Источник

Варлаам (Надеждин)

Варлаам (Надеждин), пустынник-игумен. – В мире Василий Федотович, родился в 1774 году, происходил из дворовых крестьян села Маресева, Лукояновского у., Нижегородской губернии. Был женат, но не имел детей, и вместе с женою принимал, по своему доброму сердцу, сирот на воспитание. Самоучкой выучился грамоте, но читал только по церковному и писал только славянскими печатными литерами. Быть может, под влиянием мистического настроения общества, ожидавшего в лице Наполеона антихриста, оставил свой дом и сделался странником. Однако в 1811 году в Киево-Печерской лавре был задержан по беспаспортности и, как бродяга, отправлен на поселение в Сибирь, за Байкал, в селение Малокударинское, Урлукской волости. Здесь он стремился всегда пристроиться при церкви и был сторожем при разных церквах. В Кяхте, под влиянием благочестивого священника А. Рассохина, он решил стать отшельником. Удалился, ни для кого не ведомо, на самую границу китайской Монголии в Чиконские горы, по реке Чикою, и здесь, в 7 верстах от Урлука, остановился в чаще леса, поставил крест, срубил келлию и предался в уединении богомолью. О его местопребывании знали только двое из соседних жителей, которые по временам и доставляли ему пищу. Сам он, среди страхов уединённой жизни в диком лесу, занимался, кроме молитвенных подвигов, списыванием церковных книг, которые затем и передавал своим благодетелям и почитателям. По временам он приходил из своего уединения в с. Урлук – приобщаться свв. Таин и опять удалялся, стараясь быть никем не замеченным. Безвестность продолжалась около пяти лет. Потом стали приходить к нему почитатели, желавшие поселиться с ним для отшельнических подвигов. Понемногу возникла община. Молва о новом ските дошла до Кяхты, и при содействии кяхтинских купцов в 1826 году построена была часовня во имя Иоанна Предтечи и несколько келлий. Возникал монастырь. Но так как обитель возникла без надлежащего разрешения, то полицейские власти арестовали Надежина и заключили его в острог. Дело перешло на рассмотрение епархиального начальства. Надежин вызван был в Иркутск. Тогдашний преосвященный Иркутский Михаил (Бурдуков) отнёсся к нему внимательно и предложил принять монашество, что Надежин с радостию и исполнил. Пострижение состоялось в часовне Чикойского скита, который был приписан пока к Троицкому Селенгинскому монастырю. Новопостриженному дано имя Варлаам. Это было в 1828 году. Через два года Варл. был рукоположен в Иркутске во иеромонаха. После этого в 1831 году Чикойская часовня была обращена в церковь. Расположенный среди языческого и старообрядческого населения, Чикойский скит скоро приобрёл миссионерский характер. В 1835 году скит утверждён был святейшим синодом и изъят из подчинения Селенгинскому монастырю, а затем скоро обзавёлся соборным храмом и другими постройками на средства синода и на частные пожертвования. Соседние крестьяне дали скиту 86 десятин земли, мельницу, кяхтинский купец Иван Пахолков завещал монастырю 50,0 р. ассигнациями. Согласно синодальному указу, при монастыре была заведена церковная школа. Игумен Варлаам скончался 23 января 1846 г. Его могила в Чикойском монастыре доныне не забыта окрестным населением, и у неё часто служатся панихиды. Вблизи монастыря, саженях в 200, доныне сохраняется келлия Варлаама, сделанная им самим, в 2 1/4 аршина длины, ширины и вышины, с маленьким окошком, на половину занятая печью, так что в ней можно было только или стоять, или сидеть, но нельзя лежать. Набожные поклонники, посещающие эту пустынную келлию, записывают в ней свои имена на стенах или особой дощечке. Близ келлии, под тенью дерев, водружён крест, недалеко струится источник здоровой воды. «Кто бывал в этой убогой келлии, подобной пещерам древних подвижников, тот чувствовал в себе веяние благодати Божией, внятно говорящей сердцу каждого о едином на потребу», – заключает свою книгу о Варлааме преосвященный епископ Рязанский Мелетий («Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах китайской Монголии в Чикойских горах за Байкалом. Эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири», изд. 4-е, Рязань, 1901), из которой и заимствованы выше изложенные сведения. См. также «Странник» 1875 г., кн. 4 и 5, где есть и портрет Варлаама.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle