Картезианство
Картезианство – философское направление, созданное Декартом. Основные принципы его: самодостоверность сознания своего «я», ясность и отчетливость, как критерий истины, материя, как наполнение пространства, дуализм, методическое сомнение, рационализм и преклонение пред математикой, как образцом точного познания. Из крупных философов картезианцами могут быть названы Спиноза и окказионалисты Гейлинкс и Мальбранш. Они дополняют и преобразуют Декартову философию настолько, что с полным правом могут считаться самостоятельными мыслителями, а не стоять только под флагом родоначальника школы. Но логическое отношение их учений к Декартовой системе является, бесспорно, самым тесным. Оно состоит в том, что допущенный Декартом двойной дуализм: между протяженной и мыслящей субстанцией, с одной стороны, и между сотворенными и божественной субстанциями, с другой, – дал исходные пункты для окказионализма и для учения Спинозы. Противоположность по природе духа и тела делает непонятным их взаимодействие; – окказионалисты и отвергли последнее, объявив единственной действующей в мире причиной Бога. Спиноза устранил другой дуализм – между божественной и сотворенными субстанциями, объявив единственной субстанцией Бога. Окказиолистический тезис о невозможности взаимодействия между духом и телом уже сам собою вытекает из основной точки зрения Спинозы.
Картезианцами в тесном смысле слова называются обыкновенно последователи Декарта во Франции, Голландии, Германии, Италии и Англии. В Утрехтском Университете раньше других начала преподаваться картезианская философия. Представителями ее явились здесь профессора Ренерий (или Ренье) и Регий (Леруа). Затем следует Лейденский университет (профессора Герборд, Рей, Виттих, Гейдан, Вольдер); в Гронингене картезианцами являются Марезий, Гуссе и т. д. Во Франции сторонниками картезианской философии явились янсенисты и ораторианцы. Из янсенистов должны быть упомянуты Арно и Николь, принимавшие главное участие в составлении знаменитой Поррояльской логики (L’art de penser, 1662), сохранившей свою полную ценность и доселе. Из ораторианцев можно назвать кардинала Берюля и его друзей Жибьефа и Лабарда; ораторианцем же был и окказионалист Мальбранш. Благожелательно были настроены к картезианству и некоторые высшие духовные лица: кардин. Рец, Фенелон, Боссюэт. Сюда же должны быть причислены и предшественники окказионализма – Кордемуа и Делафорж. Из немецких картезианцев известен Клауберг.
И. Тихомиров.