы Ч.

801

дьяку Рб.

802

иже Ч; аще и Р; аще ли Рб; аще не ЛП.

803

на прикасаться к сосудам Рб., в тексте исправлено по ЛПДР.

804

священным Ч.

805

не нет в Ч.

806

тому нет в ЛП.

807

пономарем Рб.

808

освящаемы будут Рб.

809

да не будет просто всем входен Божий алтарь Ч.

810

в святой требник Рб.

811

прⷵтомуЧ.

812

входящe Ч. Далее в РДРв прибавлено: держа закон Богом дан. В Рб правило оканчивается так: да не досаждают пречистому месту; прочие (чит. прочее) аще кто явится без чину входя до самых святитель, да извергутся, а мирские да отлучатся.

813

Следующих двух правил нет в старших списках (софийском и чудовском); но они находятся в очень многих бумажных Кормчих, например, в соловецкой 1493 года (л. 275), в чудовской 1499 г. № 167, в берсеневской Публичной Библиотеке XV века (л. 172) и др. Текст – по первому списку.

814

В известных нам рукописных Кормчих статья эта стоит отдельно от постановлений владимирского собора. Но по своему содержанию, языку и форме, особенно по заключительным словам: «отселе не буди тако; аще ли, то проклинать повелеваем», она столь же тесно примыкает к определениям названного собора, как и два предыдущее привила. Старший список ее находится в той же софийской Кормчей (л. 462 об.); текст – по чудовскому пергаменному списку, как более исправному (л. 259).

815

В софийском прибавлено: «имеяй уши сии книги слышать да слышит. аминь». Приписка эта может относиться или к следующим статьям (о браках), или ко всей Кормчей.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle