Источник

Кидар, головное священное украшение

Кидар: евр. מצנפת, miznepheth, LXX: κι’δαρις или μι’τρα, Vulg. cidaris слав.: наглавие, увясло, клобук (Исх.28:4,36–37, Исх.29:6, Исх.39:30, Лев.8:9, Лев.16:4). Так называлось головное священное украшение ветхозаветного первосвященника, имевшее вид чалмы или тюрбана из виссона (белого хлопчато-бумажного полотна), обматывавшегося (евр. гл. zanaph – наматывать, отсюда и евр. название кидара miznepheth: см. Лев.16:4; ср. Зах.3:5, где кидар в евр. т. назван zaniph – тюрбан, а также ср. Иов.29:14) вокруг головы. Напоминая в этой части повязку или митру (migba’ah) священников (Исх.28:40, Исх.29:9, Исх.39:28, Лев.8:13), кидар первосвященнический, в отличие от священнического головного убора, на передней стороне своей имел еще золотую отполированную дощечку (ziz zahav) с вырезанными на ней словами: «Qodesch la-Ihovah», «Святыня Иеговы» (Исх.28:36, Исх.39:30), почему эта дощечка (а затем, вероятно, и весь кидар первосвященника) именовалась (Исх.39:30, Лев.8:9) «диадемою святыни» (nezer-haqodesch). Эта металлическая часть кидара к первой, сделанной из материи, была прикреплена шнурком из голубой шерсти (Исх.28:37, Исх.39:31). По преданию, дощечка имела два пальца ширины и шла от одного виска до другого. В день Очищения, – день всенародного поста и покаяния, – когда первосвященник для совершения обряда очищения облачался вообще во все простые льняные одежды, тогда и кидар с диадемой заменялся (Лев.16:4) простой льняной чалмой (mizuepheth bad). Упомянутые в Библии случаи употребления первосвященниками кидара все относятся к торжественному богослужению (Лев.8:9, Лев.16:4, Зах.3:5), – и остается неизвестным, возлагал ли его первосвященник при по вседневном богослужении. Во всяком случай, по своему значению, кидар был самым очевидным знаком священного достоинства и чести первосвященника, особенной высоты и чистоты его сана (евр. название кидара – nezer одного корня с nazir, назорей, а то и другое означает отрешенность от обыденной житейской суеты); особенно же «диадема святыни» со священною надписью была выразительнейшим символом посредничества первосвященника между Богом и народом (Исх.28:38). По И. Флавию (Древн. 3, 7:6), головной убор первосвященника, – кроме обычной священнической чалмы и узорчатой фиолетовой ткани поверх ее, – состоял еще из окружавшего все это «золотого тройного кованого венца» (στε’φανος χπυ’σεος ἐπὶ τριοτιχι’αν κεχαλκευμε’νος), Библейский текст не говорит об этом, но допустимо, что в период второго храма, – может быть, по почину первосвященников Асмонейской династии (ср. 1Макк.10:20), – эта особенность действительно имела место.

Свящ. А. Глаголев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle