Археология Церковная
II. Археология Церковная или Христианская. Научная разработка христианской археологии началась с XVI в. Этот век в области науки и искусства представляет период возрождения, а в области религии период развития протестантства. Возникшее в это время тяготение к античным формам искусства, сопровождавшееся крайним пренебрежением к современному церковному искусству, требовало его возрождения на началах антики; протестантство же возбудило со своей стороны протест против всех форм церковной жизни, поддерживаемых церковным преданием. Эти-то протесты вызвали на поприще ученой деятельности защитников церковной старины; началась оживленная полемика и вызвала к жизни весьма значительные ученые труды, посвященные изучению устройства, обрядов и обычаев древнехристианской церкви. Первым по времени произведением этого рода являются протестантские Магдебургские центурии (1559–74 г.), заключающие в себе, между прочим, богатый отдел церковных обычаев, устройства и управления церкви. За ними следуют труды Валтасара Бебеля, Квенштедта, Далея, Спангемия, посвященные изучению отдельных сторон древне-церковной жизни и в частности вопросам о таинствах и почитании икон. Не чуждые тенденциозности и полемического задора, они во многом уступают беспристрастным и строго научным «Древностям христианской церкви» (1708–22) Иосифа Бингама. Но и он, подобно своим предшественникам, совсем не касается вещественных памятников. Этот существенный недостаток восполняют до некоторой степени «Анналы» (1588–1607 г.) католика Цезаря Барония. В его духе работали Молан, Палеотги, иезуит Гретцер и другие ученые. Но первыми работниками на поприще археологии искусства являются Панвинио и Бозио. Тот и другой посвятили себя изучению катакомб и находимых в них памятников. Они положили начало научному исследованию памятников древнехристианского искусства, и по их следам пошла целая масса археологов. Наибольшей известностью пользуются Боттари, Марангони, Фабретти, Буонаротти, Больдетти. Так, в 1720 г. вышли «Исследования в кладбищах свв. мучеников и древних христиан в Риме» последнего; в 1716 г. им изданы с Буонаротти «Исследования над разными фрагментами и изображениями, найденными на римских кладбищах»; в 1740 г. с Марангони «Acta S. Victorin». В то же самое время Вазари издает свою историю живописцев, а Монеокон, Мабилон, Мураторий, Ассеманий и Албани приводят в известность письменные памятники христианской древности. В XVII в. особенный интерес к старине был вызван ученым итальянцам Чампини, предпринявшим исследование древнейших христианских церквей и мозаик. Но все эти труды носили частный и по преимуществу антикварный характер: они занимаются главным образом формою памятника, и слишком мало обращают внимания на принципы, на историческую связь. И только в XVIII в., со времени Винкельмана, были положены первые начала истории искусства. За Винкельманом прибыл в Рим француз Д’Аженкур (1730–1814), чтобы заняться продолжением его работ. Пробыв здесь около 20 лет, он составил историю христианского искусства древнего и средневекового, изданную после его смерти. От того же XVIII в. сохранились менее ценные труды итальянцев Бианхини, Мамахи, Сельваджио, Пелличиа, Талеотимо и немцев Вальха, Баумгартена, Землера, Гауга и др. В XIX в. дело изучения христианского искусства принимает весьма широкие размеры. В Италии наиболее видными его представителями являются иезуит Марки, изучивший катакомбы св. Агнессы и издавший в 1844 г. первый том своего соч. «Монументы первобытного христианского искусства», его ученик Джовани Баттиста Де-Росси, и иезуит Гарруччи. Наибольшая слава в деле изучения христианского Рима принадлежит ДеРосси. Он вместе со своим братом посетил все известные до него катакомбы и исследовал много новых. Открытые им памятники древнехристианской жизни и изучение их превзошли все то, что до него было сделано. Наиболее знаменитые открытия сделаны им в катакомбах Каллиста, Домитиллы, Прискиллы и Претекстаты. В своем труде «Roma sotterranea cristiana» (1864–77) Росси предпринял методическое описание катакомб; своими «Inscriptiones urbis Romae Christiane» он положил прочное начало научному изданию надписей; его «Musaici christiani di Roma» представят со временем целую, подробную историю христианской мозаики в Риме; наконец, своими «Bulletino di аrсhеоlogia cristiana», выходящими периодически с 1863, он знакомит публику с текущими исследованиями и открытиями. ß других местах Италии в последнее время трудились над изучением христианских древностей многие ученые исследователи в Неаполе, – в Сицилии, – в Милане, в Модене. Во Франции на поприще Ар. работали Ленормап, Аляр и Перре, труд которого «Les Саtасоmbes de Rome» издан в 1851–55 г. французским правительством. Далее их пошел Тессье, посвятивший себя изучению архитектуры Византии, Армении, Грузии и внесший весьма ценный вклад в скудную литературу византийского искусства. Тому же самому вопросу посвящены исследования Кушо «Choix d’eglisses byzantines», Де-Вогюэ – «Architecture civile et religieuse de la Syrie», «Les Eglises de Terre-Sainte» и Бейэ «L’Art byzantin». Из других французских археологов известны Дидрон, много работавший для христианской иконографии: в 1845 г. он издал так называемый иконописный подлинник под заглавием: «Manuel d’iconographie grecque et latine»; Ле-Блан, изучающий памятники Галлии; аббат Мартиньи, составивший целую энциклонедию христианских древностей в виде словаря; Ролле «Les catacombes de Rome»; Лефор «Etudes sur le monuments de la peinture chrétienne en Italie»; Груссе, Мюнц, Виолле ле-Дюк, реставрировавший стены Авиньона и написавший словарь для французской архитектуры и сочинение о русском искусстве; Пюльгер «Les anciennes Eglises byzant.», Комон, работавший по вопросам средневековой архитектуры и др. В начале XIX столетия выдающееся место среди немецких археологов занимал Августи. Его «Denkwürdigkeiten aus der christlichen Arch.» (1817–31) и «Handbuch d. christ. Arch.» (1836 г.) долгое время считались классическими и не потеряли своего значения до сих пор. Большую важность имеют археологические труды Цестермана, Крайзера, Урлиха, Гюбша, Мессмера, посвященные вопросу о древних христианских церквах; берлинский профессор Куглер написал целую историю искусства, Любке составил историю архитектуры и пластики; Кваст обследовал Равенну, Зольценберг занимался изучением и изданием памятников византийского искусства «Altchristliche Baudenkmäler von Constantinopel», а Унгер дал подробный и полный обзор их «Die griechische Kunst im Mittelalter». Берлинский проф. Пипер написал «Mythologie der christlichen Kunst», выдвинул на первый план изучение мифологии и символики христианского искусства и своим трудом «Einleitung in die monumentale Theologie» положил начало монументальному богословию; Шульце исследовал неаполитанские катакомбы, а проф. Краус издал подробную энциклопедию христианских древностей, которая своею тщательностью превосходит другие издания этого рода. К числу тех же археологических трудов относится и многотомное сочинение Добберта «Repertorium für Knnstwissenchaft». В Англии известны своими трудами по христианской археологии Нортскотт, Смит и Кавальказелле, в Бельгии Куссмакер и Уден.
В России научное занятие Археологией начинается с XIX ст. Первым по времени археологическим произведением является сочинение проф. Харьковского университета Гавриила Успенского: «Опыт повествования о древностях русских» (1811 г.). Только по какой-то странной случайности в состав этого опыта не вошли ни одною стороною вещественные памятники древности. В 1815 г. основано Общество русской истории и древностей. В 1829 Иродион Ветринский начал издание «Памятников древней христианской церкви», перевод сочинения Бингама «Origines». Позднейшие археологические труды разделяются на две категории: 1) издание материалов, и 2) научная их обработка. К первой принадлежат сочинения: а) по археологии византийских и русских храмов: Прохорова «Христианские древности и археология»; Мартынова и Снегирева «Русская Старина», «Описание Москвы», Макария «Археологическое описание Новгорода»; Толстого «Древние святыни Ростова»; Рихтера «Памятники древнего русского зодчества»; Гримма «Кавказ»; снимки Даля и Леонова в Академии Художеств; б) по иконографии: издание византийского иконописного подлинника Дидродом; древний русский подлинник, изданный в Сборнике Общества древнерусского искусства 1873 г.; лицевой подлинник гр. Строганова. Значительное количество иконографического материала издано также в трудах Московского и С.-Петербургского археологических обществ, в Вестнике Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее и Временнике Московского Общества истории и древностей. Ученою обработкой археологического материала занимались митрополит Евгений, Фундуклей, Закревский, Сементовский, протоиерей Лебединцев и проф. Лашкарев, изучавшие археологию Киевских храмов, гр. Уваров, Даль, гр. Строганов и Артлебен объяснили церковную архитектуру Владимиро- Суздаля, И. Е. Забелин и тот же гр. Строганов сделали попытку объяснения Московских храмов (Русское искусство и архитектура в России от X до XVIII в.). По иконографии наиболее солидные труды принадлежат еписк. Порфирию, И. П. Сахарову, проф. Буслаеву, Филимонову и Кондакову. Проф. Голубинский сделал в своей «Истории Русской Церкви» попытку подвести итоги русской церковной археологии и дать строго научное объяснение памятников византийско-русской древности до XVIII в. За последнее время выдвинулись своими археологическими трудами покойный проф. Новороссийского университета Н. Е. Красносельцев и проф. С.-Петербургской дух. акад. Н. В. Покровский. Первому принадлежат следующие исследования: «Очерки из истории христианского храма. Выпуск первый. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана»; «О происхождении христианского храма»; «Очерки древнего христианского искусства по памятникам подземного Рима», исследование, представляющее общедоступное изложение сочинения Де-Росси «Roma sotteranea», «Барельефы древнехристианских саркофагов и их литургическое значение», «Древнехристианские усыпальницы в Риме»; «Церковная археология на русских археологических съездах» и др. Почти все перечисленные работы помещались в журнале «Православный Собеседник» в промежуток времени от 1874–87 г. Ученые работы Н. В. Покровского начались исследованием «Происхождение древнехристианской базилики», за ним следуют «Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства», «Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII в.», «Стенные росписи в древних храмах греческих и русских», «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», «Очерки памятников иконографии и искусства» (2-е изд. 1900 г.), «Лицевой иконописный подлинник Антониева Сийского монастыря» I-V вып.; «О лицевом иконописном подлиннике и его значении для современного церковного искусства».
А. Петровский