Источник

Слово на новый год 10

О двоедушии в деле веры.

Муж двоедушен не устроен во всех путех своих (Иак.1:8)

Благодарение Богу, минувший год прошел для нас с великими утешениями. Мы видели явные признаки преуспеяния нашего отечества во внутреннем его благоустройстве и возвышение его государственного могущества и международного положения. Есть и другое, еще высшее утешение, – это заметное рассеяние мглы ложных учений, распространившихся у нас во второй половине текущего столетия, и потом возникновение в среде лучших ученых людей скорби об упадке веры в среде нашего образованного общества. Мы называем высшим утешением обращение к вере неверующих соотечественников потому, что, как видно из истории, только вера и благочестие обеспечивают благоденствие и процветание народов и государств. Поэтому восстановить единение в духе веры и христианской жизни наших образованных сословий со всем православным народом значит уничтожить угрожающее ему разложение, утвердить его целость, укрепить голову на его могучих плечах, и направить все его силы по ясно сознанному пути к нравственному и общественному преуспеянию.

Мы молим Господа Иисуса Христа о Его благодатном содействии этому спасительному движению нашего образованного общества, но вместе с тем по долгу нашего служения почитаем себя обязанными идти навстречу этому движению и облегчать желающим возврат из темных дебрей неверия и сомнений, по слову Апостола Петра, в «удел веры и в чудный свет Христов» (1Пет.2:6,9).

В тысячелетней истории нашего отечества со времени просвещения его христианством мы не видим в нем такого распространения неверия, какое видим ныне. Простой народ наш, столь твердый в православии, и только по простоте и неразумию увлекшийся расколом, ныне под влиянием известных безбожников из образованных русских людей начинает обнаруживать самое грубое неверие и отрицание церкви и всего строя не только христианской, но и государственной жизни. Вверху, в ученых обществах, под прикрытием естествознания, обращенного в философский материализм, не только исповедуются, но и хитро, с большим успехом проповедуются учения прямо враждебные христианству. В средине, между этими двумя сторонами стоят русские люди, которых, по некоторым воззрениям, усвоенным ими в раннее время жизни и соблюдению даже некоторых церковных правил, нельзя не назвать христианами. Но под предлогом обязательного следования за движением века они обнаруживают в своих мыслях и словах такую смесь веры с неверием, научных идей с христианскими, обычаев народных с пришлыми, чуждыми нашим преданиям, что если спросить их, как говорит Апостол, об их «уповании» (1Пет.3:15), то они не в состоянии связно и последовательно изложить, во что они верят и не верят, и почему одно принимают, другое отвергают, – только и слышите от них чужие фразы, которые они называют своими убеждениями. К кому же, в какую сторону в настоящее время преимущественно должны обращаться проповедники веры Христовой, чтобы послужить церкви и истинному благу своего отечества?

Относительно простого народа мы желали бы только, чтобы его защитили от этих волков, вторгающихся в стадо Христово. Церковь и ближайшие его пастыри посредством богослужения, собеседований и христианской школы в состоянии сохранить его в вере и благочестии, как он был сохраняем до нашего времени. Для ученых сам Христос указал способ убеждения в Его истине через изучение «Писаний» (Ин.5:39) или веры по ее первоисточникам. Если они честные мыслители, не отрицающие без тщательного исследования мнений своего противника, то для них открыта на всех языках, не исключая и отечественного, и всех видов обширнейшая христианская литература, которая могла бы развязать их умы, запутанные многосложными и далекими от созерцательной истины сведениями по части естествознания в точном смысле. Но всего более требует наших усилий, это – средняя часть нашего образованного общества, которую нельзя назвать ни простонародною, ни ученою, но в которой гнездится такое множество ложных мыслей, сомнений, софизмов и самых оскорбительных для христианства выражений, отрицания, порицания, глумления. Чтобы с успехом бороться на поприще религиозных рассуждений с этим разнохарактерным обществом, надобно дать ему имя, или точное определение, из которого, как из начала, могли бы быть объясняемы его частные мысли и действия. Как же можно его определить?

По нашему мнению, ему не может быть дано научное имя: это не люди науки, ни философской, ни богословской. Их состояние не созерцательное (рациональное), а нравственное. Оно может быть названо двоедушием в деле веры.

Что такое двоедушие?

Двоедушием, или двоемыслием называется такое состояние духа, когда человек об одном и том же предмете, в одно и то же время, при одних и тех же условиях имеет различные и даже противоположные мысли. Так, люди, нетвердые в своих мыслях и убеждениях, одно и то же дело или предприятие признают полезным, и в то же время, когда настала пора приниматься за дело, думают, не вредно ли, не опасно ли оно, и во вред себе откладывают его исполнение. Так одного и того же человека люди двоедушные признают совершенно честным, и в то же время думают, не обманывает ли он их, и начинают его, обидным для него образом, остерегаться. Это примеры из обыденной жизни. Но мы видим опыты двоедушия и в предметах высшего разбора. Так наши просвещенные попечители о благе народа признают полезною для него религию, как узду, сдерживающую его страсти и пороки, но в то же время развращают его удовольствиями, отвлекающими его от исполнения христианских обязанностей. Многие родители хотят воспитать детей по-христиански, в чистоте и благонравии, но в то же время не охраняют их от вреднейших и постыднейших произведений современной литературы. Супруги хотят найти семейное счастье в христианском браке, но в то же время не чуждаются учения «о свободе чувства», находя в нем возможность как бы с некоторым правом бросить мужа или жену. Многие свободные мыслители признают необходимым для охранения порядка в общественной жизни силу законов, но в то же время смотрят снисходительно на противление представителям законов и властям. Хотят честно служить делу правосудия, и стараются освобождать злодеев от кары правосудия, – под влиянием учения «о любви и всепрощении». Эти-то именно люди, по слову Апостола, «и не устроены во всех путех своих» (Иак.1:8), т. е. не имеют в своей деятельности ясно сознанной цели, твердого убеждения в верности средств для ее достижения и во всем обнаруживают непоследовательность и от того безуспешность...

Укажем примеры двоедушия и в области веры в теснейшем смысле. Нам известны многие двоедушные люди, которым страшно отречься от веры в личного всесовершенного Бога, как проповедует о нем христианство, и не хочется, – стыдно признать ложным современное учение материалистов о самобытном происхождении природы и ее явлений; совестно своих грехов и преступлений, и так соблазнительны либеральные взгляды на все порочные удовольствия, как естественные и законные требования природы; страшно умирать без веры в будущую жизнь и без надежды помилование от всеблагого Бога, но успокоительно думать с материалистами, что загробной жизни совсем не будет, что с земною жизнью для нас все кончится. Каждый из нас при внимательном наблюдении современной жизни много найдет подобных примеров. Но не ошибаемся ли мы, называя двоедушием, или двоемыслием в предметах веры указанные нами опыты? Не есть ли это только отрицание христианской веры без признания какой-либо другой. Говорят: «мы отвергаем догматы христианские, как не имеющие научного значения, и принимаем вместо них точные, наукою доказанные истины». Нет, это не более, как привмешение к одной вере учения другой.

Вы не знаете наук естественных и новой философии. Почему же вы принимаете их начала и выводы вопреки христианским воззрениям? Потому что верите на слово людям науки. А эти русские люди науки кому верят? Заграничным ученым. А эти кому? Человеческому разуму, как непогрешимому божеству, которому все должно подчиняться, которое несомненно путем научного знания ведет человечество к совершенству и блаженству. Но это и есть открытое, признанное учеными еще прошлого столетия, идолопоклонническое обоготворение разума, или самообоготворение человека. Ученых в их самообольщении не убеждает в слабости разума то, что он часто заблуждается; что в решении высших вопросов жизни он каждое столетие меняет свои воззрения; что тайна происхождения мира и верховной причины его бытия, тайна жизни, движущей все существа мира непрерывно и целесообразно, тайна сущности души человеческой и загробной жизни человека, что все эти тайны остаются для него неразгаданными. Он громоздит целую Вавилонскую башню познаний, в горделивой надежде достигнуть до неба, но она падает от собственной тяжести, не достигнув вершины, с которой бы разум мог видеть все, что за пределами его поля зрения, что было раньше этого мира, и что будет после него. Что же надмевает ученых людей лишенных веры? – В их ушах звучит древнее обещание искусителя: будете яко бози (Быт.3:5). Они не верят в Его бытие, не любят называть Его по имени, но Он делает свое дело, отвлекая к себе членов церкви Христовой (2Фес.2:7). Слышно, что в одной просвещенной христианской стране среди множества религиозных сект уже открыто и языческое служение, (культ) сатане.

Еще в глубокой древности божественное откровение через пророка Илию дало нам ясное понятие о двоедушии в деле веры. В царстве Израильском, как известно, утрачена была чистота веры в Бога истинного и введено было поклонение идолу Ваалу (олицетворение сил природы). Пред совершением чуда воспламенения небесным огнем облитой водою жертвы в посрамление жрецов Вааловых, не могших сделать ничего подобного, пророк обратился к собравшемуся народу с следующими словами: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал ему народ ни слова» (3Цар.18:21), говорит Бытописатель. Народу было стыдно пред ясным обличением его нечестия.

Посмотрите и вы, свободные мыслители, расплодившиеся в православном народе, на свое нравственное состояние. Будьте последовательны в вашем образе мыслей; не урывками и по частям подбирайте понятия материалистов, примешивая их к догматам христианским, а черпайте их до конца, не отказывайтесь и от последних крайних выводов современных материалистов. Ваш Ваал, ослепленный разум человеческий, учит вас, что он есть единственный надежный ваш руководитель, что природа, создавшаяся сама собою и живущая собственною жизнью, есть ваш бог. Ваши природные склонности суть ваши законы, а судья ваш – одна ваша хрупкая совесть. Грехи, страшные для христианина, – это предрассудки; все естественное дозволено, как законное требование природы. Власти в настоящем их виде – излишни; каждый сам себе господин. Права личной собственности это злоупотребления; все есть общее достояние. Наказания преступников не нужны; их губит среда; в которой они живут; измените условия их жизни, и преступлений не будет. Цель жизни – наслаждения; добывайте средства на удовольствия всеми доступными для вас способами, – хитростью, обольщением, подлогом, не стесняясь предрассудочными понятиями о чести. Продолжите сами эту картину разложения человеческих обществ и вы увидите ад на земле

Если же вы дорожите понятиями христианскими о Боге истинном и вере в Него, то соберите их в одно целое, полное учение и содержите его без примеси произвольных мыслей и лжетолкований. Вот руководство, которое дал нам Господь Иисус Христос на подобные времена заблуждений: «если не обратитесь (не отречетесь от притязаний на собственное знание истины) и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3). Мы знаем, что свободными мыслителями будет сочтено за обиду это указание на искренность и детскую простоту веры. «Как? скажут они, отказаться от свободы мысли и совести, подчиниться неведомо кому, каким-нибудьклерикалам, воротиться ко временам суеверий и невежества?» – Успокойтесь, никто не принуждает вас к вере. То же говорили Христу Спасителю некоторые из иудеев, смущенные Его учением о таинстве причащения: «жестоко есть слово сие: и кто может его послушати?» (Ин.6:60). Они уходили от Иисуса Христа, так, что Он спросил двенадцать избранных учеников Своих «не хотите ли и вы отойти»? На это Петр ответил за всех: «Господи, к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши» (Ин.6:67,68). При пророке Илии было в царстве Израильском, как открыл ему Бог для его утешения, семь тысяч мужей, «не преклонивших колен пред Ваалом и которых уста не лобызали его» (3Цар.19:18); а у нас, благодарение Богу, есть десятки миллионов, готовых сказать с Петром: «Куда нам идти? Мы останемся с Тобою, Господи; у Тебя глаголы жизни вечной» (Ин.6:68).

Вникните, как должно, в это наставление Спасителя о детской вере. Господь указывает в нем не столько на детский разум, хотя и способный к принятию истины без сопротивления, сколько на детскую невинность и безграничную преданность родителям. Дитя счастливо на груди матери и на коленях отца; все радости, весь мир для него в доме родительском. И вот Господь требует, чтобы мы такую же детскую преданность и любовь явили Богу. Почему? потому, что Ему угодно было наименовать Себя Отцом нашим, как мы научены Иисусом Христом и молиться Ему: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9). Потому, что Он даровал нам Брата в Единородном Сыне Своем, воплотившемся для нашего спасения (Евр.2:11), «искупившем нас от вечной погибели Своею кровью и усыновившем нас по благодати Отцу Своему» (Еф.1:5–7). Потому, что Он устроил нам на земле Свой отеческий дом в церкви Христовой (1Тим.3:15), где мы составляем семейство Божие и богодарованными средствами воспитываемся для вечной жизни. Потому, что Искупитель наш, Сын Божий, вознес в божественную славу естество человеческое и в дому Отца Небесного уготовал братьям Своим обитель по достоинству каждого (Ин.14:2). Поэтому и св. Евангелист Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем, знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).

Мы знаем, с какими болезнями и трудами святые Апостолы устрояли святую Церковь среди иудеев и язычников и оберегали единомыслие верующих даже от излишнего расположения к истинным учителям, опасаясь разделения от пристрастия (1Кор.3:4). Знаем, как святые отцы Церкви хранили ее целость и единство, извергая еретиков и предостерегая неопытных от языческой философии. Знаем, наконец, как наши древние пастыри и государственные мужи заботливо оберегали наше отечество от чуждых влияний и сохранили нашу православную веру и нравственную силу нашего народа. Твердое здание церкви Божией стоит (2Тим.2:19), но рассеиваются христиане, увлекаемые соблазнами человеческого знания. Наплыв к нам ложных учений с начала прошлого столетия растлил наше образованное общество. Но это разделение его с народом, это разномыслие, это нравственное расслабление не должны идти далее; все это грозит нам гибелью. Пора вам, братия, «хромлющие на оба колена» (3Цар.18:21), сознать свое ложное положение, установиться внутренно и вздохнуть в глубине сердца: «востав иду ко Отцу моему, и реку Ему: Отче, согреших на небо и пред Тобою» (Лк.15:18). Аминь.

* * *

10

Произнесено 1-го января 1897 года в Харьковском Успенском Кафедральном Соборе.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. – Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 4. – 1902. – [4], 371 с.

Комментарии для сайта Cackle