Источник

Капитон, лжеучитель

Капитон, известный лжеучитель, живший и действовавший в самые первые времена возникновения раскола. По его имени в первое время всех вообще раскольников называли „капитонами“, также и ученики Капитона называли себя „староверцами“, но непосредственной генетической связи между теми и другими не было. „Неистовство» Капитона было обнаружено еще в 1639 г., т. е. гораздо ранее появления раскола. По своим убеждениям Капитон был крайний аскет. „Вериги на себе носил каменные: плита сзади, а другая спереди, по полтора пуда в обеих, а всего весу три пуда, петля ему бе пояс, а крюк в потолке, а обе железны, и то ему постеля, – процепя крюк в петлю, повисаше спати“. Подобную же жизнь проводили и ученики Капитона.

Аскетизм Капитона и его последователей проявлялся, между прочим, в крайнем постничестве. Даже в праздники Рождества Христова и Пасхи Капитон не разрешал на сыр, масло и рыбу и вместо пасхальных яиц раздавал братии красные луковицы; в довершение же всего – „субботу рассудил по-жидовски поститися». Но одним только отступлением от церковного устава лжеучение Капитона не ограничивалось. Выходя из мысли, что для достижения святости ничего более не требуется, кроме вериг и поста, он пришел мало по малу к полному отвержению иерархии. Поэтому капитоновщина впервые и получила название „беспоповщины» Скоро явились среди учеников Капитона, лица, которые довели начала капитоновщины до конца. Продолжая возвышать подвиг поста, они стали проповедовать пост до „уморения». Первым проповедником такого учения был некто Василии Волосатый.

Капитон жил более 100 лет. В продолжении своей жизни местопребывание имел в нескольких местах: сначала в лесах ветлужских, потом в пределах вологодских, где около 1630 г. основал Княгиненскую пустынь. Отсюда перешел в костромские пределы и в 1634 г. близ села Даниловского основал пустынь Троицкую на пустоши Колесниково. Впрочем, и здесь он прожил недолго, именно до 1639 года, когда на него последовал донос. Некоторое время после того Капитон продолжал еще укрываться в костромских пределах, а потом переселился в вязниковские пределы владимирской губернии. Здесь застало его начало „Никоновских новин“. Выступивши их противником, Капитон до некоторой степени сблизился чрез это в своих взглядах со старообрядчеством. Этим и объясняется, почему отличительный признак капитоновщины – самоистребление – проник в темную массу старообрядчества и получил здесь очень широкое применение. Только в расколе самоистребление, проявлявшееся обыкновенно в виде самосожжения, получило другое внутреннее оправдание. В капитоновщине оно вытекало из начал крайнего аскетизма, в расколе же служило средством избежать печати антихриста. В лесах за Вязниковскою слободой Капитон и умер – неизвестно, ранее 1667 года или позже. Его разыскивали всюду, но он умел укрываться от самых тщательных поисков.

В. Верюжский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle