Источник

Зосима Соловецкий

Зосима Соловецкий, преподобный. До нас дошла третья редакция жития св. Зосимы и сподвижника его Савватия, но при ней сохранились известия о происхождении и судьбе первых двух. Старец Герман, сподвижник святых (между 1478–1484), рассказывал о жизни святых клирикам, а те записали его рассказы, «не украшая писания словесы». Но скоро инок из Белоозера взял эти записки почитать и не возвратил монастырю. Вторая редакция принадлежит перу ученика пр. З., инока Досифея. Досифей писал по поручению Новгородского архиепископа Геннадия, ученика пр. Савватия. Но Досифею показался его труд «грубым писанием» и он отдал его для отделки низверженному митрополиту Спиридону. Так произошла третья, дошедшая до нас, редакция жития. При управлении Новгородской епархией Макарием, Соловецкий монастырь отправил инока Богдана к южным славянам с поручением найти искусного составителя житий для новой переработки жития своих основателей. Богдан привез два похвальных слова, составленные Львом Филологом, которые потом служили образцами для русской агиобиографии. Максим Грек составил предисловие к житию Спиридоновской редакции. В 1548 г. к прежним чудесам был прибавлен ряд новых. Наконец, в 1679 г. труды Досифея, Максима Грека, сказания о позднейших чудесах и служба святым были соединены в один сборник, получивший название «Соловецкий патерик».

З. родился в Новгородской области, в селе Толвуе, на берегу Онежского озера. Сначала он поселился на поморье, на устье реки Сумы. Здесь он встретился с иноком Германом, который прежде жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. В 1436 г. З. и Г. переселились на Соловецкий остров и построили здесь себе келью. Вскоре к З. стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель, и избрали З. своим игуменом. В 1465 г. преп. З. перенес мощи преп. Савватия с реки Волги в Соловецкую обитель. Соловецкий остров принадлежал тогда к Новгородской области и З. по делам обители приходилось ходатайствовать в Новгороде перед знаменитой Марфой Посадницей. Скончался З. в 1478 г. К лику святых он причтен на Московском соборе 1547 г. 8 августа 1566 г. мощи его перенесены в придел соборного храма, посвященный преп. Зосиме и Савватию. Пам. его 17 апр.

Литература. Сергий, II, 99, 258; Тимофеев, «Русск. Ист. Библ.» III, 27, 28, 76; Филимонов, «Иконописный подлинник», 160, 161, 323, 324; Ключевский, «Древнерусские жития св.», 198–200, 269–270, 327; Шляпкин, «Описание рукоп. Сузд. Сп.-Евф. мон.», стр. 45, 48; Барсуков, «Источники русской агиографии», 484–492.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle