Боговоплощение
Совершилось Боговоплощение – открылась тайна Богочеловечества (Там же, с.399).
Без тайны Боговоплощения нет смысла жизни на земле
Люди мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько привыкли к этим словам, что не придаем большого значения этому всеспасительному событию. Наше сердце вместо благодарности Богу остается холодным и бесчувственным. Как человек привыкает к жизни природы – к круговращению земли и к мировому закону тяготения, и уже не обращает на это внимания, – так и многие из нас относятся к воплощению Сына Божия бесчувственно, формально. Но стоит только на один миг представить себе прекращение действия закона всемирного тяготения, и мы ясно увидим перед собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно сказать и о тайне Боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового. Человечество от поворотного пункта ветхозаветного периода движется по совершенно иному руслу, «от века предуставленному» (Там же).
* * *
Если в земной жизни есть нечто кратковременное, случайное и преходящее, то есть беспрерывная смена событий в человеческой жизни, падения и восстановления царств, племен, народов, семейной, общественной и государственной жизни, то облагодатствованный ум человека, просветленный руководством веры, видит и находит в евангельских словах «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» вечные и непререкаемые законы. Это такие явления, то есть законы природы, определенные Богом, которые действовали и будут действовать до второго пришествия Христа Спасителя. О них нужно помнить всегда и особенно в такие минуты, когда, переживая конец года и стоя перед годом новым, мы, естественно, должны испытывать самих себя: стоим ли мы в вере Христовой?
Спасительные слова, воспетые небожителями в час рождения Богочеловека о славе Богу, о мире на земле, о «благоволении в человецех», звучат со времени воплощения Сына Божия и доныне (Там же).
Жизнь общества изменилась коренным образом после Боговоплощения
Философское учение древних мудрецов после пришествия на землю Сына Божия оказалось несостоятельным Внешнее устроение жизни общества в целом изменилось коренным образом. Нравственные запросы человека, основанные на Вечной Правде и Откровенной Истине, обнаружились во всей своей полноте. Языческий мир не мог удовлетворить их ни в своих религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах искусства.
Нравственная потребность не могла быть заменена и правом, которое никакое государственное законодательство не могло слить с нравственным началом. В языческом мире, вследствие отсутствия истинного учения о Боге, в жизни людей ощущалась некая пустота, холодность и бесцельность. Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение. «Свершилось чаяние языков», исполнились заветные ожидания всех людей. Бог соединился с человеком и возвел его снова на небо (Там же, с.400).
После Боговоплощения благородные усилия человека не тщетны
Совершилась преславная тайна вочеловечивания Божества. Отныне в лице Богочеловека соединились навеки Божественное начало с человеческим. И эта спасительная тайна, светоносная и животворящая, приемлется просвещенным умом и глубокой верой. Отныне благородные усилия человеческой мысли не беспомощны, а святые искания истины не тщетны. Отныне не всуе живут в нас возвышенные запросы совести, святая жажда вечной правды. Все это находит ответ, помощь и удовлетворение в Том, Кто сказал о Себе, что Он есть Путь и Истина и Жизнь (Там же).
Восприняв человеческое естество, Христос превознес еговыше небес.
Христос Спаситель, восприяв естество человеческое, превознес его превыше небес. Воплощение Сына Божия послужило тем твердым основанием, на котором устроилось спасение человека (Там же, с.186).
Значение Боговоплощения
Величайшее значение факта Боговоплощения может быть усвоено лишь верой человека, а воспринимая верою реальность этого факта и его значимость, человеческий разум приходит в восхищение, не будучи при этом в состоянии согласовать Божественную беспредельность с добровольным истощанием Спасителя в воплощении (Там же).
Бог явился на земле Своим Существом
Прежде Бог открывался Своим избранным мужам только в слове, теперь же Он Сам явился на земле всем Своим Существом, Которое было сокрыто под покровом человеческого естества (Там же).
* * *
Пришествие Христово во плоти является для человека подобным действию воды для земли жаждущей, или света во тьме сидящим, или пришествию врача к немощному, или пастыря к овцам заблудшим (Там же, с.187).
Почему Христос терпел унижения
Для спасения человека и возведения его в первозданную чистоту Христос претерпел многие искушения и уничижения. Тот, Которого прославили Ангелы при Его рождении и Который содержит «дланию» всю вселенную, Которому беспрекословно повинуются все стихии и в руках Которого жизнь всякого человека, вынужден был убегать от Ирода, искавшего Его смерти. Такими действиями Спаситель мира стремился скрыть под человеческой плотью Свою Божественную природу, всемогущество и достоинство Сына Божия, чтобы удобнее мог бедствию нашему помочь (Там же).
Во Христе Божеское и человеческое естества соединились
Христос воспринял не одну какую-либо часть состава человека, но всю его природу, тело и душу со всеми ее силами и способностями. Во Христе Иисусе Божеское и человеческое естества теснейшим образом соединились во единую Ипостась Богочеловека, но пребыли и пребывают «неслиянны» и потому Христос Господь наш есть совершенный Бог и совершенный Человек. Естество человеческое освятилось и приблизилось к Богу. И если наше естество при падении обесчестилось, исказилось, то при принятии его Сыном Божиим оно не только возвысилось и освятилось, но и соединилось с Ним самым теснейшим образом (Там же).
Почему Спаситель взял на себя немощи человека
Слово Божие «стало плотию», и в силу того, что Сын Божий усвоил Себе нашу природу, Ему были свойственны и немощи человеческие, кроме греха. <...> Все эти немощи Спаситель мира взял на Себя с той целью, чтобы в человеческой плоти умертвить грех и тем самым благодатно обитать в рабах Своих (Там же, с.189).