Источник

Письмо 85

Два письма твои получил; – последним извещаешь меня о неутешной скорби своей по миру и о готовности возвратиться в мир ради наследства. Сердечно соболезную об этом. Впрочем, благодарю Господа, что Он не замедлил к тебе Своею помощью. Ты пишешь, что выше сил твоих скорбь твоя, и ты не можешь понести оной; это правда. Но зачем же забываешь слова Спасителя нашего Иисуса Христа: невозможная у человек, говорит Он, возможна суть у Бога (Лк.18:27); без Мене, говорит Он паки, не можете творити ничесоже (Ин.15:5). Так действительно и бывает. Когда человек оставляется самому себе, то никакой скорби понести не может: все выше силы его; а когда получит помощь от Бога, то скорби делаются удобоносимыми и даже незаметными. Ты определена в монашество, и с тем вместе все права мирские для тебя уже не существуют, как я и писал тебе. Теперь, положим, ты выйдешь из монастыря, конечно не без срама, и может быть, по прежним правам, получишь часть наследства. Что же будешь делать? Ужели решишься выйти в замужество, и забудешь своё обещание посвятить себя Богу в звании иноческом? Как хочешь, но только я скажу тебе, что были подобные примеры, и оставили тем самым жалкие явления казни Божией, как нарушители своих обетов. Ни в чем в мире не находят они счастья: внутри упреки совести, лишение внутреннего довольства, а извне скорби и повсечасные неудачи в делах везде таковых преследуют, а чаяние будущего воздаяния приводит их до отчаяния.

Благодарю Бога, что Он не оставил тебя в руках вражиих, благодари и ты Его всегда, и молись ему, чтобы Он помог тебе до конца, и не дал порадоваться врагам спасения твоего в твоей погибели. Если пребудешь в монастыре, Господь не оставит тебя, а если не пребудешь, то сама увидишь.

Советую тебе не иметь ни на кого худых подозрений; каждый Своему Господеви стоит, или падает (Рим.14:4). И никто не будет за дела другого наказан или награжден; кийждо бо свое бремя понесет (Гал.6:5). Отцы святые учат не верить даже глазам своим: ибо кто ещё страстьми пленен и не освобожден от них, тому враг чрез них, что угодно ему, то и представляет; верь тому только помыслу, который благое только свидетельствует о ближнем. А всего лучше, если бы нам с тобою научиться видеть свои только недостатки; тогда бы и сами мы меньше терпели от нападения вражия, ибо неложны слова Господа: не судите, да не судими будете! (Мф.7:1).

Я ещё прибавлю касательно прав твоих на имение: вспомни, что маменька твоя, по духовной, имеет право за неповиновение отрешить детей от наследства; но когда ты вышла бы из монастыря, то нанесением им и себе бесчестия, превзошла бы всякое неповиновение; а потому она имела бы право тебя отрешить от наследства. Живи в монастыре, благодари Бога, много не ищи, а без содержания не останешься.

Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 9 января 1849 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle