Источник

Капитул в римско-католической церкви

Капитул (сарitul) в римско-католической церкви есть организованная при кафедральном (кафедральный капитул) и других церквах (коллегиатский капитул) коллегия клириков с самостоятельным корпоративным устройством. Название „капитул» происходит из предписания правил vitae canоniсае (см. слово ,,каноник»), когда ежедневно собиравшийся клир должен был прочитывать главу (сарitulum) правил. Потом сарitulum стало обозначать место собрания, в котором происходило чтение, далее собрание и совокупность совместно живущих клириков. Первоначально объединенный клир известного церковного округа назывался пресвитерием (πρεσβυτέριον, рresbyterium) и составлял совет епископа, помогая ему в то же время при богослужении. Потом в III и IV вв., с распространением христианства, расширился круг, деятельности клира, во за то ослабела его организация, – и только в IX в. он опять был объединен. Так как vita canоniса была обязательна для всего духовенства, то, вместе с кафедральными капитулами, возникли и коллегиатские. В IX в. и отчасти в X в. для клириков жизнь в т. наз. капитулах сделалась общим правилом. Возникши из vita canonica, капитул заимствовал оттуда же множество должностей. В XIII в. canоnici геgulares пришли в упадок, но самый капитул явился постоянным церковным учреждением. Во главе его в средние века стоял „пробст» – рrаероsitus (настоятель), который вместе с председательством в капитуле управлял имениями. Наблюдение же за дисциплиною членов капитула лежало на „декане». В организации капитула различались его члены, canonici – (в соборном капитуле – canоniсi majires, cathedales, а в коллегиатском капитуле – canonici collеgiales) – по присущим им бо́льшим или меньшим правам. Полноправный (сарitularis) – тот, кто имел т. наз. canоniа, canоniса и canonicatus, т. е. vоtum in сарitulo и stallum in choro, и пользовался доходом из прибылей от общего имущества. Положение остальных членов капитула было определено окончательно с XIII в. Так наз. juniores, – клирики низших степеней посвящения и находящиеся в школе капитула для образования юноши, – были без права голоса. Число членов и старших и младших не было определено; оно зависело от количества доходов с общего имущества. Со временем это изменилось сообразно внутренним и внешним влияниям; однако удержался обычай, – не смотря на эти изменения, – принимать юношей для приготовления при капитулах. Они получали содержание из определенных для этого доходов и были в свою очередь обязаны к vita communis. Они разделялись также по различным степеням, находились под руководством „схоласта» и пользовались иногда некоторою долей доходов из общего имущества. От вновь вступающих членов капитула требовались определенные качества, обусловленные рождением, воспитанием, положением, поведением и т. д. К должностным лицам капитула принадлежали заведовавшие текущими делами капитула. Сюда относятся рrimicerius или сantor (также рraeceptor), заведовавший, как настоятель низшего клира, богослужением и хоровым пением; scholasticus, начальник школы, которому поручался надзор и над школами в епископском городе и диоцезе; custos, наблюдавший за всеми церковными, необходимыми для богослужения, принадлежностями и утварью; sacrista или thesautius, распоряжавшийся в великие праздники и торжественные дни употреблявшимися драгоценностями; сеllirarius, на котором лежали хозяйственные обязанности; саmerarius, заведовавший имениями отдельных учреждений; portarius, сносившийся с миром во время vita communis, потом наблюдавший за принадлежавшими капитулу зданиями. Между встречающимися в капитуле официальными лицами были еще praelati. С развитием дворянства в капитул устремились молодые люди дворянских фамилий, для которых различные должности капитула сделались доходною статьей. Тогда вместо собственно „каноников», которые по их положению и другим основаниям не могли отправлять богослужения, были поставлены viсаrii, mansionarii. С последней половины средних веков организация капитулов определилась уже политическими условиями и отношениями. Французская революция неблагоприятно отозвалась на церковном устройстве во Франции, Германии и Швейцарии. В 1803 г. капитулы были лишены политического значения и превратились в чисто церковные институты, отчасти самостоятельные. „Пробст» является теперь тоже председателем капитула; „декан» – руководителем богослужения; сохранились и другие должностные лица. В различных местах и государствах к членам капитула (сарitilares, canonici numerarii и т. д.) предлагаются различные требования относительно степени посвящения, возраста, практики и т. п.; с нарождением новых должностей изменились и самые права и обязанности каноников различных наименований. Изменилось положение и „викариев». Они более не заместители отдельных каноников, но исполняют вместе с ними обязанности как в хоре, так и в делах епископа.

Первоначально, когда господствовала в капитуле vita соnimunis, функции капитула, как сената епископа, не были особенно заметны вследствие объединения в vita communis всего клира. С другой стороны, в важнейших, касающихся всего епископата, случаях действовало духовенство других, именно – коллегиатских церквей, находившихся в епископском городе, а также и жители города, чрез своих членов. Декретарии Григория IX сохраняют и расширяют права соборного капитула в ущерб самостоятельности епископов, остального клира и граждан. По ним соборный капитул является в совете епископа, при управлении диоцезом, автономным органом. Начало сего идет с XIII в., когда капитул достиг того, что при выборе епископа были исключены права остальных церквей и граждан епископского города. Теперь капитулу, как корпорации, принадлежит право самостоятельно решать свои дела (jus statuendi или соndendi statuta). Капитул избирает собственных должностных лиц, имеет свою печать, управляет всем имуществом, может в собраниях выносить свои заключения, которые касаются его внутренних отношений. Дела капитула исполняются или должностными лицами капитула, или отдельными членами его попеременно, или общим собранием членов капитула. В отношении к своему епископу капитул образует постоянный совет при нем и участвует в управлении диоцезом. Он заботится о поддержании единства церковного, чистоты учения и нравов, церковной дисциплины. В тех случаях, когда по каноническим правилам для епископа обязательны согласие (соnsensus) или совет (соnsilium) членов капитула, – тогда распоряжения первого не имеют законной силы без капитула. К первому относятся – отчуждение церковных имуществ, важнейшие изменения в состоянии бенефиций диоцеза; введение новых, обязательных для епархии, праздников, назначение новых церковных налогов. Совет капитула епископу предписывается при назначении и отрешении церковных властей и других духовных лиц, при совершении конфирмации, в случаях, касающихся интересов самого капитула, а равно во всех важнейших случаях церковного управления и т. п. Важнейшее право соборного капитула состоит в выборе епископа. Выбор должен быть производим не позднее трех месяцев со дня открытия вакансии; иначе – право выбора переходит к высшему начальству. По предписанию Тридентского собора при sedes vacanta соборный капитул получает управление диоцезом (чрез викария), для заведывания епископским имуществом определяет эконома, причем оба – с замещением кафедры – отдают отчет новому епископу. Управление диоцезом также переходит в руки соб. капитула и при sedes impedita, когда епископ не может осуществлять своих прав (лишен свободы, в плену). Кроме этого, члены соб. капитула имеют права чести и отличия. Они имеют священные степени, носят крест капитула, особую одежду. Иногда пробст и декан имеют архиерейские митры. Каноники получают гражданские знаки отличия.

II. В протестантской церкви отдельные соборные и коллегиатские капитулы, как остатки католичества, удержались в Пруссии и Саксонии (Бранденбурге, Мерзебурге, Наумбурге и др.) до настоящего времени. Бо́льшею же частию после реформации капитулы, примкнувшие со своими епископами к новому учению, уничтожились. Теперь это уже не церковные учреждения, а только корпорации, которые сохраняют и определяют своим членам непременные доходы, владея правами, данными или обычаем или государственным законодательством.

III. В англиканской церкви капитул составляет учреждение, относящееся к управлению церковию [см. выше „каноник в англиканстве и в Англии"]. Он находится при епископе, который, подчиняясь сам одному из двух архиепископов англиканской церкви, в свою очередь располагает капитулом. В капитул входят декан (dean), каноники (canons), пребендарии, архидиаконы (аrchdeacons) и другие духовные лица, с юристом-викарием в заключении. Сам епископ, многие деканы и другие получают свое назначение непосредственно от короны. Круг деятельности этого капитула невелик. Члены архиепископского капитула входят, наряду с епископами, в состав Ноuse оf Соnvocation, имеющего своим назначением внутреннее управление церкви, Н. Смирнов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle