Источник

Письмо 156

На многие твои вопросы, по силе моей, отвечаю: первое о поминовении родных твоих на ектении, чтобы их именно поминали, – маменька твоя желает ещё прибавить вклад. Это напрасно, может быть и будут при вас поминать, но после невозможно, ибо если всех на ектении поминать, то одна ектения продлится больше обедни и сим наведут ропот слушающим; на ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные, строители обители, и то не более, как одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении. Второе: спрашиваешь, когда Господь пошлёт кончину маменьке, похоронить ее в нашей обители; это твоё усердие, а другие родные против этого. Я не отвергаю твоего усердия, но без нужды на что же отлучать её от праха супруга, с коим много лет провела в жизни? Дети и внуки придут на могилу обоих, помолятся Богу и поклонятся праху их вкупе; а порознь будут, не всякий может это исполнить; да надобно много хлопотать, просить архиерея и губернатора. Хотя это и ничего не будет стоить, но все хлопоты; а кто ими займется? Дай Бог, чтобы они еще пожили на утешение детям и внукам. Третье: в этот пост рыбу можно есть только в субботу и воскресенье; а если когда будет полиелей, то можно во вторник и четверток; а когда бывает бдение, – в пяток и среду, – то можно и рыбу есть в эти дни. Петров пост надобно непременно готовиться к причащению святых Христовых тайн – говеть. Исполнять правило надобно в своё время; а если почему-либо не исправишь, должно приносить покаяние и стяжавать смирение, а на другой день не исправлять; это значит, что не хотим сознать себя и смириться, но чтобы быть не должным Богу и думаем сим успокоиться. К чтению акафиста Иисусу я тебя не понуждаю, но да будет на твоём произволении; токмо все надобно делать со смирением, и не думай, что делаешь нечто велико. Под субботу поклоны большие оставляются. Многогрешный И. М. 4 июня 1857 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle