МОЛЧАНИЕ (См. также БЕЗМОЛВИЕ, ДЕЛАНИЕ, КЕЛИЯ, МНОГОСЛОВИЕ, ЯЗЫК)
И ночью и днем да обращается в устах твоих имя Иисуса, и будь заслажден духовною солию. Если кто из новоначальных начнет говорить с тобою, и спросит о чем-либо, относящемся к душевной пользе, – будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит (Антоний Великий). VI, 18.
Господствуй над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов твоих. Наложи перст на уста твои и узду да язык твой: многоглаголивый человек никогда не оставит в себе места во обитель Св. Духа (Антоний Великий). VI, 18.
Если идешь с братиями, то иди несколько одаль от них, чтобы сохранить молчание (Антоний Великий). VI, 23.
Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится отнестись к ним о чем- либо, то скажи им об этом кратко и со смирением (Антоний Великий). VI, 25.
О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, – исполни его не разгласив о нем предварительно (Антоний Великий). VI, 27.
Сказывали о авве Агафоне, что он в течение трех лет носил камень во рту, доколе не приобу- чил себя к молчанию (авва Агафон). VI, 58. Брат, живший с другими братиями, просил наставление у ав- вы Виссариона. Старец сказал: наблюдай молчание и не сравнивай себя с другими (авва Виссарион). VI, 79.
[Примечание святителя Игнатия:] Наставление существенно полезное. В общежитиях возникают смущения наиболее от сравнения себя с другими... Чтоб избежать самообольщения и душевного расстройства, производимых сравнением себя с другими, должно постоянно содержать себя в образе мыслей... доставляемом смирением... а для этого необходимо наблюдать молчание. Если хотите спастись – соблюдите нестяжание и молчание: на этих двух деланиях основывается все монашеское жительство (авва Даниил). VI, 95.
Если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя (авва Евагрий). VI, 113.
Не передавай неразумным таинственного знания, которое тебе открылось, и безумным – стремление твоего благого произволения: познай самого себя и изучи то, что приносит вред душе твоей (авва Исаия). VI, 137.
Люби более молчать, нежели говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многосло-' вия он впадает в рассеянность (авва Исаия). VI, 151.
Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиною уныния и раздражительности (авва Исаия). VI, 202.
Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным (авва Лонгин). VI, 309.
Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, – пройду мимо, ничего не говоря ему (Пимен Великий). VI, 333.
Поведал авва Пимен, что брат спросил авву Памво: полезно ли хвалить ближнего? и что старец отвечал на это: полезнее ничего не говорить о нем (Пимен Великий). VI, 337.
Если человек будет помнить сказанное в Писании: от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися, то найдешь, что лучше молчать, нежели говорить (Пимен Великий). VI, 337.
Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такового тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души (Пимен Великий). VI, 344.
В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем – молчание (Пимен Великий). VI, 346. Брат спросил старца: отец, доколе должно сохранять молчание? Старец отвечал: до того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный (Изречения безымянных старцев). VI, 403.
Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь добродетели, но признавай себя недостойным говорить (Изречения безымянных старцев). VI, 403.
Если часто отверзаются двери в покое, то удобно выходит из него теплота. Так и душа, когда будет много говорить, хотя бы говоримое было и доброе, теряет теплоту свою дверями слова. Почему хорошо и полезно молчание в разуме, когда занимаемся помышлениями премудрыми и душеспасительными (Изречения безымянных старцев). VI, 407.