Источник

Письмо 184

Везде и на всякое время требуется от нас искус в брани духовной – куда клонится произволение нашего самовластия: к исполнению ли воли Божией, или к страстям? Встречаются и многие недоуменные случаи, которых не могши сами разрешить, должны прибегать смиренно ко вразумлению и помощи от Бога. – Тебе предлежит искус во время пребывания твоего дома, чтобы успокоить родителя, и заниматься по дому хозяйственною частью; во всём этом надобно руководить себя заповедью Божиею, понуждая себя.

Писать тебе к N.N., чтоб шла в монастырь, я тебе не советую, также и ко мне не привлекай: что такое есть во мне особенное? Ничего; токмо то знаю, что я есмь человек грешный. Если же кто пользуется чем-либо, то это не мое, а вера их – благое произволение, и Бог призирает на сие. Я не знаю старца её, ни образа жизни, ни мудрования духовного; как же нам отвлекать её от него; может быть, она пользуется его духовным наставлением и получает мир и спокойствие душевное; а пришед в монастырь беспроизвольно, не может понести неожидаемых ею скорбей и лишений, и будет на нас скорбеть и раскаиваться. Пусть она самопроизвольно поступит; а когда она не находит у старца пользы, и не созидается его учением, и, желая истинно спастися, пожелает вступить в ограду словесных агниц и питаться учением св. отцов: то тогда уже предлежить ей первый подвиг к отвержению своей воли и разума; а это не так легко. Если она и пожелает вступить в монастырь, то пусть будет по её воле – куда именно; а не советуй прямо (в такой-то), и если она найдет себе не по духу сей монастырь, то будет на тебя роптать; да я не знаю ваших характеров: можете ли друг друга понести; это редко случается, чтобы сёстры уживались. Я тебе сказал, что не знаю образа жизни и учения её старца, но если ты точно знаешь что-нибудь: или неправильное его мудрование, или противное Церкви, или иное что-либо, то я не воспрещаю тебе дать ей совет об удалении; впрочем в этом надобно иметь большую осторожность и рассмотрение, чтобы не ошибиться и не погрешить.

Читай духовные книги, молись Богу даровать тебе истинный разум, и Он силен просветить тебя и укрепить на пути, ведущим в жизнь вечную. Познавая свою немощь, смиряйся, укоряй себя, и кайся в поползновениях. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный иеромонах Макарий. 30 октября 1854 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle