Письмо 261
Что нахожу сказать Вам на главный предмет Ваших писаний – цель искания Вами спасения, вразумляющу Господу, по вере Вашей, пишу: Вы желаете приблизить себя к Богу, хотите жить при монастыре, заниматься искусством живописи, потом поступили в обитель, также упражняетесь в этом занятии, за послушание: но скорбите, что мало ходите в церковь, мало имеете время на чтение, желаете уединенной жизни; всего этого не достигая, находитесь в смущении. Надобно читать отеческие книги: святого Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, и проч.; из коих увидите, что ищущим спасения должно полагать в основание веру, потом отвержение себя, т. е. своей воли и разума, и покорить оные по Бозе наставляющей Вас духовной матери; к этому надобно иметь благое произволение на всякое дело благое, на терпение, на смирение, на любовь, кротость, воздержание, молитву; чему конечно будет враг противиться, но смирение такое оружие, которое все козни и сети вражии сокрушает; а приобретается оное, по слову святого Иоанна Лествичника, чрез послушание и отвержение своей воли и разума. Вы желаете уединения, чтобы заниматься более чтением книг и молитвою; а, по учению святых отцов, уединение не всем полезно; а паче, кои недугуют душевными страстями: гневом, тщеславием, лукавством и прочим, таковым, учит святой Иоанн Лествичник, ниже след безмолвия видети позволяет. А страстным, более надобно иметь сообщение с ближними, чтобы, чрез оскорбления и досады от них, познали свои немощи, и смирились, и когда получат исцеление от оных страстей, тогда могут и на безмолвие идти с благословением наставляющих; а в безмолвии страсти не исцеляются, по слову святых отцов. Итак, советую Вам рассматривать своё устроение и согласно с писанием отеческих книг и с советом наставницы Вашей, управляйте свою жизнь со смирением, на которое Господь призирает и ниспосылает Свою помощь. Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 7 марта 1859 года.