Архивы духовного ведомства
Архивы духовного ведомства и других, содержащие в себе материалы по истории русской церкви.
Архив (лат. «Аrchium», «Аrchivium» от греческого άρχεῖον, άρχή) в обширном смысле означает все старое, сохранившееся, а в тесном учреждение, где хранятся письменные документы, дела. Из истории известно, что все народы древности, достигшие известной степени образованности, заботились о сохранении своей письменности, имевшей характер юридический или исторический. В этом отношении мы имеем несомненные свидетельства об архивах, существовавших у мидян, ассириян, вавилонян, финикиян. Греческие историки были знакомы с архивами египтян. Архив евреев, помещавшийся в храме, сгорел вместе с ним. У греков исторические и юридические акты (Λημυσι’αι Κα’ρταν χαρταφυλακι’ον) хранились в άρχεῖον, каковой имелся у каждого государственного органа, а важнейшие хранились в храмах. В Риме, во времена республики, квесторы охраняли главнейшие законодательные акты (cura tabularum publicarum), хранившиеся в аerarium. Важнейшие архивы жрецов, эдилов и сената хранились в храмах и Капитолии. В Риме каждая фамилия дорожила своими документами и хранила их в особом помещении tablinum, рядом с аtrium. В Византийской империи главнейшие документы хранились во дворце Scrinia sacri palatii.
В средние века в Европе образовались богатейшие архивы: государственные (сюзеренные и вассальные), городские общинные и церковно-монастырские. Средневековые архивы, сохранившись в большей или меньшей степени до настоящего времени, составляют историческое наследство западноевропейских государств, которые тщательно занимаются разбором и изучением их.
В русском законодательстве слово «архив» впервые явилось при Петре Вел. Но само собою разумеется, что хранение письменных актов и создание разных способов этого хранения современно самому появлению в России письменности. Первоначально юридические сделки отмечались на досках. Из Псковской судной грамоты видно, что в XV в. вместо досок стали употреблять «письменные акты». Те из них, которые вносились «в ларь св. Троицы» т. е. в книги, хранившиеся в Троицкой ц., считались бесспорными. Значит, Троицкая ц. для Пскова служила нотариальным архивом. Позднее, в XVI в., когда вошло в употребление излагать юридические сделки письменно, важнейшие акты, составлявшиеся у площадных подьячих, чтобы сделать их «крепкими», необходимо было заносить в Приказные книги («купчие и др. крепости». Неволин, Ист. рос. закон.). В XVI в. существовал в Москве уже царский архив, или Московский государственный, опись которого напечатана в 1 т. Актов Археографической Экспедиции (№ 289, стр. 335–355). Из описи видно, что письменные акты лежали в ящиках, которых было более 231. В них хранились самые разнообразные акты и притом без всякого порядка. Дипломатическая переписка с Литвой и Данией перемешивалась с грамотами купчими и меновыми; посольские книги, судебник с «дьячьими руками»; указ об опричнике, сыскные дела по обвинению разных лиц в оскорблении государя («непригожие речи на государя»), память старицы Александры, выпись митрополичьих пошлин, со сказкой литовского гонца про кн. А. Курбского и т. д. Но главным центром хранения письменных материалов различного характера были в древней Руси монастыри и церкви, которые были главными представителями духовного образования среди малограмотного населения удельной Руси, и которые в то же время сохраняли большую устойчивость и безопасность среди постоянных тогда политических перемен и вражеских нашествий. «Церкви и монастыри, говорил М. м. Филарет, по свойству и постоянству их бытия, должны быть преимущественными источниками и надежными хранителями древностей».
К сожалению, вследствие отсутствия у нас определенного и соответствующего интересам архивного дела законодательства, большинство старинных актов и вообще письменных памятников русской историко-юридической, бытовой и церковно-религиозной жизни совершенно погибло. Их не сохранили не только разные гражданские учреждения, но они утратились, и к нашему стыду продолжают утрачиваться и до ныне сохранившиеся в церквах и монастырях. Тут виноваты небрежность, непонимание дела, невежество и самое главное полное отсутствие целесообразных способов к охранению и разработке письменных памятников, сосредоточенных в учреждениях духовного ведомства. Находящиеся в церквах и монастырях старые книги, бумаги и рукописи для большинства не представляются ни интересными, ни важными, тем более, что и прочитать их, за редкими исключениями, на месте никто не может. Благодаря всему этому, большинство монастырских и церковных архивов, а равно бывших духовных учреждений, как то: архиерейских разрядов, духовных дикастерий, правлений, старых духовно-учебных заведений или исчезли уже бесследно, или же догнивают где-нибудь в колокольнях, башнях, подвалах, сараях и т. п. В доказательство этого можно бы представить массу печальных фактов гибели интереснейших архивов духовного ведомства, но для краткости ограничимся указанием на следующие выдающиеся.
В архиве Москов. Дух. Дикастерии, а затем и консистории, несомненно находились, как это видно из дел синодального и консисторского архивов, все дела времен патриарших и между патриаршества, кроме дел приказов казенного, дворцового и монастырского. Между тем, все эти дела исчезли бесследно. Было предположение, что они погибли во время большого Моск. пожара 1737 г., но из дел консистории видно, что все они существовали в архиве оной еще в 1749 г. и даже о них упоминается в 1768 г. В 1882 г. были разысканы на чердаке сарая, в котором помещалась более старая часть архива м. д. к., два больших ящика с сотнями столбцов, относящихся гл. обр. до истории крутицкой еп. XVII в. Содержимое одного из этих ящиков, вследствие того, что он попал под дырявую крышу, совершенно сгнило. В 1857 г. в Новгороде совершенно случайно обнаружены были на хорах Софийского собора, где были древние тайники, две заделанные кирпичом комнаты, в которых оказались вместе с мусором подлинные царские и патриаршие грамоты, столбцы, книги и разные документы и дела XVI и XVII вв., относящиеся к истории новгородской еп. При этом соборный настоятель и ключарь официально засвидетельствовали, что им известно было об этом, так как означенные бумаги свалены были и заделаны при них, во время ремонта собора в 1832–33 гг., и что до того времени таковые находились в архиер. доме. Из писем м. Евгения Болховитинова к Анастасевичу, Румянцеву и Кеппену, а равно и из переписок Строева и Бередникова видно, что в Новгороде, Вологде, Пскове и Киеве в 20 и 30 гг. «были целые кучи книг и бумаг, сгнивших в каменных сырых погребах, в кои тяжко и войти». «Кроме книг, превеликая куча гниющих архивских бумаг находилась под кровлею новгор. Софийского собора; но бумаги те, как я опытом дознал, говорил м. Евгений, от гнилой вони и пыли нельзя разворачивать и на два часа». «Приехавши в 1804 г. в Новгор., я нашел у архиерейского дома старую архиву, разбросанную по двору». Известно, что, едучи осматривать новг. Юрьев мон., Евгений встретил на берегу Волхова воз, в котором, по словам инока-возницы, был разный старый хлам, предназначенный в реку. По разборе пр. Евгением оказалось, что там были даже документы XI в., от которых постарались очистить монастырские книгохранилища ради архиерейского приезда. В Н. Новгороде старый еп. архив догнивает в сырой башне. В Харькове в сыром подвале архиер. дома гниет архив духовных правлений Харьк. еп. Даже нынешние консисторские архивы, находящиеся на ответственности определенных чиновников, не могут похвалиться не только правильным строем и порядком в них, но даже своею сохранностью. Да иначе и быть не может. Многие консистории существуют с первой половины прошлого века. За такой большой период времени у них естественно накопилась поражающая масса бумажного материала. Разобраться в нем, привести и содержать его в порядке у консисторий нет, и не может быть, ни материальных средств, ни компетентных для того лиц. Консистории затруднены даже в помещении своих архивов. С каждым годом канцелярская их деятельность все увеличивается. Особенно заметно увеличение объема книг: метрических, исповедных и клировых ведомостей. Консистории, как учреждения действующие, более всего, конечно, заинтересованы в том, чтобы иметь под руками в большем порядке и сохранности дела недавние, постоянно необходимые для справок по текущему делопроизводству, и менее всего могут интересоваться в том или другом отношении делами прежнего времени, составляющими собственно уже исторический материал, для текущего делопроизводства редко требующийся. В силу этого, последний, по мере настоятельной надобности свободного места в консисторском архиве, прежде исчезал под предлогом «уничтожения ненужных дел», а теперь, вследствие циркуляра Св. Синода 1869 г., запретившего таковое уничтожение, исчезает вследствие помещения «старых дел» в «соответствующие помещения», под которыми часто разумеются сырые подвалы, колокольни и т. п.
Ввиду такого печального положения архивного дела в России требуется коренная его реформа. Но духовное ведомство по многим побуждениям должно бы озаботиться об охранении и разработке своих письменных и вещественных памятников и не ожидая этой общей, государственной реформы. Иначе может случиться, что все археологическое богатство, сосредоточенное еще в разных учреждениях духовного ведомства, поступит в распоряжение лиц, чуждых интересам церкви и духовенства.
Из существующих архивов дух. ведомства занимает первое место и по количеству материалов и по их историческому значению – Архив Св. Синода. Он содержит в себе все дела и документы собственно, как Св. Синода, так равно всех существующих и бывших в разное время учреждений при оном. Кроме того, в нем есть дела и некоторых сторонних учреждений, сданные в синодальный архив по особым определениям Св. Синода. Вследствие этого, в настоящее время синод. Архив составляется из следующих 19 отделов: 1) дела собственно синодальные с 1721 г. по 1896 г. в количестве свыше 260 т. Сюда же относится и 86 дел XVI, XVII и первых двух десятилетий XVIII в., присланных в Синод при открытии его для справок и окончания; 2) подлинные журналы и протоколы Св. Синода за тот же период в количестве 2,755 переплетенных томов; 3) дела обер-прокурорские с 1742 по 1869 г. в количестве 74,402; 4) дела комиссии духовных училищ 1808 1839 г. в количестве 6,104, а также подлинные журнальные и казначейские книги, 233 тома; 5) дела духовно-учебного управления 1839 1867 г. в количестве 20,109 № № и бухгалтерские к ним книги 511 т. т.; 6) дела духовно-учебного комитета при Св. Синоде 1867 89 г. в количестве с приложениями 902; 7) дела хозяйственного комитета и управления 1827 1890 г. в количестве 16,851; 8) дела контроля при Св. Синоде 1867 1890 г. в количестве 7,410; 9) дела юрист- консульской части с 1840 по 1892 г. в количестве 4,840; 10) дела и книги бухгалтерии 1839 1888 г. в количестве 2,042 т. т.; 11) дела комиссии о церковных имениях в количестве 194 и журналы и указы 19 т. т.; 12) дела греко-униатские, переданные из бывшего 2 департамента римско-католической дух. коллегии с 1805 по 1828 г., греко-униатской дух. коллегии с 1828 по 1839 г., белорусско-литовской коллегии с 1839 по 1843 г., общего собрания римско-католической дух. коллегии с 1799 по 1825 г. удела холмских униатов с 1809 по 1875 г., всего униатских дел 3,982; 13) архив греко-униатских митрополитов с 1470 по 1839 г. в количество 6,000; 14) копии метрических книг бывших Брестской и Луцкой униатских епархий, переданных из бывшего 2 департамента римско-католической дух. коллегии. Самые ранние метрики относятся к 1697 г., а большая часть принадлежит 2-й полов. XVIII ст. Всех томов 112, из коих 91 т. по Брестской еп. и 21 по Луцкой. Каждый том содержит в себе копии метрических книг 5–20 церквей; 15) дела Российского библейского общества с 1812 по 1826 г. в количестве 268; 16) дела о построении Казанского собора в Петербурге 1800–1 826 г. в количестве 1,160; 17) дела Новгородского епархиального управления с 1710 по 1770 г. в количестве 1,100; 18) дела бывшего главного присутствия по делам православного духовенства 1859 1881 г. в количестве 177; 19) входящие книги разных учреждений ведения правительствующего Сената и т. п. с 1721 по 1894 г. в количестве 2,308 кн. Таким образом, в синодальном архиве самые ранние дела относятся к 1470 г. и самые поздние к 1896 г. Общее количество всех дел и документов в 19 отделах простирается ныне до 400,000 д. и 7,000 томов книг, протоколов, журналов и пр. Едва ли много нужно говорить об историческом значении этого Архива. Здесь сосредоточены не только материалы по русской церковной истории за последние два столетия, но и гражданский историк за означенное время не может обойтись в своих исследованиях без Архива Св. Синода, потому что жизнь церкви была всеобъемлюща и проникала, или соприкасалась со всеми сторонами жизни государственной, общественной, семейной, бытовой. Ввиду этого синодальный Архив на основании Высочайше утвержденного 31 июля 1897 г. Положения об нем открыт для пользования им всем лицам, занимающимся разработкой русской истории. Именно, по §3 этого Положения «хранящиеся в Архиве Св. Синода документы и дела служат как для справок по требованиям центральных учреждений ведомства православного исповедания, так и для пользования лицами, допущенными в Архив с научными целями». С 1865 г. при Архиве образована особая, Высочайше утвержденная комиссия, которая занимается научные описанием его и изданием означенных описаний. До настоящего времени издано комиссией 8 томов «Описаний дел и документов Архива Св. Синода» (оканчив. печатанием еще 2 тома) и 9 томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания». Оба эти издания могут, и действительно служат, прекрасным пособием для лиц, занимающихся разработкой исторических вопросов по церковной и гражданской и истории и не имеющих возможности лично заниматься в Архиве. Кроме того, комиссией издан 1-й том «Описания архива греко-униатских митрополитов» до 1700 г. и приготовлен к изданию 2-й т., в который войдут все документы означенного Архива.
Для истории епархиального управления служат главным образом местные, епархиальные архивы, где сосредоточены материалы как местной церковно-исторической жизни, так и местной общественно-семейно-бытовой. К сожалению, как было указано выше, архивы эти значительно пострадали от невежества, небрежности и старания уничтожить, для сохранения свободного места в архивных помещениях, так называемые «ненужные дела». При отсутствии компетентных лиц для определения «ненужных дел» и полной субъективности понимания этого термина произошло то, что во многих консисториях были уничтожены почти все старые дела, как ненужные для текущего делопроизводства. Такое огульное уничтожение дел обратило внимание Св. Синода и в 1869 г. состоялся циркулярный указ, которым предписано, в случае тесноты помещения в консисторских архивах, не прибегать к уничтожению старых дел, но находить для них «соответствующие» помещения в соборах, церквах, монастырях или других епархиальных зданиях. Для приведения же в порядок и описания старых дел рекомендовалось образовывать епархиальным начальствам особые комиссии из духовных лиц. К сожалению, и этот циркуляр не привел к положительным результатам. Комиссии, образованные в некоторых епархиях для разбора и описания епархиальных архивов и составленные по назначению власти из лиц, или занятых прямыми своими служебными обязанностями, или же совершенно некомпетентных в этом деле и нисколько к нему не расположенных, существовали только на бумаге. Бывали даже случаи, когда члены таких комиссий, взявши к себе на дом архивные дела, утрачивали их. Лучшим, и почти единственным описанием, составленным таковой комиссией, служит описание архива Астраханской дух. консистории, печатавшееся в местных епархиальных ведомостях в 70 и 80 годах. Отчет о деят. ком., учрежденной для научного разбора и описания архивных дел Астр. дух. Кон. с 1871 г., см. «Астрах. еп. вед.» 1876 г. 14.
Из епархиальных архивов, содержащих в себе наибольшее количество исторических материалов, можно указать на следующие.
1. Архив С-Петербургской духовной Консистории. Начинается с 1721 г. и до последнего времени представлял собою единственный полный архив материалов епархиального управления за синодальный период. Здесь же заключается множество интереснейших и, за уничтожением в других ведомствах архивных дел, особенно за XVIII ст., единственных материалов, относящихся к истории г. Петербурга. При составлении историко-статистического описания епархии (10 томов) составители оного несколько пользовались материалами этого архива, хотя и не вполне, потому что архив не разобран и не описан. Несколько лет назад архиву грозила опасность быть уничтоженным «за недостатком места». Этот недостаток обнаружился еще в 60 годах и тогда были составлены категории дел, подлежащих «за ненадобностью» уничтожению. Составленные предположения были утверждены в 1865 г. Св. Синодом. Но тогда архив был спасен предложением одного из настоятелей столичных соборов поместить его в принадлежащем собору здании. Однако, по каким-то причинам, передача архива не состоялась, и консистория в 90-х уже годах намерена была, вследствие крайней тесноты архивного помещения, произвести уничтожение ненужных дел на основаниях, утвержденных Св. Синодом еще в 1865 г. На первом месте предназначены были к уничтожению дела о просветительной деятельности духовенства епархии, о построении церквей, судные дела и т. п. Только по случайным обстоятельствам такое уничтожение не состоялось. Если означенный архив будет разобран, описан и расположен в удобном помещении, то его можно будет назвать богатейшей сокровищницей, особенно по истории С.-Петербургской епархии.
2. Архив Московской дух. консистории, как выше было сказано, содержал в себе чрезвычайно богатый материал по истории патриаршества, крутицкой епархии за XVII ст. Но вследствие пожаров, нашествия французов в 1812, того, что «кровля в архиве бывала по временам худа» (из донесения м. д. дикастерии Св. Синоду в 1742 г.) и др. причин все древние материалы утрачены совершенно, а равно и материалы по истории епархии за XVIII-ое и даже минувшее столетие довольно разрознены2. В 80 годах архив был в ужасном беспорядке. (См. Труды Москов. археологического съезда, т. III). Интересные сведения об этом архиве помещены Н. Розановым в Чтен. Моск. общ. любител. дух. просвещения за 1868 г.
3. Архив Киевской дух. Консистории, содержит в себе материалы, начиная с XVIII-го столетия, не только по истории епархии, но и православных монастырей тех епархий, которые входили в состав польско-литовского государства и до конца восемнадцатого столетия находились в подчинении Киевского митрополита. Это весьма ценный и единственный материал о состоянии православных монастырей за русским рубежом и о борьбе православия с польско-латинским фанатизмом. Все дела к. архива за XVIII-ое столетие отобраны проф. к. академии Н. Ив. Петровым и Е. Ив. Титовым и имеют быть помещены в музее Киевского церковно-археологического Общества. Помещение архива консистории по своей темноте, тесноте и неприспособленности невозможное. На основании материалов Киевского консистор. архива было составлено довольно много исторических трудов, напр. «Материалы для истории Киевской митрополии» прот. П. Лебединцева («Киевск. еп. вед.») 1873 г.; «Протектор Киевск. духов. академии Рафаил Заборовский, митроп. к.» П. Молчанова («Киев. епар. вед.») 1876 г.; Аскоченского В. «Киев с его древн. училищ. и академией» 1856 г. 2 ч.; интересные исторические работы свящ. Е. Титова и кандидатов Киевск. дух. академии. Равно много было помещено отдельных актов и исследований, составленных на основании этого архива, в «Киевской Старине» и «Трудах Киев. дух. акад.».
4. Архив Новгородской духов. Консистории заключал в себе богатейшие исторические материалы, начиная с XVII в., но, как выше было объяснено, большинство этих древних материалов, вследствие невежественного отношения к ним, не сохранились. Более древние документы и грамоты, найденные в 1857 г. в тайнике Н. Софийского собора, переданы были в архив Археографической Комиссии, где они находятся и ныне. Часть архива с 1710 по 1770 г. (но далеко не все дела за это время) находится в архиве Св. Синода. В 80 годах минувшего столетия в консисторском архиве попадались дела с 1700 года, но большая их часть за XVIII-ое столетие была свалена на хорах Софийского собора, и куда они теперь девались, неизвестно. Остальная часть дел за XVIII-ое столетие, за теснотою и крайним неудобством консисторского помещения, перенесена в одну из комнат нижнего этажа архиерейского дома.
5. Архив Вологодской дух. Консистории, судя по изданным из него актам и материалам, начинается с половины XVII ст. Так, Н. И. Суворовым помещены в 1860 г. в «Волог. Губ. Вед.» статью: «О болезни, посхимлении и смерти Маркелла, архиеп. Вологодского, 1663г.», «Казнь мужеубийцы в Вологде в 1659 г.», «Челобитная 1645 г.», «О грабеже среди города, скопом, со старостою во главе», ib. 1859 г. и др. Акты и материалы, извлеченные из вологодских архивов г. Зинченко и напечатанные им в двух томах «Русск. Библиотеки», свидетельствуют, что в этом крае есть еще непочатые архивные богатства. Образовавшаяся в 1896 г. в Вологде церковно археологическая комиссия, между прочим поставила своею целью ознакомление с местными архивами, сосредоточенными в духовном ведомстве и описание их (См. «Вологод. еп. вед.» 1897 г. № 16 и 1898 г. № 15). Весьма желательно, чтобы эти благие намерения комиссии осуществились ранее, чем архивы исчезнут под разными предлогами.
6. Архив Подольской консистории содержит в себе чрезвычайно богатое собрание актов и материалов, касающихся унии и истории православия в тамошнем крае. Историкостатистический епархиальный комитет, существующий с 1875 г., разобрал уже несколько тысяч этих актов. Некоторые из этих документов печатались в местных епарх. вед. и в «Трудах» комитета. Подобные материалы заключаются и в архивах Волынской, Минской, Виленской, Витебской и Могилевской дух. консисторий, где они частью уже разобраны, а частью лежат в беспорядочных грудах и относительно которых является вполне основательное предположение, что, в конце концов, эти неразобранные груды бумаг под каким-нибудь благовидным предлогом будут уничтожены. Известны факты, что еще не особенно давно, в 60 и 70 годах, архивы юго-западного края подвергались варварскому уничтожению. Так, напр., богатейший архив Менецкого мон. Вол. еп. был брошен в реку настоятелем оного. Приходскому священнику с. Белостока той же еп. не понравилось, что все почти хоры в церкви заняты были архивными документами существовавшего некогда здесь Базилианского мон., и он сжег весь громадный архив на церковном погосте в ночь на Пасху. Из многих фактов видно, что епархиальные начальства местностей, где прежде была уния, во множестве уничтожили (жгли и топили в реках) исторические памятники этого времени и униатские богослужебные книги из ложно понятых религиозных и политических соображений.
7. В архивах Архангельской, Астраханской, Тверской, Рязанской, Харьковской, Курской, Черниговской, Ярославской, Орловской и Полтавской консисторий, как показывают разные исторические исследования, составленные на основании этих архивов, сохранились весьма ценные исторические материалы, касающиеся епархиального управления и духовного образования в данных местностях.
8. Архивы духовных консисторий: Симбирской сгорел в начале 60-х годов; Костромской в 80-х годах; Калужской под предлогом уничтожения «ненужных дел» в половине 60-х годов был совершенно опустошен от начала своего до 1850 года. Из архива Саратовской «консистории» пропало неизвестно когда и каким образом до 5,000 дел по расколу.
Архивы монастырские и церковные исчезали и продолжают исчезать с еще большей легкостью, чем архивы разных учреждений духовного ведомства, потому что они находятся вне всякого контроля и существование их зависит исключительно от личного взгляда настоятелей. Так, недавно в Волынской еп. произошел такой факт. Волынское церковно археологическое Общество известилось, что в древнеправославном Дерманском монастыре, основанном в XVI в. кн. Острожскими и имевшем такого настоятеля, как Мелетий Смотрицкий, находятся довольно богатая библиотека и архив, где старинные монастырские документы XVI–XVIII вв. хранятся в шести сундуках. Общество в 1894 г. возбудило ходатайство о передаче этого архива в епархиальное древлехранилище. Два с половиной года шли необходимые формальные по этому поводу сношения, И когда получено было надлежащее разрешение на передачу, то в монастыре оказался уже один только сундук. Куда девались остальные пять, неизвестно. Один из монашествующих высказал, впрочем, предположение, что сундуки эти забрал под свои вещи прежний настоятель, переведенный пред тем в другую епархию. Если искать теперь все то, что во времена Археографической Экспедиции было отмечено Строевым и Бередниковым как виденное ими в монастырских и церковных архивах, то из отмеченных ими исторических материалов не окажется ныне и сотой доли. Поэтому невозможно и говорить в настоящее время о составе монастырско-церковных архивов.
Архивы духовно-учебных заведений, находятся при каждой академии, семинарии и дух. училище. Дела за XVIII-ое столетие в означенных архивах нигде почти не сохранились. Притом, учебные заведения до реформы 1808 г. были в епархиальном ведении и потому дела об них производились в местных консисториях и архиерейских разрядах и конторах, где они по местам и сохранились, напр. в Харькове, Курске (См. труды проф. А. Лебедева, свящ. Е. Титова). Большинство же этих архивов начинается со времени образования Комиссии Дух. Училищ, т. е. с 1808 г. Некоторые из этих архивов находятся в образцовом порядке. Вообще, на них обращено большее внимание непосредственного их начальства и можно надеяться, что со временем все они будут упорядочены.
Кроме архивов духовного ведомства необходимо еще отметить некоторые архивы других ведомств, где сосредоточены ценные материалы по истории русской церкви и духовенства. Таковы:
1. Архив министерства Юстиции в Москве. Здесь, между прочим, находятся дела патриарших приказов: дворцового, казенного и монастырского, учрежденного в 1649 г. Первые два приказа ведали дворцовое хозяйство, приходы и расходы свв. патриархов, а последний заведовал бывшими монастырскими, архиерейскими и патриаршее-синодальными вотчинами. Здесь же дела и коллегии экономии с 1702 по 1787 г., дозорные книги имениям монастыр. и духов. с 41 планом городов; описи вотчин, дела по ревизии монастырей и их вотчин с 1625–1811 г.; сюда же были переданы все дела и все документы отобранные от монастырей и духовных лиц на их земли. Документы эти составляют особый разряд актов 2 отдела архива. В делах Правительствующего Сената, переданных в этот архив из разных петербургских департаментов с 1711 по 1797 г., встречается много материалов, относящихся к истории церковного управления в России за синодальный период и к вопросам имущественного права за то же время. Подробности см. в Описи Государствен. арх. старых дел Иванова и Описании архива мин. юстиции, 10 томов.
2. Главный архив министерства иностранных дел в Москве. Сюда были переданы, между прочим, дела Московского посольского приказа и потому здесь сосредоточены все сохранившиеся у нас материалы по сношениям русской церкви с восточными, южными и инославными церквами. Так, здесь имеются дела по сношениям с восточными патриархами, сербскими мон., настоят. и разными дух. лицами, начиная с 1567 г., с грузинской и имерет. ц. с 1586 г., с папами с 1576 г., с разными славян. народами с 1699 г. Дела русск. духовенства: о поставлениях патриархов, о жалованных грамотах, о сочинениях, касающихся веры и церкви и т. п., начиная с 1581 г., и иноверных церквей и духовенства с 1629 г., дела монастырские с 1676 г., дела церемониальные: о коронованиях, разных придворных церемониях, крестных ходах и т. п. Наконец, здесь имеется много дел о православных церквах, монастырях и состоянии православия вообще в бывших польско-литовских владениях. В частности, здесь находятся акты, относящиеся к обрядам венчания русских царей на царство 1547–1684 г. и к царским бракосочетаниям 1495–1684. Памятников 1-го разряда, заключающихся в столбцах и книгах 21, причем все эти чины в нескольких редакциях и списках, а некоторые с приложением даже портретов современных царей (Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей). Чины венчания и бракосочетания, напеч. в Древн. Рос. Вивлеофике (т. VII и XIII), требуют более тщательной проверки.
3. Архив министерства внутренних дел в Петербурге начинается с 1802 г. и содержит в себе множество ценных материалов по истории русского раскола за XIX ст. и русского сектантства. Особенно богатые материалы сосредоточены по расколу в делах и протоколах бывшего центрального секретного комитета по делам раскольничьим. Материалом этим пользовались сравнительно еще немногие исследователи (Надеждин, Мельников, Липранди, Соколов). См. «Сборн. правительственных сведений о расколе», изд. В. Кельсиевым, Лондон 1860–62 г., «Собр. пост. по части раскола м. вн. дел»; Мельников: «Материалы для истории хлыстовских и скопческих ересей» («Чтения Моск. Общ. истории» 1872–73 г.) и «Старообрядческие архиереи» («Рус. Вест.» 1863 г. и Полн. собр. сочин. Мельникова). Здесь же архив д-та духовных дел иностранных исповеданий, где весьма много интересных данных об инославной пропаганде в России, об иезуитах и их деятельности у нас. К сожалению, во время пожара м-ва в 1862 г. многие ценные акты этого д-та сгорели. Но материалы, относящиеся до деятельности иезуитов в царствование Александра I, были напечатаны на основании архивных данных еще в 1845 г. в брошюре, изд. в Париже под заглавием: La Russie et les Jésuites de 1772–1820 d’après des documents la plupart inédits, par Henri Lutteroth». См. также «Иезуиты в России» свящ. М. Морошкина.
4. В центральных архивах Киевском, Виленском и Витебском заключается также весьма много актов, относящихся до истории православия, церквей, монастырей и их различных владений в нынешнем северо- и юго-западном краях России. В настоящее время при означенных архивах состоят особые комиссии, занимающиеся изданием «Описаний» означенных архивов и печатанием отдельных, имеющих особую в том или другом отношении ценность.
5. Архив Археографической Комиссии в С.-ПБ. Имеет, между прочим, царские и митрополичьи грамоты и др. разные документы, касающиеся до церковной истории Новгорода XVII- XVIII вв. Документы эти были найдены в 1857 г. среди мусора под полом Софийского собора и переданы сюда по определению Св. Синода.
6. Государственный архив и С.-Петербургский архив министерства иностранных дел – находятся в ведении одной администрации. Начало первого архива было положено распоряжением об отделении всех хранившихся до того времени в Архиве государственной коллегии иностр. дел бумаг, касающихся императорской фамилии, а также следственных и уголовных дел особенной важности. Сюда переданы были бумаги, найденные в кабинете Екатерины II и Александра I; бумаги, относящиеся до вступления на престол имп. Николая I; дела следственной комиссии и верховного уголовного суда 1825 г.; бумаги о тайных польских обществах. Здесь же находятся переданные из зимнего дворца дела кабинета Петра I и последующих царствований. Из Петропавловской крепости перешли сюда дела бывшей тайной розыскных дел канцелярии. Для церковной истории имеют особенное значение дела, попавшие сюда из других архивов: об избрании в патриархи Иосифа и Никона, о приезде в и Москву патриархов Александрийского и антиохийского, материалы о суде и низведении патр. Никона; петровские бумаги, где имеются письма и донесения разных архиереев о делах Церкви и церковных петровских реформах. Последние материалы почти совсем еще не использованы нашими историками. Здесь же хранится очень много старинных чертежей и планов, некоторая только часть которых была издана под заглавием: «Сборник чертежей Москвы и ее окрестностей и г. Пскова, XVII ст.» (прилож. ко 2 т. Слов. рус. отд. С.ПБ. Археологич. Общ. 1861 г.). Большая же часть этих материалов не напечатана, составляет историческую редкость и может служить драгоценнейшим материалом для изучения как древних местностей разных городов, так и находившихся в них церквей и монастырей.
7. Архив Правительствующего Сената. Хотя большая часть этого архива за XVIII-ое столетие и передана в Моск. архив мин. юстиции, но в нем имеется много еще материалов, относящихся до истории церкви вообще и в частности до земельных церковных владений, часто с планами оных. Важным указанием для ознакомления с этим архивом может служить «Опись Высочайшим указам и повелениям с 1704 по 1762 г.» три т., состав. Барановым. В историческом отношении она важна тем, что в этой описи за означенное время показано ровно втрое более подлинных Высочайших указов и повелений, чем их находится в Полном собр. закон. Издание это снабжено прекрасными указателями: личным, предметным и географическим.
8. Архив министерства земледелия и государственных имуществ заключает в себе довольно много материалов по вопросу о наделении монастырей и церквей в минувшем стол. землями, лесами и др. угодьями.
Наконец, архивы генерал-губернаторские, напр. Московский, б. оренбургский, с.-петербургский, витебский, а равно и некоторые архивы губернских и правлений содержат в себе весьма богатые материалы по истории русск. раскола и сектантства, а в бывшем архиве витебского генерал-губернаторства (губ. витебская, могилевская, Смоленская, калужская и минская) имеются сведения о постройке православных церквей в униатских и смешанных приходах, о римско-католической пропаганде и т. п.
А. Львов
* * *
Протоколы Дикастерии сохраняются с 1724 г. Исповедные росписи с 1737 г. и метрические книги с 1777 г. Переписи духовенства Московской еп. с 1795 г. Циркулярные указы Св. Синода и дела по монастырям и церквам епархии с 1742 г.