Источник

Катехизисы протестантские

Катехизисы протестантские – начали появляться в свет почти одновременно с началом протестантизма, как средство для религиозного воспитания юношества в духе веры, не согласной со средневековым римским католицизмом. В лютеранских общинах первое произведение, имеющее право называться катехизисом, появилось в 1520 году. Это было «Краткое изложение десяти заповедей, символа веры и молитвы Господней» (Kurze Form der zehu Gebote, des Glaubens und des Vater Unsers), изданное Лютером. Другие протестантские богословы следовали его примеру. Но славу Лютеру составили его два катехизиса: малый (Der kleine Katechismus für die gemeine Pfarher und Prediger) и большой (Deutsch Katechismus). – Состав большого катехизиса: 1) краткое предисловие; 2) текст десяти заповедей, 3) т. наз. «Апостольского символа», 4) Молитвы Господней, 5) слов установления крещения и евхаристии (причащения). Все тексты сопровождаются объяснением, подробным и последовательным, что и составляет главную часть этого катехизиса. – Состав малого катехизиса: 1) краткое предисловие М. Лютера; 2) изложение 10 заповедей по вопросам и ответам; 3) такое же изъяснение «Апостольского символа»; 4) изъяснение Молитвы Господней; 5) учение о крещении; 6) учение об исповеди; 7) учение о таинстве причащения (Sacramentum altaris). Затем и следует ряд прибавлений: 1) семейная утренняя и вечерняя молитва; 2) молитвы пред вкушением и после вкушения пищи; 3) ряд текстов Свящ. Писания, определяющих христианские обязанности членов церкви, государства, семьи и т. д. – Оба катехизиса Лютера появились в 1529 г. и приобрели большую известность. Переведены на многие языки, особенно малый катехизис 6 . Уважение к ним выразилось в том, что они называются «народной Библией» (Laienbibel).

Из катехизисов реформатских (вторая отрасль протестантов) нужно отметить следующие [см. статью «Кальвин» «Энц.» VIII]. – I. Женевский катехизис (Catechismus Ecclesiae Genevensis), написанный И. Кальвином с целью дать руководство «для воспитания детей в учении Христовом» (в 1536 году на французском языке, в 1538 году на латинском). Его состав: 1) предисловие и краткое обращение к читателю; 2) «учение (по вопросам и ответам) о вере» (de fide), заключающее изложение «Апостольского символа»; 3) о законе (de lege), где дано изложение десяти заповедей; 4) о молитве (de oratione) с изложением объяснения Молитвы Господней; 5) о слове Божием (de verbo Dei); 6) о таинствах (de sacramentis). Потом ряд прибавлений: 1) утренняя молитва; 2) при вступлении в школу; 3) пред столом; 4) благодарение после вкушения пещи; 5) пред отходом ко сну; 6) порядок богослужения в храме; 7) порядок совершения таинств (крещения и вечери Господней); 8) порядок благословения брака и 9) порядок посещения больных. – II. Пфальцский, или Гейдельбергский катехизис (Catechesis Palatina sive Heidelbergensis), составленный учеником Кальвина Касиаром Олевианом и другом Меланхтона Захариею Урсином по распоряжению Фридриха III, курфюрста пфальцского, и изданный в 1563 году после одобрения собрания наблюдателей и суперинтендентов в г. Гейдельберге. В нем после вступительных вопросов изложено учение: 1) о бедственном состоянии человека (de miseria hominis); 2) об освобождении человека (de liberatione hominis) в порядке членов «Апостольского символа», о таинствах, – крещении и вечери Господней; 3) о благодарении (со стороны человека), т. е. об исполнении закона Божия – заповедей Божиих; 4) о молитве (Господней и вообще о молитве). – Гейдельбергский катехизис широко распространен среди реформатов всех стран в переводах на национальные языки (голландский, чешский, польский, французский и другие).

III) Цюрихский катехизис (Catechismus Tigurinus) в начале XVII века (1609 г.), скомпилированный из двух катехизисов, написанных богословами из партии Цвингли (Лео Иудэ [см. «Энц.» VІІ] и Генриха Буллингера). Состоит из 4 частей; разделен на 110 вопросов, которые расположены для усвоения на 48 воскресных дней.

IV) Церковный (англиканский) катехизис (Church Catechism), составлен по распоряжению короля Эдуарда VI в 1553 году; в 1572 г. окончательно пересмотрен и принят всеми епископальными англиканами. Разделяется также на четыре части. Переведен на латинский язык.

V и VI) Два катехизиса пуритан (Cat. major и Cat. minor), появившиеся в первой половине XVII в. (около 1645–1648 г.). Больший пурит. катехизис не имеет ясного распределения содержания, хотя заметно в нем две части: 1-я о Боге и Его отношении к миру и человеку (часть догматическая), 2-я об обязанностях или служении (officium) человека Богу (нравоучительная). В этой последней говорится об исполнении нравственного закона: о заповедях (десятословие); о том, кому и как читать слово Божие; о таинствах; о молитве (вообще и о Молитве Господней). Содержание Меньшего пурит. катехизиса то же самое; только изложение учения более кратко.

VІІ и VIII) Два катехизиса арминиан (иначе: ремонстрантов): а) больший: Onderwysinge in de christelycke religie, ghestet by vraghen ende antwoorden… der remonstrant ghereformeerde christenen; появился в Роттердаме около половины XVII века: b) меньший: Onderwysinge christelycke religie by vragen ende antwoorten, появился в Амстердаме (пересмотренное издание 1733 г.).

IX) Меннонитский катехизис: Kort Onderоys d. christ. Geloofs voor de leugd geschikt na de Belijdenissen d. Doopsgezinden, составленный по поручению собора в Амстердаме в 1697 г., напечат. в том же году и снова в 1723 г. Состоит из 28 глав. Есть еще краткий катехизис в прибавлении к наиболее распространенному учебнику меннонитов, составленному в 1789 г. и содержащему 24 члена, в 148 вопросах и ответах; этот учебник называется: Christliche Gemüthsgespräch, von dem geistlichen und seligmachenden Glauben.

X) Социнианские катехизисы: 1) Catechesis et confessio fidei coetus per Poloniain congregati… в Кракове в 1574 г. Ответы даются только текстами Свящ. Писания; 2) F. Socini cliristianae religionis brevissima institntio per interrogationes et responsiones, qnain catechismum vulgo vocant, Racoи. 1618; 3) Der kleine Katechismus zur Uebung in d. christl. Gottesdinste, Racau 1605 (на польск. и немецком язык.) и на латинском языке под названием: Brevis institutio christianae Religionis, 1629 r. 4) Catechesis ecclesiarnm, quae in regno Poloniae et magno ducatu Lithuanian et aliis ad istud regnum pertinentibus provinciis adfirmant, neminem alium praeter Patrem domini nostri Jesu Christi esse illum unum Deum Israelis; hominem autem illum Jesum in Nazarenum, qui ex virgine natus est: nec alium praeter aut ante ipsum, Dei filium unigenitum et agnoscunt et confitentur. Разделяется на десять отделов. Первоначально был посвящен Иакову I, королю английскому, но был публично сожжен по определению английского парламента в 1614 году.

XI) Катехизисы квакеров: 1) Саtedhismus et fidei confessio approbata et confirmata communi consensu et consilio patriarcharum, prophetorum et apostoloru, Christo ipso inter eos praesidente et prosequente…, составленный Роберт. Бэркли; первоначальный текст английский. Переводы: на голландский и немецкий в 1674 г. и 1679 г. Все ответы составлены из библейских мест. 2) Catechismus pro parvulis, в Лондоне в 1660 году.

XII) Баптистские катехизисы двух родов – соответственно делению баптистов на партии арминианствующую и кальвинствующую. Первоначально баптисты пользовались исповеданиями двух названных исповеданий, но в позднейшее время (с половины прошедшего века) в видах пропаганды среди жителей европейского материка баптистские проповедники стали составлять свои собственные катехизисы (центр пропаганды Гамбург, книгоизд. Onken’a, перешедш. к Biсkеl’ю). Одним из таких катехизисов является катехизис Rade, проповед. в Альтоне, изданный в Гамбург под именем: Christlicher Religions-Unterricht für die reifere Jugend, Hamburg 1891. После вступительных вопросов и ответов (23) о слове Божием (как источнике богопознания) изложено в десяти отделах учение: 1) о Боге Отце; 2) о творении; 3) об Ангелах и людях; 4) о законе (о 10 заповедях); 5) о Боге Сыне; 6) о Боге Духе Святом; 7) о молитве (ее родах и видах и о Молитве Господней); 8) о христианском обществе (о церкви); 9) о таинствах крещения и св. вечери; 10) о будущей жизни. В конце прибавлен ряд вопросов и ответов о светской власти и об отношении к ней христиан. – Баптистские катехизисы широко распространены среди русских рационалистических сект (штундистов и меннонитов). В основе их, как кажется, лежит катехизис J. G .Onken’а, Kurzer Biblischer Unterricht… für die Jugerid in Familien und Schulen, Hamburg (3 изд. 1852 года). Разделен на 40 частей: характер нравоучительный; ответы даются текстом Свящ. Писания. В нем мы не находим учений о церкви, таинствах и иерархии, или особом служении среди христиан, – в этом отношении катехизис крайне протестантский. Его содержание но главам: 1) о Свящ. Писании; 2) о юности, слабости в вере и о благочестии в вере; 3) о Боге; 4) об И. Христе; 5) о Св. Духе; 6) о грехе; 7) о покаянии, прощении грехов и удовлетворении от Христа; 8) об обновлении духа, возрождении; 9) о вере; 10) о молитве и хвалении Бога; 11) о субботе и богослужении; 12–15) о страданиях и гонениях; об искушении; о праведных и злых; о мудрости; 16) о царстве Божием; 17–25) о разных пороках и добродетелях: 26) о злоупотреблении именем Божиим и о клятве; 27) о языке, как орудии речи (злоупотребление словом); 28) об освящении; 29) об обществе, в котором должно вращаться христианину; 30) о самоотвержении; 31) о самоиспытании и бодрствовании; 32–34) об обязанностях к родителям, братьям, друзьям, соседям, начальствующим и господам; 35) о сомнении, шаткости жизни и пользовании настоящим мгновением (для делания добра); 36) о смерти и могиле: 37) о воскресении; 38) о будущем суде; 39) о небе, и 40) об аде. – В расположении текстов Свящ. Писания и их подборе катехизис этот примыкает к квакерскому и является переходными, к тем баптистским катехизическим изданиям, которые явились из-под пера новой отрасли баптизма, которая отличается наибольшей ревностью в пропаганде вероучения, и которая известна под именем адвентистов или баптистов седьмого дня (хилиасты): они выпускают в свет много листков и брошюр (в форме катехизической), являющихся перепечаткой, или переводом отделов книги: Bibellesungen für d. Familien-Kreis, Hainburg-Basel 1893. В этой книге в катехизич. форме изложены все вопросы христианского вероучения. На каждый вопрос ответ дается текстом Свящ. Писания. Таковы же брошюры: «Библейские чтения о настоящей истине»; «Какой день празднуешь ты и почему?» и мн. др.

XIII) Катехизис ирвингиан (или «Кафолико-Апостольских общин»), издаваемый при их молитвенно-богослужебных книгах и употребляемый для первоначального обучения детей. По объему очень краткий; разделен на три части (строгой системы в изложении нет): 1) После пяти вступительных вопросов и ответов изложен «Апостольский символ» веры (в целом виде) и затем разбит на части по содержанию (вопросы и ответы 6, 7, 8, 9, 10), – излагаются заповеди Закона (10) в целом виде и изложены обязанности к Богу и ближнему (вопросы и ответы 11–14); представлены Молитва Господня и ее разъяснение (вопросы и ответы 15, 16); 2) вторая часть заключает 15 вопросов и ответов о таинствах крещения и вечери Господней; 3) третья чисть в 32 вопросах и ответах излагает учение о «св. кафолической церкви» и служителях в ней: 1) Апостолах, 2) епископах, или ангелах, 3) старцах, или священниках, и 4) диаконах; – об их избрании и рукоположении, как особом таинстве; об отпущении грехов, о елеопомазании (вопросы и ответы 1–25). Заключение (вопр. 26–32) касается вообще отношения человека к Богу и назначения человеческой жизни.

А. Булгаков

* * *

6

«Малый катехизис» Лютера с прибавлениями обыкновенно употребляют и протестанты-лютеране в России; есть русские переводы с комментариями, напр., Краткий катехизис, объясненный в вопросах и ответах Каспари, еванrелческо-лютеранским проповедником в Мюнхене, Спб. 1895. – Н. Н. Г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle