Источник

Картезианцы

Картезианцы (Ordo Cartlhusianus) – монашеский орден, основанный Бруно кельнским. Прежде во Франции господствовали общежительные монастыри, а Бруно положила начало отшельническим монастырями. Еще до него Гуго, епископ Гренобльский (1080–1132 г.), покинул свою кафедру и удалился в монастырь Шез-дье (Casa-Dei), но по приказанию Григория VII должен был вернуться. Бруно родился около половины XI века в Кельне от благородных родителей, учился в соборной школе в Реймсе, был каноником в Кельне, а затем около двадцати лет (с 1057–1076 г.) был начальником соборной школы в Реймсе. В 1075 г. он сделался канцлером Реймса и начал борьбу с архиепископом Манассией, самым бесстыдным симонистом того времени, которому приписываются слова: «какая прекрасная вещь была бы архиепископия Реймская, если бы только для пользования ее доходами не нужно было совершать обеден». Бруно успел достигнуть низложения Манассии. Мало-помалу Бруно стало охватывать сомнение в достаточности для спасения одних занятий богословием. Вместе с некоторыми одинаково настроенными лицами он удалился в Малезм, в епископстве Лангрес, чтобы там вести отшельническую жизнь. Здесь он сблизился с почитателями Роберта, основателя ордена цистерцианцев, и с их одобрения основал небольшой союз отшельников в соседнем местечке Sèche-Fontaine. Но это место показалось недостаточно уединенно, и он с шестью своими последователями отправился к югу, в Гренобль, к вышеупомянутому епископу Гуго, который указал им горную малодоступную долину Cartusia (la Chartreuse к северо-востоку от Гренобля), как самое удобное место для уединенной жизни. Позднейшая легенда так объясняет отшельничество Бруно. В 1082 г. в Париже умер Раймунд, ученый богослов и каноник церкви Notre-Dame. Во время совершения чина погребения при чтении и слов: «Quantas habes iniquitates et percata», умерший поднялся и вскричал: «Я обвиняем праведным судом Божиим». Богослужение было прервано. На следующий день при чтении этих же слов умерший снова вскричал: «Я судим праведным судом Божиим». На третий день при чтении этих же слов он страшным голосом закричал: «Я осужден праведным судом Божиим». Бруно, присутствовавший при этом, не мог более заниматься наукой и стал вести пустынническую жизнь. Эта легенда, пытающаяся объяснить и переход Бруно от занятий богословием и к отшельничеству, содержит в себе ряд исторических несообразностей и в 1631 г.; Урбаном VIII была исключена из бревиария (II, 1129–1130). 24 июня 1084 г. в Картузии началась постройка монастыря, состоящего из трех низеньких келлий и церкви. Первоначально определенных правил у отшельников не было и, по-видимому, все вели образ жизни камальдульцев; они одевались в белую одежду, сохраняли постоянное молчание, молились в определенные часы, держали строгий пост и переписывали благочестивые книги. Бруно руководил монастырем в продолжение 6 лет, а потом Урбаном II, который когда-то был его учеником в Реймсе, приглашен был к папскому двору. За ним последовала и часть монахов. Другая часть осталась в Картузии под управлением брата Ландуина, но скоро и римские отшельники возвратились в Картузию.

Сам Бруно сделан был архиепископом Реджио в Калабрии, но, не чувствуя призвания к церковно-политической деятельности, он в 1091 г. удалился в пустынную страну Ла-Торре (Turritana) в Калабрии и основал здесь, в Сан-Стефано, такой же монастырь, как и в Картузии. В 1099 г. он основал и другой монастырь св. Иакова. 6 октября и 1101 года Бруно умер и был погребен в Сан-Стефано. Оба калабрийские монастыря были захвачены цистерцианцами, и в 1137 г. картезианских поселений было лишь четыре и все они во Франции. С половины XII в: орден начинает быстро расти. Уже в 1170 г. Картезианцы были приняты под особую защиту папы и Александр III утвердил существование их в качестве особого ордена. При Александре IV (1258 г.) число поселений картезианцев достигло 56. В 1378 г. произошел раскол в ордене, соответствующий папскому, продолжавшийся до собора в Пизе. Папу Мартина V признали все картезианцы. Оба генерала ордена уступили свою власть приору картезианцев в Париже, Иоанну Грейффенбергу, который стал во главе всего ордена. Мартин V в 1420 г. освободил от десятины все владения ордена. Юлий II в 1508 г. издал буллу, по которой приор Картузии должен быть генералом ордена и в Картузии же генеральный капитул ордена ежегодно должен собираться. В 1513 г. Картезианцам был возвращен С.-Стефанский монастырь – место погребения основателя ордена, а в следующем году Бруно признан был святым. В начале XVIII века картезианцы насчитывали 170 поселений, из коих 75 были во Франции. Французская революция много повредила ордену, но не уничтожила его. Дух ордена выражается в его правилах. До 1130 года не существовало никаких письменных правил. В этом году пятый приор Картузии Гвиго де Кастро († 1137 г.) письменно изложил Consuetudines Cartusiae, а в 1558 году Бернард де ля Тур собрал постановления генерального капитула с 1141 года, которые и были утверждены генеральным капитулом 1559 г., как Statuta antiqua, к которым в 1367 г. прибавились Statuta nova. Существуют также Tertia compilatio statutorum (1509 г.) и Nova collectio statutorum ordinis Cartusiensis (1581 г.). Bo всех постановлениях ордена проглядывает стремление к отделению, к изолированию личности от всякого соблазна, заботы, труда, радости, от всякого общения с миром и, по возможности, от взаимного общения членов ордена. Далее порядок жизни картезианцев стремится к отделению духовных членов ордена (профессов) от светских. Нигде светские члены ордена, разделяющиеся на три разряда (Conversi, Donati, Redditi), не занимают такого зависимого положения и в то же время не имеют такой многочисленности и значения, как у Картезианцев. Благодаря последовательно проведенному изолированию ордена от всего мира, он обладает необыкновенной устойчивостью. Потребности в реформах, которой при переходе от средних веков, к новому времени подчинились все остальные ордена, для картезианцев не возникало: «Cartusia nunquam reformata, quia nunquam deformata». Ныне существует 26 картезианских монастырей.

Орден картезианок основан в 1234 г. Беатрисою монферратской; он возник во Франции сначала в монастырях Салетт на Роне и Премоль близ Гренобля. Они приняли правила картезианцев и состояли под надзором орденского начальства последних. В 1790 г. они прекратили свое существование.

Члены ордена картезианцев заявили себя научной деятельностью, хотя и гораздо менее широкой, чем деятельность иезуитов и бенедиктинцев, но также насчитывающею во все века много славных имен (Людольф саксонский, Лоренц Сурий, ле Вассер и др.). Эта деятельность продолжается и теперь – и упреки ордену, будто от прежнего он сохранил лишь искусство изготовления прекрасных ликеров (Elixir vegétal de la Grande Chartreuse), далеко не справедливы. Из храмов картезианцев замечателен в Cetrosa близ Павии, начатый в 1491 г. и оконченный в XVI веке.

C. Троицкий.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle