Источник

Кармелиты

Кармелиты (Ordo fratrum. В. V. Магiае do monte Carmelo). Кармелитская легенда относит начало этого ордена ко времени иудейских царей, возводя основание к пророку Илие и видя в нем прямое продолжение пророческих школ, но достоверная история не имеет никаких известий о нем ранее 80 года XII века. Переселившийся в XII веке в Палестину Бертольд Калабрийский († после 1185 г.) основал общину отшельников у источника св. пророка Илии на горе Кармил. Во время крестовых походов община быстро разрослась и преобразовалась в орден. Преемник Бертольда Брокард выхлопотал в 1209 г. у латинского патриарха иерусалимского Альберта правила для ордена, состоящие из 16 положений. Правила предписывают безусловное повиновение приору, отдельное пребывание монахов в кельях, постоянную молитву и ежедневное совершение мессы, нищету, ручную работу, ежедневное молчание с вечера до третьего часа следующего дня, невкушение мяса (исключая тяжкой болезни), пост от 14 сентября до пасхи. В 1226 г. эти правила были одобрены Гонорием III для Fratres Eremitae de Monte Carmelo. Но крестоносцы постепенно оставили Восток и перемирие, заключенное Фридрихом II с сарацинами, окончилось, а потому кармелиты переселились в 1238 г. на Кипр и затем в Сицилию. В 1240 г. возникли первые их общины в Англии, и в 1244 г. в южной Франции. Число их увеличилось, и уже в 1245 году они в Эйлесфорде, в Англии, избрали шестого генерал-приора ордена – Симона Стокка (р. в Хертфорде в 1164 г.). Во время его 20-летнего управления орден очень усилился, особенно благодаря покровительству Людовика Святого, учредившего в 1259 г. кармелитский монастырь в Париже. Стокк преобразовал правила ордена в духе особенно популярных в то время нищенствующих орденов и эти преобразования для Ordo В. Mаriае de Monte Carmelo были утверждены Иннокентием IV в 1247 г. Чтобы отличить себя от других монахов, носивших белую или черную одежду, кармелиты стали носить плащ с белыми и черными полосами, в воспоминание о плаще (милоти) пророка Илии, имевшем будто бы именно такие следы после падения с огненной колесницы пророку Елисею. Позднее одежда эта вышла из употребления, и кармелиты одевались как доминиканцы, но для ряс избрали черный цвет, а для плащей – белый. Многое заимствовали они у доминиканцев и францисканцев и в организации ордена. Особенной популярности достиг орден средствами сомнительного достоинства. Уже Стокку легенда приписывает введение чудодейственной одежды, о которой говорили, что все носившие ее будут спасены, так как Богородица каждое воскресенье сходит в чистилище и выводит оттуда всех носивших эту одежду. Эта одежда (scapulare), состоящая из двух полос серого сукна, свешивающихся на грудь и на спину и скрепленных на плечах, будто бы была принесена Стокку самою Небесной Царицей незадолго до его смерти († 16 мая 1265 г.). В действительности же эта легенда и обычай возлагать Scapulare на умирающих явились лишь в 1287 году, а так называемая Bulla sabbatina, будто бы изданная Иоанном XXII в 1320 г. и рекомендующая всему христианству эту одежду, как целебное средство, подложна. Кармелиты пошли еще дальше в своих изобретениях: они приписывали себе особенную любовь со стороны Богоматери, называли себя ее братьями, на основании своей легенды о пророке Илии причислили к членам своего ордена всех ветхозаветных пророков, Богоматерь и Апостолов и т. п. Тщетно боролся генерал ордена Николай Нарбоннский (1265–1270 г.) с этими измышлениями. Он был низложен и написал против своих бывших подчиненных Sagitta ignea, в которой награждал их самыми нелестными эпитетами. В XVI и XV веках деморализация ордена еще усилилась, дисциплина пала, вместе с церковным разделением перед Констанцским собором разделился ( – особенно, после того, как Пий II в 1459 г. предоставил генералу ордена свободу распоряжения постами кармелитов, – ) и орден, где конвентуалы приняли более смягченное правило, а обсерванты удержали их в первоначальной строгости. Первую попытку реформировать орден сделал Фома Конект Реннский (Thomas Rhedonensis), сожженный в 1433 г. в Риме, который дал строгий устав трем монастырям кармелитов. Евгений IV учредил конгрегацию в Мантуе, независимую от управления ордена, а остальную часть ордена объединил Генерал Сорет (Soreth), пытавшийся восстановить древнюю строгую дисциплину, был отравлен в Нанте в 1471 г.

Сорет в 1452 г. основал орден кармелиток. В 1635 г. они получили особые правила, измененные в 1678 г. Они быстро распространились, но между ними возникли тоже разногласия вследствие ослабления устава. И теперь кармелитки есть в Испании, Франции, Австрии и Баварии.

Неоднократные попытки реформировать орден кармелитов делались и в XVI веке. Наиболее успешной из них была попытка, сделанная в Испания во второй половине XVI века католической святой Терезией Иисусовой вместе с её другом Иоанном Крестовым (a sancta Cruce), которые основали конгрегацию «безбашмачных кармелитов», называемых так потому, что они вместо башмаков носили сандалии. Уже в 1593 г. эта конгрегация получила своего генерала, а в 1600 г. она так разрослась, что была разделена на две конгрегации, подчиненные двум генералам.

Ко времени наибольшего процветания ордена относится страстная литературная борьба между его богословами и богословами иезуитов и капуцинов, также находившихся в это время в зените своей славы и могущества. Поводом для борьбы послужила неумеренно разукрашенная вымыслами первоначальная история ордена. Борьбу начал ученый Сорбонны Жан Лонуа (Launoy), подвергший критике в своих диссертациях (1642 г.) собрание легенд кармелитов «Paradиsus carmelitici decoris (1639 г.), в котором происхождение самого христианства приписывалось отшельникам Кармила и защищалась басня об одежде, принесенной Стокку Богородицей. Вследствие этих нападок Paradisus был внесен в индекс. Вслед за ним болландист Папеброх (см. «Энц.» II) в последнем томе за март и в первом за апрель Acta Sanctorum раскрыл действительную историю возникновения ордена. Против него выступил Себастиан (a st. Paulo) и соединил с защитой кармелитов обвинения болландистов в отрицании 25-летнего епископства Петра в Риме, легенды о св. Веронике (см. «Энц.» III), о крещении Константина В. Сильвестром I и т. п. ересях. Одно время предприятию болландистов даже грозила опасность быть остановленным. Спор прекращен был только в 1698 г. бреве Иннокентия XII, где как кармелитам, так и иезуитам под страхом «ехсоmmunicatio latae sententiae“ запрещено было писать о начале ордена кармелитов.

После французской революции и недавних конфискаций монастырей в романских странах юго-западной Европы, орден в настоящее время состоит лишь из пяти провинций обутых кармелитов (Рим, Мальта, Исландия, Англия, Галиция) и восьми безбашмачных (Рим, Генуя, Ломбардия, Венеция, Тоскана, Пиемонт, Аквитания и Авиньон) и нескольких монастырей и приорств в других странах.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle