Источник

Карнаим, Аштероф, Аштероф-Карнаим, Нарнион

Карнаим, Аштероф, Аштероф-Карнаим, Нарнион – город, находившийся по ту сторону Иордана, в Васане, и упоминаемый в Библии под тем или другим из приведенных названий. О Карнаиме в первый раз упоминается Быт.14:5: во времена Авраама, Кедорлаомер, царь еламский, поразил исполинов-рефаимов в Аштероф-Карнаиме. Полное название города «Аштероф-Карнаим» буквально значит «рогатые Астарты» и свидетельствует о том, что в городе существовало определенное место или капище, где было поставлено, для религиозного чествования, несколько статуй Астарты с рогами (Gesenius, Wörterbuch, 1868, S. 698) – одним из символов богини Аштероф был впоследствии резиденцией Oгa, царя васанского (Втор.1:4, Нав.9:10, Нав.12:4, Нав.13:12). По завоевании Васана, Моисей дал Аштероф в удел полуколену Манассиину, поселившемуся за Иорданом (Нав.13:31,32). Иуда Маккавей взял у сирийцев и разрушил укрепленный в то время Карнаим (Карнаин: 1Макк.5:43,44) или Карнион (2Макк.12:21,26), вместе с капищем, которое называлось «Атергатион» (᾿Ατεργατῖον) и в котором, след., воздавалось религиозное поклонение богине «Атергатис». Нельзя, однако же, думать, что в карнаимском капище прежнее чествование Астарты заменилось почитанием совершенно другого женского божества «Атергатис». Следует принять во внимание, что во многих странах передней Азии, со времен глубокой древности, было распространено почитание одного и того же женского божества – богини производительных сил природы. Но богиня эта в различным странах носила различные названия, которые даже в одной и той же местности иногда изменялись, с изменением тех или других обстоятельств. Так, в Ассирии и Вавилонии она была известна под именами Баалат, Баалтис, Белит, Истар, у хананеев – под названиями Аштар, Аштерет, в Сирии арамейское ее обозначение – Аштар, а в греческом видоизменении – Атергатис (а также: Адаргада, Тиргата и др.). Сообразно с различными наименованиями, богине усвоялись и различные символы, каковы, напр., луна, звезда, рога, морские улитки и др. При всем том она всюду, в течение тысячелетий, оставалась, по основной идее, по существу, одним и тем же божеством – богиней половой любви, рождения, плодородия. Поэтому Атергатис – то же, что Астарта, и, значит, в карнаимском капище, – как при Аврааме, так и при Маккавеях, – поклонялись одному и тому же женскому божеству, лишь под различными наименованиями. – Возможно, что Аштероф-Карнаим обозначен в кн. И. Навина (Нав.21:27) именем Беештера (дом Астарты): город Беештера в Васане был дан от восточного полуколена Манассиина сынам Гирсоновым – левитам, но этот же город в 1Пар.6:71 назван «Аштароф». – Местонахождение Аштероф-Карнаима доселе с точностью не определено, несмотря на многочисленные попытки со стороны ученых исследователей заиорданской Палестины. Причина безуспешности этпх попыток заключается, между прочим, в том, что, по мнению некоторых ученых (каков, напр., Буль), в Васане существовало два различных города с одним и тем же именем «Аштероф-Карнаим» (а другие у Ам.6:13 описательно: «мы взяли себе рога», т. е. сделались сильными: см. Gesenius – Buhl, Wörterbuch liber d. A. Т., Lpzg. 1905, S. 666).

Прот. H. Елеонский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle