Источник

Варнава, левит по имени Иосия

Варнава (сын пророчества, или утешения), левит по имени Иосия, с острова Кипра, живший в Иерусалиме, когда основана была христианская церковь, и один из первых обращенцев в неё. Христиане назвали его Варнавой, вследствие его уменья давать советы и утешение. Искренность и глубину своей христианской ревности он доказал добровольной продажей своего кипрского имения, вырученные за которое деньги он сложил к ногам апостолов (Деян.4:36–37). Оп быстро занял видное положение в древней церкви. Побуждаемый, вероятно, прежде завязавшейся дружбой с Савлом, когда оба они были иудеями, он употребил все своё влияние, чтобы сблизить обращённого и однако ещё находившегося у христиан в подозрении Савла с Иерусалимскою церковью, и ознакомил христиан с историей обращения апостола (9:27). Уменье Варнавы мудро обходиться с юными обращенцами видно из того, что ему дано было поручение исследовать причину возбуждённого состояния среди христиан Антиохии; и доверие, с которым он относился к Савлу, обнаружилось во время его путешествия в Тарс в поисках за ним. Оба они с успехом трудились на апостольском поприще в течение нескольких месяцев в Антиохии (11:22–26; 14:28). Варнава и Савл были вместе посланы в Иерусалим с милостыней для бедствовавших там по случаю голода христиан (12:30, в 44 г. по Р. Хр.). Тут впервые их имена упоминаются вместе. Они возвратились из Иерусалима с Иоанном-Марком (12:25) и, по велению Св. Духа, все трое отправились в миссионерское путешествие. В Перге Иоанн оставил их и возвратился в Иерусалим, а Павел и Варнава продолжали свой путы (13:2–5, 13). Важная наружность Варнавы и восторженная речь ап. Павла привели жителей города Листрии к предположению, что первый из них был Зевс (Юпитер), а последний – Гермес (Меркурий). По возвращении в Антиохию, они принимали участие в споре с иудействующими и отправились на апостольский собор в Иерусалим, где улажен был этот спор. Вскоре однако между ними произошло разногласие (в 50 г.), и о Варнаве после того уже не упоминается в книге Деяний (15); но из Гал.2 мы узнаем о нем несколько больше и видим, как иудействующие издевались над его немощию; а из 1Кор.9видно, что он ещё трудился на миссионерском поприще и весною 57 г. Варнава сконч. в 76 г., 11 июня (по житию, составленному Иоанном-Марком); в этот же день были обретены и его мощи. О мощах его известно, что они находились сначала на о. Кипре (рус. паломник Даниил в XII в. видел их здесь), но потом указывали местонахождение их в разных городах Европы – в Милане, Падуе, Кремоне, Тулузе, Кельне, Праге и др.

В Чт.-Мин. м. Мак. приводится одно из этих похвал. слов, у Дим. Рост. житие их подробно изложено по разным древним источникам.

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle