Источник

Кидар, сыны Кидара

Кидар, сыны Кидара (евр. Kedar, LXX: Κηδα’ρ) – кочевое арабское племя, имевшее своим родоначальником Кедара, сына Измаилова и внука Авраамова (Быт.25:13, 1Пар.1:29). Племя это обитало в северной Аравии, но в своих передвижениях с места на место иногда проникало на юг – до счастливой Аравии, на северо-восток – до Вавилона. Сыны Кидара жили в палатках, имевших тот своеобразный характер, что они были черные, ибо покрывались материей, приготовленною из шерсти черных овец и коз. Эта характерная черта кидарских палаток была известна всем соседям описываемого племени и даже обратилась в поговорку; говорили: я черен или черна, «как шатры кидарские» (Песн.1:5). Впрочем, у Ис.42:11 говорится о городах и селениях, где обитает «Кидар», из чего возможно заключать, что, по крайней мере, часть сынов Кидара вела оседлую жизнь. Но в приведенном месте пророк вообще говорит о пустыне и ее кидарских обитателях, отличая при этом пустыню от других населенных мест, так что он, – вероятнее всего, – здесь под городами и селениями разумеет становища кидарские, обширные и благоустроенные, остававшиеся на одном месте более или менее продолжительное время. Сыны Кидара усиленно занимались скотоводством и имели многочисленные стада овец, коз и верблюдов; поэтому у них за удовлетворением собственных потребностей, всегда оставался избыток скота, каковой они – именно овец, баранов и козлов – и отправляли в Тир для мены на тирские товары (Иез.27:21); кидарские овцы особенно славились своими достоинствами (Ис.60:7). Несмотря на мирный и умиряющий характер главного своего занятия – скотоводства, сыны Кидара были храбрым, воинственным племенем и пользовались славою отличных стрелков из лука; миру они не придавали высокой цены и служили причиной постоянного мучительного беспокойства для соседних народностей, склонных к безмятежной жизни; поэтому-то псалмопевец, скорбя, восклицал: «Горе мне, что я живу у шатров Кидарских. Долго душа моя жила с ненавидящими мир. Я мирен; но только заговорю, – они к войне» (Пс.119:5–7). Среди других арабских племен сыны Кидара имели преимущественное значение; на это указывает, между прочим, то обстоятельство, что они послужили для ветхозав. пророков предметом особенных видений или пророчеств, причем были рассматриваемы, как представители всех кочевых обитателей Аравии. Так, у пр. Исаии читаем: «Пророчество об Аравии… Еще год, и сея слава Кидарова исчезнет и луков у храбрых сынов Кидара останется немного» (Ис.21:13,16,17). Пр. Иеремия, предсказывая об истреблении всего имущества Кидара его врагом, называет самого врага по имени: это Навуходоносор, царь вавилонский (Иер.49:28,29). Действительно, сыны Кидара входили иногда в соприкосновение с ассириинами и вавилонянами, и клинописные ассиро-вавилонские документы упоминают о них. По свидетельству клинописей, сынами Кидара были почитаемы сирийские божества. Название «Кидар» производят или от арабского kadara «быть сильным», или от еврейского kadar «быть черным». Описываемое племя было известно еще Плинию (Cedrei), но со времени появления ислама наименование «Кидар» исчезло. Начертание «Кедар», соответствующее подлинному еврейскому «kedar», в русском (синодском) переводе Библии употреблено только трижды: Быт.25:13; 1Пар.1:29 – по отношению к родоначальнику племени, сыну Измаилову, и Иер.2:10 – по отношению к самому племени; во всех прочих вышеприведенных местах начертано – «Кидар», «Кидарский», «Кидаров».

Прот. Н. Елеонский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle