Источник

Веселье

Слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господнем, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Христова и прочее.

* * *

Вот в чем состоит мира сего блаженство: в чести, любители которой к вечному бесчестию приходят; в богатстве, которое рачителей своих вечно нищими и убогими делает; в сласти, служащие которой вечно горести вкушают! А так видишь, что это трехчастное блаженство, которое того, кто в сновидении нечто сладкое ест и пьет, от всех почитается и поклоняется, великое сокровище нашел, но, пробудившись, голод и жажду чувствует, видит себя в презрении и нищете. То же непременно и с миролюбцами приключается, которые в кратком времени, как во сне, упиваются изобилием роскоши и веселья мирского, утешаются честью и богатством, но, при смерти и по смерти очувствовавшись, как от сна пробудившись, все противоположное видят. Вместо кратких сладостей – вечные чувствуют горести. Вместо богатства – убожество и нищету свою познают. Вместо чести и славы – в вечном бесчестии и бесславии себя видят. Поэтому праведно и истинно, но поздно каются, и болезнуют, и в тесноте духа воздыхают. Тогда признают, что эти мирские утехи, столь ложные и прелестные века сего веселости, за которыми последуют истинные скорби. Тогда исповедуют свое заблуждение, но не вовремя.

* * *

Бог – сокровище и источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, и без Него не может быть истинное утешение, истинная радость и веселье, истинная жизнь и блаженство.

* * *

Не на роскошь и веселье мирское позваны христиане, но на брань, труды и подвиги. Не малый труд и подвиг требуется – себя самого, и растленное свое естество, и врага-диавола победить. Обещан христианам покой, веселье и всякая сладость, но в будущем веке, хотя и ныне истинные рабы Божии не лишаются своего утешения и радости.

* * *

Чтобы утешение евангельское почувствовать, должно прежде страх и печаль иметь, что бывает от познания бедности и окаянства своего. Утешение – утешение печальных, а не веселых.

* * *

Нет там Бога, где радость и веселье мира сего есть, когда люди радуются о богатстве, о чести, о славе, о роскоши, когда ликуют, пиршествуют, смеются, танцуют, пьянствуют, поют недостойное христиан, кричат и прочие непотребные веселости производят. Отходит от таких людей Бог, ибо бесчинием их оскорбляется, но приходит туда лукавый дух мира сего, ибо угодные ему дела там делаются. Приходит же Бог к скорбным и печалью сокрушенным сердцам и, как в сосуды праздные, изливает живую воду прохлаждения и утешения. Близок Господь к сокрушенных сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19). Близок Господь, исцеляя сокрушенных сердцем, и обвязывая раны их (Пс. 146, 3). Ибо жертва Богу – дух сокрушенный: сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

* * *

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13)… Христос пришел призвать нас на покаяние. Обрати особое внимание на слова: пришел призвать к покаянию. Не веселье, не трапезы, не гуляния, не пиршества, не маскарады и прочее, но покаяние, но плачь, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам здесь Господь наш. Видишь, что значит христианская жизнь здесь. Читай Евангелие Христово и увидишь.

Имеют и христиане здесь веселье, но духовное. Они радуются не о золоте, серебре, пище, питии, чести и славе, но о Боге Спасе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечной жизни, и прочее.

Отсюда видишь, что заблуждаются христиане, которые в веселостях мира сего дни свои проводят, любят проезжаться в каретах, банкеты устраивать, в гости ездить и гостей принимать, танцы и прочие веселья устраивать, оставляя долг богопочитания и обязанности перед отечеством. Нет в них покаяния и потому напрасно зовут Христа: Господи, Господи! – ибо не творят, что Христос говорит: по кайтесь. Рассуждай об этом и убегай от таких дел, как от Содома и Гоморры, чтобы с ними не погибнуть.

* * *

Сколько в таких [увеселительных] собраниях и гуляниях соблазнов, грехов и беззаконий бывает, невозможно исчислить. Сколько слов и дел там, столько грехов; сколько лиц, столько законопреступников. Далеко отсюда отходит Бог и Ангелы Его святые. Там место диаволу и ангелам его злым, которые радуются с радующимися и веселятся о погибели их. Посему погибель их не дремлет, если вскоре не очувствуются. Забыли они Бога и суд его праведный, говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит 1, 16). Так веселился евангельский богач, но, будучи в муках, кричит и возглашает: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16, 24). Так тот, который вином обливался, капли воды просит, но не получает и вовеки не получит. Надобно опасаться и нынешним богачам, которые каждый день веселятся, и закон Божий нарушают, и на нищих лазарей и смотреть не хотят.

* * *

За благочестием следует, как за телом тень, гонение. Поэтому благочестивой души не веселья, но скорби должно ожидать в этом мире.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle