Источник

Вологодские епархиальные ведомости

Вологодские епархиальные ведомости начали выходить с 1 октября 1864 г. Своим возникновением они обязаны преосвященному Христофору, который дал в 1864 г. предложение об издании их семинарской корпорации во главе с тогдашним ректором семинарии, архимандритом Ионафаном (Рудневым), впоследствии архиепископом Ярославским («Волог. Е. В.» 1889 г., № 19). Издание выходило дважды в месяц, 1 и 15 числа, стоило с пересылкою 4 р., официальная часть именовалась «Ведомостями», а так называемая неофициальная часть «Прибавлениями» к «Ведомостям». Сроки выхода, формат (2 – 2 ½ печ. листа) и название сохранились доселе; менялась только цена. Для обеих частей были вначале отдельные редакторы. Первым редактором «Ведомостей» был Иван Кузнецов, первым редактором «Прибавлений» – новый ректор семинарии, архимандрит Полиевкт. Архимандрит Полиевкт (Пясковский), сын священника могилевской епархии, по окончании курса в Могилёвской семинарии был с 1844 г. священником в м. Славнах. В конце 1847 г. принял пострижение, недолго затем был экономом Могилёвского архиерейского дома, но вскоре был назначен в Мстиславский Тупичевский монастырь, в 1849 г. поступил в Петербургскую духовную академию. по окончании академического курса был смотрителем Великолуцкого духовного училища и настоятелем местного Троицкого монастыря; в 1856 г. утверждён в степени магистра; в 1857г. возведён в игумена; в 1859 г. назначен архимандритом Спасоелеазарова монастыря, а в 1862 г. назначен инспектором и профессором Вологодской семинарии с настоятельством в Спасокаменном монастыре, в 1864 г. назначен ректором семинарии и настоятелем Спасоприлуцкого монастыря. В 1867 г. он оставил духовно-училищную службу и был назначен настоятелем Витебского Маркова монастыря («Волог. Е. В.» 1869 г., № 20). Ныне – епископ Рязанский. Редактором он был недолго. С № 13 за 1865 г. неофициальную часть подписывает «за редактора» учитель семинарии Николай Суворов. С № 8 за 1867 г. является уже только одна редакторская подпись – ректора семинарии, архимандрита Павла. В № 8 он подписался «ответственным» редактором, а далее подписывался просто редактором. Биографические сведения об архимандрите Павле (Попове) сообщены в очерке Тотемского викариатства Вологодской епархии. Преемником его по редакции был его преемник и по ректорству, архимандрит Авраамий. Архимандрит Авраамий (Александр Иванович Летницкий), сын диакона астраханской епархии, высшее образование получил в Казанской духовной академии, потом с 1863 г. был помощником ректора Смоленской семинарии по профессорской должности и помощником инспектора. В том же году принял монашество, в 1865 г. утвержден в степени магистра и назначен инспектором Тверской семинарии, в 1868 г. назначен ректором Вологодской семинарии и возведён в архимандрита («Волог. Е. В.» 1869 г., № 20). Из Вологды в 1874 г. переведён в Тифлис, скончался в 1893 г. епископом Саратовским. После его перемещения в Тифлис в начале 1874 г. редактором (с № 4) неофициальной части остался Николай Суворов, а официальной (с № 5) снова Ив. Кузнецов. С этого года, на бывшем в январе съезде, духовенство постановило из пяти рублей, поступающих с 1868 г. по подписке на Епархиальные Ведомости, 2 рубля с каждого экземпляра отдавать на содержание параллельных классов при семинарии, а на остающееся 3 р. издавать Ведомости в уменьшенном размере. После этого подписка для посторонних подписчиков была объявлена в 3 р. («Волог. Е. В.» 1874 г., № 7). С № 17 за. 1881 г. редактор официальной части Кузнецов подписывается уже священником, с № 21 – протоиереем, а затем с начала 1882 г. редактором обеих частей остаётся один, Суворов. Долголетний редактор официальной части Иван Гаврилович Кузнецов был сын священника Вологодской епархии, в 1852 г. окончил курс Московской академии, в 1853 г. назначен инспектором сначала Суздальского духовного училища, в 1855 г. перемещён в Никольское, в 1861 г. перешёл в Вологодскую семинарию, где и был преподавателем сначала истории, потом словесности, наконец, греческого языка. В 1881 г., 9 августа, рукоположен во священника к Вологодской Спасовсеградской церкви, в 1883 г. оставил службу в семинарии, а в 1889 г. назначен членом консистории. Скончался он 24 июня 1894 г. («Волог. Е. В.» 1894 г., № 16). С № 6 за 1895 г. появилась, кроме редакторской, подпись помощника редактора Ив. Суворова, начавшего с конца предшествовавшего года в «Ведомостях» печатание «Обозрения событий, относящихся к истории Вологодской губернии». В последний раз Н. Суворов подписался редактором в № 9 за 1896 г. 11 мая этого года он скончался на 81 году жизни. Со следующего № стал подписываться один И. Суворов, сначала: «за редактора – помощник редактора», а потом, с № 11, редактором. Покойный Николай Иванович Суворов был одним из почтеннейших наших местных археологов-историков. Он был сын священника Вологодской епархии, высшее образование получил в Московской духовной академии и с 1841 г. служил преподавателем в Вологодской семинарии по 1883 г., когда, в январе этого года, вышел в отставку с пенсией по 550 р. в год. Не считая местных учёных и административных учреждений, в которых он был членом совета, он был членом-корреспондентом Петербургского и Московского археологических обществ, членом-сотрудником географического общества и общества любителей древней письменности, и членом Ростовского музея церковных древностей. В первое время Н. И. Суворов свои археологические и исторические работы представлял в Петербургское археологическое общество, в академию наук, в географическое общество, в археографическую комиссию, в общество истории и древностей российских, а также помещал разные статьи и заметки в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России» Н. В. Калачева, в «Дне» И. С. Аксакова, в «Домашней Беседе» В. И. Аскоченского, в «Памятных книжках Вологодской губернии», в «Вологодских Губернских Ведомостях», в «Ярославских» и «Вятских Епархиальных Ведомостях». Когда в 1864 г. основаны были «Вологодские Епархиальные Ведомости», деятельность Н. И. Суворова сосредоточилась в них. Продолжая труды «отца русской церковной истории», преосвященного Евгения Болховитинова, Н. И. Суворов прежде всего издал труды этого знаменитого иерарха по истории Вологодской иерархии, хранившиеся в ризнице кафедрального собора, снабдив их подробными и весьма ценными своими примечаниями, далеко превзошедшими сочинение преосв. Евгения, как по объёму, так и по значению. Затем он печатал в «Ведомостях» свои церковно-исторические исследования из всех периодов истории епархии: собственный или составленный другими, но всегда снабжённый его примечаниями, историко-статистические описания почти всех монастырей епархии и многих более замечательных приходских церквей, в особенности Вологодских и Устюжских; материалы по истории Вологодской и Великоустюжской семинарии и духовных училищ, бывших в пределах обеих этих, слившихся в одну, епархии, по истории местной иерархии, духовенства. В разное время Суворовым изданы: «Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви», Вологда, 1860 г., 2-е изд. 187.9 г.; «Описание Вологодского кафедрального собора», с рисунком, М. 1863 г.; «Вологодский сборник статей церковно-историко-статистического содержания», Вологда. 1869 г.; «Вологодский Летописец» и « Устюжский Летописец», Вологда, 1873 и 1874 гг.; «Путеводитель по Вологде, с указанием на церковные древности и другие достопримечательности», Вологда, 1874 г.; «История города Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным, Вологда, 1881 и 1882 гг.; «Монография о бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске», Вологда, 1887 г.; «Владимирская Заоникиева пустынь», 3-е изд., Вологда, 1888 г.; «Семидесятипятилетие Вологодского духовного училища», Вологда, 1889 г.; «Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря», 2-е изд., Вологда, 1893 г., и др. Большая часть сочинений Н. И. Суворова печаталась в крайне ограниченном количестве экземпляров, в виде оттисков из «Епархиальных Ведомостей» и почти немедленно после своего выхода становилась библиографическою редкостью. С именем Н. И. Суворова в епархии соединяется память не только о трудах, но и прекрасных качествах характера. Неустанные научные занятия родной церковной историей создали ему славу учёного мужа, а отечески доброе и кроткое обращение с учениками в долгую преподавательскую деятельность привлекало к нему симпатии множества питомцев; его знала и любила вся епархия. Погребён он на Богородском Глинковском кладбище. Нынешний редактор, Иван Николаевич Суворов, состоит преподавателем семинарии. От своего отца, Н. И. Суворова, он унаследовал любовь и склонность к местно-археологическим и историческим занятиям. Кроме того, он занимается нотными переложениями церковных песнопений, некоторые из этих переложений изданы. Отец его занимался живописью. С начала 1902 г. редактирование официальной части передано секретарю консистории Петру Лебедеву.

В первые годы, когда подписная цена на «Ведомости» была 4 и 5 р., издание выдавало гонорар своим подписчикам, постепенно увеличивало объем и привлекало даже посторонних сотрудников. Но с сокращением подписной платы, по необходимости, оно сжалось и по объёму, и по содержанию. Первое время «Ведомости» печатались в количестве 1,000 экз., при 750 обязательных подписчиках, но скоро остановились на 900 экз. Наиболее существенным в издании является отдел местной церковной истории. Это объясняется, кроме личных склонностей долголетнего редактора Н. И. Суворова, как значительностью старинных памятников в районе епархии, так и тем, что бывший, хоть и очень недолго, в Вологде преосвященный Евгений (Болховитинов) успел оставить после себя в библиотеке кафедрального собора богатый запас материалов этого рода, увеличенный ещё трудами учреждённого в 1851 г. епархиального церковно-историко-статистического комитета. В «Ведомостях» помещены: Вологодский и Устюжский «летописцы» (1873–1874 гг.), историческое исследование о начале и распространении христианства в пределах Вологодской епархии (1865 г.), об учреждении Вологодской епархии (1865 г.), о бывшей Великоустюжской епархии (1869, 1872–1874 гг.), биографии всех архиереев Вологодских (1867 и 1868 гг. и след.) и Великоустюжских (1869 г.), и многих местных духовных деятелей, большая история г. Сольвычегодска (1881 и 1882 гг.), и менее значительные – некоторых других городов, исторические описания монастырей в пределах епархии – всех существующих и многих упразднённых, соборов, церквей, семинарий, училищ, крестных ходов, святынь – икон и мощей, и множество разного рода историко-­археологических материалов, относящихся к Вологодскому краю. Даны перечисления местных святых (1864 г.) и жизнеописания преподобных: Арсения Комельского (1869 г.), Вассиана Тиксненского (1897 г.), Галактиона Вологодского (1867 и 1901 гг.), Григория Авнежского (1900 г.), Димитрия Прилуцкого (1865 и 1901 гг.), Дионисия Глушицкого (1870, 1900 и 1901 гг.), Иоанна юродивого Устюжского (1894 г.) Иоасафа Каменского (1867 и 1893 гг.), Кассиана Авнежского (1900 г.), Киприана Велико-Устюжского (1900 г.), Павла Обнорского (1870 г.), Прокопия юродивого Устюжского (1865 г.), Сильвестра Обнорского (1864 и 1866 гг.), Стефана Пермского (1871 и 1896 гг.), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887 и 1896 гг.). Разумная постановка историко-археологического отдела «Ведомостей», ведущая начало от Н. И. Суворова, удерживается доселе. Здесь материалы печатаются, в общем, только интересные и новые: почти нет ни мусора, ни повторений.

В первые годы в «Ведомостях» нередко можно было встретить извлечения из святоотеческих творений: блаж. Августина (1865 г.), Амвросия Медиоланского (1865 г.), Андрея Критского (1865 г.), Григория Нисского (1866 г.), Димитрия Ростовского (1865 и 1866 гг.), Дионисия Ареопагита (1866 и 1867 гг.), Исаака Сирина (1865 и 1866 гг.), Иоанна Златоуста (1865 и 1866 гг.) и других. Напечатаны сотни проповедей местных авторов. Из отдельных монографий более крупными являются: о психологическом элементе в аскетических творениях (1898 г.), о св. Дионисие Ареопагите (1866 и 1867 гг.), об апологетах II и III вв. (1901 г.), о скуфьях в старину (1867, 1869, 1871 и 1890 гг.), истолкование псалма 103-го (1865 г.). В 1867 г. печатались «мысли на досуге» – род пастырского дневника, в 1873 г. начаты были печатанием, в особом приложении, «катехизические поучения», прекращённые в начале 1874 г. «по независящим от редакции обстоятельствам». В 1890 и 1891 гг. печатались записки миссионера, а в 1898 и 1900 гг. описания миссионерских поездок по епархии и рассуждений с заблуждающимися. Кое-когда появлялись на страницах «Ведомостей» и духовные стихотворения. В 1900 г. в приложении напечатан список всех церквей епархии. В 1889 г., № 19 – очерк двадцатипятилетия издания «Ведомостей». Кроме того, в разное время были напечатаны целые тысячи так называемых вырезок, т. е кратких сообщений из других изданий. В официальной части помещены десятки высочайших указов и рескриптов, и сотни синодских указов, и разного рода распоряжений местного начальства. Один раз в «Ведомостях» был напечатан отчёт по изданию «Ведомостей». Из этого отчёта видно, что ежегодный бюджет «Ведомостей» простирается до 3,850 р., причём расходуется: взнос на содержание параллельных классов семинарии (по 2 р. с каждого обязательного подписчика) 1,470 р., в типографию – свыше 500 р., на жалование цензору, чиновнику консистории, доставляющему официальные материалы, редактору, корректору и письмоводителю до 900 р., почтовый расход свыше 300, за бумагу свыше 400 и за брошюровку свыше 200 р. («Волог. Еп. Вед.» 1896 г., № 5).

В последние годы, под редакцией И. Н. Суворова, «Ведомости» как бы пробудились от некоторой спячки и угнетавшего их перед тем однообразия: стали разнообразнее, живее и выросли чуть ли не в полтора раза в объёме.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle