Кармил
Кармил – 1) одна из гор Палестины, достигающая 1.600 футов высоты и 2.000 фут. над уровнем моря. Лежавшая на южной границе колена Асирова и Манассиина и на западе примыкавшая к уделу колена Завулонова (Нав.19:26,11), впоследствии она была причислена к области финикийского города Тира (И. Флавий, О войне иуд. 3, 3: 1). Вдаваясь своим северным концом в Средиземное море в трех милях расстояния от Птолемаиды, в юго-восточном направлении, Кармил простирается до северо-западного склона Самарийских гор и на всем этом протяжении, равняющемся двум с половиною часам пути, отделяет Ездрилонскую долину от Саронской равнины. Представляемая в Свящ. Писании образцом красоты и великолепия (Песн.7:6; Ис.35:2; Иер.46:18, Иер.50:19, Мих.7:14; Ам.1:2; Наум.1:4), гора была покрыта в древности густыми лесами, лугами, пастбищами и плодоносными полями, лавровыми и масличными деревьями, сплошь усеяна гиацинтами и другими цветами, отчего и получила свое название «сад», «плодоносное поле». В истории Кармил известен прежде всего, как местопребывание пророков Илии и Елисея. Первый построил здесь жертвенник и испросил с неба огонь на принесенную им жертву, чем и посрамил жрецов Ваала (3Цар.18:19–40). По мнению van de Velde, место жертвоприношения находилось на одной из вершин южной части Кармила, но так как она находится в расстоянии двух-трех часов пути от потока Киссона (3Цар.18:40), то естественнее указание Робинсона, что его следует искать на юго-восточном склоне горы. На ней же после жертвоприношения пр. Илия испросил дождь (3Цар.18:42) и сюда же уединялся впоследствии пр. Елисей (4Цар.2:25, 4Цар.4:25). Ознаменованная указанными событиями, гора Кармил пользовалась в позднейшее время уважением не только евреев, но и язычников. По свидетельству Тацита, Светония и др., последние называли ее святою, считая жилищем Зевса, и приходили сюда для жертвоприношения. Храма здесь не было, но самая гора и оракул почитались, как божество (Тацит 11, 78). В христианский период императрица Елена построила на Кармиле церковь, от которой к настоящему времени не осталось никаких следов, а в VI в. здесь подвизался: отшельник Иаков постник. В XII в. на месте предполагаемой пещеры пр. Илии и разрушенного христианского монастыря и храма был построен калабрийским священником Бертольдом небольшой храм, и положено начало ордену кармелитов. Преемник Бертольда Брокард испросил у иерусалимского латинского патриарха Альберта правила для монашеского общества, которые впоследствии были утверждены в 1226 г. Гонорием III и в 1230 г. Григорием IX. В том же XIII в. кармелитами был выстроен новый монастырь и храм, неоднократно впоследствии разрушаемый и восстановляемый. В последний раз он был разрушен до основания в 1821 г. турецким пашою города Акко. Современный монастырь возобновлен попечениями простого монаха Джиовани Баттиста и пожертвованиями французского короля Карла X. Главным его святилищем служит так называемый грот пр. Илии. Это – натуральная пещера, расширенная искусственным путем. В гроте стоит престол имени пр. Илии, на котором находится изваянная статуя молящегося пророка, а сверху над гротом возвышается алтарь во имя Кармельской Богоматери, на котором сидит Мадонна в богато убранном платье. В настоящее время Кармил окружен, как и прежде, очаровательными видами, но сам он уже далеко не то, что ранее. Вершина и бока его покрыты еще цветами, но зато совершенно лишены деревьев; только несколько маслин цветет при подошве и на покатостях; нивы при подошве голы и, вообще, на всем лежит печать запущения.
2) Кармил – гора и город на запад от Мертвого моря, в колене Иудином (Нав.15:55). На ней Саул поставил себе памятник после победы над амаликитянами (1Цар.15:12); здесь же скрывался от его преследования Давид (1Цар.25). На Кармиле впоследствии Озия прокаженный построил башни, иссек водоемы, потому что имел в данной местности много скота, земледельцев и садовников (2Пар.26:10).
Свящ. А. Петровский