Источник

Иов, каноническая учительная книга

Иов, каноническая учительная книга, получившая свое название от имени лица, о котором она повествует (Ἰώβ, איּוב от איב «преследуемый» или от אוּב «кающийся, обращающийся к Богу»). По своему содержанию кн. Иова разделяется на три части: 1) пролог (гл. 1–2), 2) рассуждение по поводу главного вопроса (3–42, 6) и 3) эпилог (42, 7–17). В прологе сообщаются сведения о лице Иова и повод к излагаемым ниже рассуждениям. Непорочный и боящийся Бога, наделенный всеми земными благами, Иов подвергается, по воле Божией, тяжкому испытанию. По действию сатаны он лишается всего своего имущества, теряет внезапно всех своих детей и, затем, поражается от подошвы ног до темени тяжкой проказой. Получив известие о несчастьях Иова, три его друга, Елифаз феманитянин, Вилфад савхеянин и Софар наамитянин пришли разделить скорбь его и утешить. Семь дней и семь ночей сидели они безмолвно пред Иовом, созерцая страшную картину его страданий. Но наконец Иов скорбною речью нарушил это молчание и начал рассуждение, излагаемое писателем далее. Это рассуждение, составляющее содержание главной части рассматриваемой книги (3–42:6), распадается на три отдела: 1) речи Иова и трех его друзей (гл. 3–31:40), 2) речи четвертого друга: – Елиуя (32–37) и 3) речи Иеговы (38–40:6) с краткими ответами на них Иова. Предметом этих речей служит вопрос о причинах страданий Иова, переходящий, с течением разговора, в более широкий вопрос о причинах страданий праведников вообще. Основные мысли, раскрываемые в намеченных выше отделах, таковы. 1) Под гнетом тяжких страданий, Иов проклинает ночь своего зачатия и день рождения (Иов.3:1–10) выражает желание смерти (Иов.3:1–10) и недоумение по поводу посылаемых людям от Бога страданий (Иов.3:20–26). Разъясняя это недоумение, друзья Иова, говорящие в порядке возраста, стараются установить то общее положение, что в мире действует строгий закон мздовоздаяния, что невинный никогда не погибает, а наказанию подвергаются только нечестивые (Иов.4:7–11; Иов.8:8–19), счастье которых не может быть продолжительным (Иов.20:4–11). «Вспомни же», – говорит Елифаз – «погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов.5:7–8). Неоднократным повторением указанного общего положения (Иов.15:17–35) друзья желают навести Иова на мысль, что и его страдания являются последствием его грехов (Иов.4: 12–21), и что средством избавления от этих страданий служит покаяние (Иов.5:17–27).

Мысль о греховности Иова, как о причине его страданий, в конце беседы высказывается друзьями Иова уже ясно и прямо. «Верно злоба твоя», – говорит Иову Елифаз, – «велика и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев своих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе, а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился в ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. Зато вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (Иов.22:5–10). Отвечая на речи друзей, Иов старается показать неправильность их рассуждений. Он принимает основное положение своих друзей о действии в мире закона мздовоздаяния (Иов.27:11–23). Но, – вопреки своим друзьям, – Иов утверждает, что а) закон мздовоздаянии не всегда строго соблюдается, так как нечестивые нередко благоденствуют (Иов.21:7–34, Иов.24:1–25), а непорочные гибнут (Иов.9:22), и что б) этот закон несправедливо применен к нему. Раскрывая последнюю мысль, Иов многократно напоминает о тяжести своих страданий, превосходящей меру сил человеческих и не соответствующей величию Божию и степени ничтожности человека (Иов.6:7,10,14,19 и др.). Вместе с этим Иов решительно утверждает свою непорочность и, – в сознании своей невинности, в недоумении о всем происшедшем с ним, – он требует дерзновенно суда Божия. «Пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов.31:6). «Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал» (Иов.23:10–12). «Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мной борешься» (Иов.10:2; Иов.13:23–24; Иов.23:3–4). 2) Новая точка зрения на обсуждаемый Иовом и тремя друзьями вопрос излагается в речах четвертого друга – Елиуя, первоначально не принимавшего участия в беседе (Иов.32:1–5). В трех первых своих речах Елиуй подвергает разбору несколько общих мыслей, высказанных Иовом (Иов.33:8–9; Иов.34:5; Иов.35, 3).

По главному вопросу, занимающему собеседников, – именно по вопросу о причинах страданий Иова и праведников вообще, – Елиуй высказывает ту новую мысль, что испытания посылаются иногда с целью воспитательной: «чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов.33:17–18). В заключительной четвертой речи (Иов.36–37) Елиуй подробно раскрывает ранее мимоходом им высказанную мысль о величии Божием, направляя это раскрытие против образа мыслей Иова. 3) Третий отдел главной части составляют речи Иеговы. Эти речи имеют в виду привести Иова и его друзей к сознанию неразумного дерзновения проникнуть в тайны божественного мироправления. В первой речи Иеговы (Иов.38–39:30) изображаются божественная премудрость и всемогущество, величие дел, совершаемых на небе и на земле, в области неодушевленной природы и в мире живых существ. Указывая на эти непостижимые для человека дела, в области видимого мира, Иегова желает внушать Иову, что проявления божественного промысла в сложной жизни нравственных существ еще более для него недоступны. Во второй речи (Иов.40–41), – по поводу высказанного Иовом сомнения в божественном правосудии, – показывается несправедливость этого сомнения. Для сего изображаются могущество Божие и ничтожество человека даже в сравнении с некоторыми животными. Но всемогущество в Боге соединяется необходимо, – по природе самого существа Божия, – с внутренней правотой и святостью (Иов.34:17; ср. Ис.45:24). Таким образом, в речах Иеговы не дается прямого ответа на вопрос о причинах страдании Иова и праведников вообще. Но изображением божественной премудрости и всемогущества, действующих в мире, внушается мысль, что эти страдания не могут не иметь благой цели и глубокого смысла.

Последние стихи 42 гл. (Иов.42:11–17) составляют эпилог или заключение книги. Здесь сообщается о том, что Господь обличил друзей Иова, говоривших «не так верно», как он (Иов.42:8), и упоминается о последующей судьбе Иова после исцеления его от болезни.

Таковы основные мысли, раскрываемые в кн. Иова. Должно заметить, что это раскрытие не имеет строго логического характера. В изложенных в книге речах встречаются частые уклонения от обсуждаемого вопроса и лирические отступления... Особенно заметно это в первом отделе главной части, – в речах Иова и трех его друзей (3 – 31). Указанная черта является отличительной чертой древне-еврейской и вообще семитической письменности, и она должна быть принимаема во внимание при решении вопроса о неповрежденности кн. Иова. Многие исследователи признают нынешний состав кн. Иова не первоначальным. Они считают позднейшим добавлением к книге пролог (Иов.42:1–2) и эпилог (Иов.42:42:7–17), речь Иова (Иов.27:11-Иов.28:28), часть второй речи Иеговы (Иов.40:11-Иов.41:25) и все речи Елиуя (Иов.32–37). Некоторые исследователи, при этом, идут так далеко, что всю нынешнюю книгу Иова считают переработкой ее первоначальной редакции. Главным основанием для сомнений в первоначальности теперешнего состава кн. Иова служат указанный выше недостаток логической связи с предшествующим в отвергаемых отделах и несоответствие этих отделов с предполагаемою критиками идеей книги. Эти основания, однако же, не могут быть признаны убедительными. Требования строгой логичности и последовательности не могут быть предъявляемы к древним произведениям, и если, напр., описание животных в Иов.40:11-Иов.41:25 представляется современному читателю отступлением от стройного течения мысли, а речи Елиуя (Иов.32–37) только повторением сказанного ранее, то отсюда еще не следует, чтобы названные отделы не могли быть написаны автором главной части книги, пользовавшимся отличными от наших литературными приемами. Равным образом нельзя отвергать первоначальность некоторых отделов книги только в виду их несоответствия с основной идеей писателя, потому что эта идея обыкновенно произвольно навязывается современным исследователем. Можем ли мы, напр., сказать с уверенностью, что – по первоначальному замыслу автора – книга Иова должна была представлять критику учения о мздовоздаянии и что, поэтому, эпилог. книги, подтверждающий это учение, не может принадлежать самому автору? Есть ли у нас основание думать, что книга Иова, – по намерению ее автора, – должна была служить выражением скептицизма и что только «ортодоксальный » редактор переработал ее от начала до конца, дабы дать место в каноне «оригинальному произведению Sturm und Drang периода еврейской литературы?» Без сомнения, никаких, – и ничего не препятствует нам считать настоящий состав книги первоначальным. Должно, впрочем, заметить, что неповрежденным можно признать только подлинный текст книги. В текст же греческий, значительно уклоняющийся от еврейского, вошли некоторые позднейшие дополнения, и между ними важная прибавка, имеющаяся в конце книги: «писано же есть паки востати ему, с ними же Господь восставит его. Тако толкуется от сирские книги» и пр. Эта прибавка, сообщающая сведения о времени жизни Иова, не принадлежит к первоначальному составу книги: она вошла в текст из некоторой «сирской книги», – вероятно, из какого- либо мидрата на кн. Иова.

Происхождение кн. Иова. Из исагогических вопросов относительно кн. Иова самым запутанным и трудным является вопрос о ее происхождении. Данные, необходимые для решения этого вопроса, недостаточны, неопределенны и допускают самые разнообразные толкования их: одних исследователей они приводят к заключению, что кн. Иова есть древнейшее из произведений ветхозаветной письменности, других, наоборот, заставляют считать эту книгу позднейшим. При этом, до последнего времени между исследователями существовало разногласие даже относительно того, следует ли видеть в кн. Иова произведение чисто еврейское или же сохранившийся текст ее нужно считать переводным? В настоящее время признается вообще, что кн. Иова есть произведение еврейское, так как встречающиеся в ней арабизмы и арамаизмы немногочисленны, – в сравнении с чисто еврейскими словами и оборотами речи, – и не дают основания видеть в еврейском тексте книги перевод, а не оригинал. Местом происхождения книги, – вопреки мнениям Гитцига и Гирцеля, едва ли может считаться Египет. Такие выражения, как Иов.3:14, Иов.9:26 (ср. Ис.18:2), Иов.28:1–11 и Иов.29:18 не содержат ясных указаний на Египет, как местожительство автора кн. Иова. С другой стороны из Иов.40:18, где представляется особенно хорошо знакомым читателям книги Иордан, можно с уверенностью заключать, что книга составлена в Палестине. Обилие же в книге разнообразных сведений, значительное количество арабизмов, знакомство с жизнью пустыни (ср. Иов.39) указывают, по-видимому на юг Палестины, как место жительства автора.

Время написания книги Иова многочисленными исследователями ее определяется чрезвычайно различно, и нет столетия в ветхозатветной истории, к которому бы тот или иной автор не приурочивал происхождение рассматриваемой книги. Из разнообразных мнений по данному вопросу наибольшее число защитников и наибольшее количество аргументов имеют три следующие: 1) кн. Иова есть древнейшее произведение библейской письменности и составлена Моисеем во время пребывания его у Мадиамского священника Иофора; 2) кн. Иова принадлежит цветущему периоду библейской письменности – эпохе Соломона и есть, может быть, произведение этого мудрого царя; 3) кн. Иова есть позднейшая книга библейской письменности, происшедшая в век Ездры и Неемии, пред самым заключением канона. Столь значительное разнообразие мнении показывает, что вопрос о времени написания кн. Иова очень трудно решить с уверенностью, и что всякое решение его может быть только вероятным. Из указанных трех мнений, по-видимому, первое, защищавшееся некогда Мефодием, Ефремом Сир., Иеронимом, а также большинством средневековых экзегетов и из новых Михаэлисом, Яном, Штиром, Эбрордом (см. Соrnely, Introductio II, 2, р. 48–49), должно быть отвергнуто. Внешних свидетельств древних в пользу этого мнения нет, потому что свидетельство Талмуда (Тр. Баба Батра 14: «Моисей написал свою книгу, отдел о Валааме и Иова») не может иметь значения в виду существования в том же Талмуде многих иных преданий об Иове (Маrx, Тraditio rabbinorum de libr. V. Т. 1884, р. 25). Внутренние же основания рассматриваемого мнения не сильны. «Колорит глубокой древности», отличающий, – по мнению названных авторов, – кн. Иова, справедливо оспаривается другими исследователями и во всяком случае есть нечто субъективное. Факт существования в кн. Иова слов, встречающихся еще только в Пятикнижии (hesita – монета, schemez – малость, аchu – болотное растение, аbuddax – прислуга и нек. др.), не может служить доказательством написания кн. Иова писателем Пятикнижия, потому что и позднейший поэт, составивший кн. Иова, мог заимствовать эти слова из Пятикнижия. С другой стороны, обнаруживаемое в кн. Иова знакомство с различными отраслями человеческого знания (с астрономией, естествознанием, историей: ср. Иов.9:9, Иов.12:17–25, Иов.40, Иов.41), черты быта, современного автору (Иов.1:4, Иов.3:14–15, Иов.30:1–17), некоторые догматические представления книги (ср. Иов.28:20–22, Иов.2:1–7), а также указания Иов.22:24, Иов.28:16 довольно ясно свидетельствуют о том, что происхождения книги должно искать в более позднем периоде библейской истории. Поэтому на более твердой почве, несомненно, стоят те исследователи, которые считают кн. Иова произведением эпохи Соломона или века Ездры и Несмии.

Первое из этих мнений в древности принималось Григорием Богосл. и Иоанном Злат. Из новейших ученых к нему склоняются Геферник, Кейль, Каулен, Шенц, Корнели (Сornely, Introductio II, 2, р. 49–50). Оно принимается и в нашей учебной литературе. Основания этого мнения таковы: а) Кн. Иова есть одно из величайших произведений библейской письменности. Поэтому и происхождение ее естественно искать в том периоде древнеевр. письменности, который называется «золотым». б) Сравнение кн. Иова с другими (ср. Иер.20:11–18 и Иов.3:3–11, Иер.20:7–8 и Иов.12:4,19; Ис.19:5 и Иов.14:11, Ам.5:8–9 и Иов.9:8–9) показывает, что она произошла ранее книг пророческих и прежде кн. Притчей (ср. Иов.15:7 и Притч.8:22, Иов.28:18 и Притч.3:15), но после псалмов Давида (ср. Пс.39:14 и Иов.9:27, Иов.10:20, Пс.58:9 и Иов.3:16), т. е. в эпоху Соломона. в) Упоминание о растениях (Иов.8:11, Иов.9:26), замечательных животных (Иов.29:18, Иов.39:1 сл.), о величественных созданиях человека (Иов.3:14), о перлах и кораллах (Иов.28:18), золоте офирском (Иов.22:24, Иов.28:16), вообще интерес к внешней стороне жизни, следы процветания ее – также лучше всего подходят ко времени Соломона. г) Общая точка зрения, на которой стоит кн. Иова, более всего соответствует времени Соломона: с одной стороны, в книге видно проникновение религиозно-нрав. мировоззрения духом закона с другой – универсалистическая точка зрения, сильная рефлексия на закон, показывающая, что от появления закона протек уже значительный период времени. д) Наконец, отдельные догматические представления книги, именно идея шеола (Иов.26:6; ср. Иов.15:1), учение о божественной премудрости (Иов.28:20–21), соответствуют времени Соломона, насколько мы можем судить о нем по кн. Притчей. Нельзя не признать, что в своей совокупности изложенные аргументы являются очень сильными. Во всяком случае они не слабее аргументов, приводимых в пользу мнения о написании книги Иова пред заключением канона, в век Ездры и Неемии. Это мнение в нашей русской литературе настойчиво защищается в сочинении арх. (впосл. † еп. рижского) Филарета (Филаретова), Происхождение кн. Иова (Киев 1872). Ученый автор названного сочинения указывает такие главные основания для своего мнения: а) Кн. Иова имеет сходные места со всеми библейскими книгами, причем в ней почти буквально приводится и место из кн. пр. Малахии (ср. Иов.21:15–16 и Мал.3:14–15). Это сходство должно быть объясняемо предположением, что писатель кн. Иова был хорошо знаком со всей библейской письменностью до кн. Малахии включительно и что, значит, он жил не ранее времени пр. Малахии, современника Ездры н Неемии. б) В кн. Иова весьма много арабизмов; из этого, – по мнению названного автора, – следует заключить, что кн. написана в период особенно сильного сближения евреев с иноплеменниками, говорившими по-арабски, а таким было именно время Ездры и Неемии (ср. Неем.13:23–24). в) В кн., Иова, далее, встречается много ἅπαξ λεγόμενα т. е. слов и выражений, употребляемых только в этой книге; отсюда названный автор заключает, что кн. Иова была одним из самых последних произведений библейской письменности, потому что, – в противном случае, – ἅπαξ λεγόμενα ее были бы повторены каким-либо последующим писателем. г) Такие места книги Иова, как Иов.12:17–25, Иов.34:20–26, содержат, – по мнению арх. Филарета, – указание на события эпохи, непосредственно предшествующей плену вавилонскому, на происходившие тогда политические перевороты и, след., заставляют приурочивать время жизни писателя к позднейшему периоду евр. истории. д) Наконец, представление о сатане в том виде, в каком оно встречается в кн. Иова (гл. 1), принадлежит только позднейшему послепленному времени (ср. Зах.3:1. 1Пар.29:1). Трудно, конечно, с точностью установить сравнительную ценность изложенных выше аргументов, приводимых в пользу двух рассматриваемых мнений, но, по-видимому, можно признать, что черты кн. Иова, указываемые в сочинении арх. Филарета, не представляются необъяснимыми и для защитников мнения о происхождении книги в век Соломона. Так, наличность в книге арабизмов может соответствовать и времени Соломона, потому что в его царствование происходили оживленные сношения с соседними народами и в еврейский язык могло проникать много иноземных слов. Ἅπαξ λεγόμενα книги Иова нет нужды считать признаком позднейшего происхождения ее: возникши в эпоху Соломона, книга Иова, – при ее особенном характере, – также могла иметь много слов, не вошедших в язык других писателей. Названный выше автор придает весьма большое значение тому факту, что кн. Иова имеет сходные места со всеми библейскими книгами, в том числе и с книгою пр. Малахии. Но у нас нет твердых оснований во всех этих сходных местах видеть заимствование со стороны писателя кн. Иова: возможно, что некоторые места, в том числе и Мал.3:14–15, заимствованы из книги Иова. Если так, то сходные с позднейшими библейскими книгами места кн. Иова не исключают мысли о происхождении ее в век Соломона. Что касается ссылки в пользу мнения о послепленном написании рассматриваемой нами книги на Иов.12: 17–25 и Иов.34:20–26, то свидетельство этих мест неопределенно, и их нельзя приурочивать непременно к событиям, предшествующим плену: перевороты, о которых говорится в указанных местах, несомненно происходили и в более раннее время. Наконец, и представление злого духа, как клеветника (Иов. 1) и наветника, не есть ясная черта послепленного периода, так как это представление встречается уже в кн. Бытия (гл. 3).

Из сказанного видно, что защищаемое Григорием Богосл., Иоанном Злат. и авторитетными протестантскими и католическими экзегетами мнение о написании книги Иова в век Соломона с вероятностью можно считать наиболее обоснованным.

Исторический характер книги. По вопросу об историческом характере кн. Иова в библиологической литературе высказано три взгляда. Одни исследователи склонны считать кн. Иова строго историческим произведением, в котором события описаны так, как они происходили, а речи изложены так, как они произносились. Но уже в Талмуде есть замечание, что Иов никогда не существовал и не был сотворен, а есть только притча. Такого же мнения о содержании кн. Иова держались Юнилий афр., Феодор мопсуестийский. К нему склоняются и весьма многие новейшие экзегеты (Меркс, Зейнеке, Рейсс и др.), считающие кн. Иова поэтическим вымыслом, имеющим в виду какую-либо дидактическую цель. Наконец, есть и третье мнение, среднее между двумя первыми, когда видят в ней поэтическую обработку сказания об Иове. Последнее мнение и должно быть признано правильным. Взгляд на книгу Иова, как на строго историческое произведение, делает ее совершенно непонятной. Непонятным представляется и самый факт философской беседы во время тягчайших страданий, и поэтическая высокохудожественная форма этой беседы и, наконец, точная запись ее. Но, с другой стороны, трудно признать кн. Иова и чистым вымыслом. Для целей автора, развивающего ту или иную идею, естественнее всего было воплотить ее в такой личности, которая имеет исторический характер. Предание иудейское (Иез.14:14–20) и христианское (Иак.5:11) рассматривает Иова, как лицо историческое.

На востоке уже в глубокой древности существовали самые живые предания об Иове. Здесь указывали и место жительства Иова и место его страданий. Еще во время Иоанна Злат. многие пилигримы от концов земли направлялись в Аравию, чтобы видеть ту кучу навоза, на которой лежал Иов и лобызать ту землю, на которой он страдал. Столь живые предания не могли бы образоваться, если бы образ Иова был совершенно вымышленным. Несомненно, таким образом, что в основе книги Иова лежит историческое событие. Но общий характер книги показывает, что оно представлено поэтически. Разделить историческое зерно книги Иова и элементы поэтического творчества писателя, конечно, невозможно. Признается только, что существование Иова, его удивительная судьба и посещение его друзьями суть факты исторические.

При признании исторического характера кн. Иова является необходимость определить время жизни Иова. Должно сказать, что и этот вопрос, – подобно другим связанным с рассматриваемою нами книгой, – представляет непреодолимые трудности для разрешения. Трудности эти зависят, во первых, от того, что не может быть определено с полной уверенностью время составления книги Иова; во вторых – от невозможности отделить в книге историческую действительность от элементов творчества автора. Вследствие указанных трудностей время жизни Иова определяется исследователями весьма различно: одни считают Иова человеком патриархального времени, другие в условиях его быта, как они описаны в книге, находят признаки более позднего времени (в названном выше исследовании арх. Филарета Иов представляется современником пр. Даниила). Черты патриархального времени усматривают в следующих указаниях книги: 1) богатство Иова, как и богатство патриархов, заключалось в стадах мелкого и крупного скота (Иов.1:1 сл.); 2) Иов пользовался всеобщим уважением Иов.29:7–10,21–24) и вообще в его время, как и в период патриархальный, оказывалось предпочтение летам, особенно же старческому возрасту; 3) не будучи священником, Иов сам приносит жертвы (Иов.1:5), как приносили их патриархи; 4) во время Иова придается большое значение снам (Иов.33:15–16), как способу откровения божественной воли (ср. Быт.28:12, Быт.41); 5) долголетие Иова также соответствует времени патриархальному. Нельзя не признать подобные указания имеющими значение. Но с другой стороны трудно отрицать и то, что эти указания не решают окончательно вопроса. Отмеченные черты быта Иова мыслимы и для более позднего времени. С другой стороны, немало в книге и таких черт, которые прямо указывают на этот позднейший сравнительно с патриархальной эпохой период. Городская жизнь (Иов.39:7, Иов.29:7–8), общественный строй (Иов.12:17–24, Иов.20:15, Иов.27:16–17, Иов.24:2–11, Иов.35:9), состояние судопроизводства (Иов.29:16–17, Иов.13:27, Иов.30:5–6, Иов.14:17), военного дела (Иов.7, 1. Иов.14, 14. Иов.16, 14. Иов.39, 19–25, Иов.19:12, Иов.16:12–14), искусств (Иов.38:4–6), промышленности (Иов.28:1–11) – все это описывается во время Иова достигшим такой высоты, которая не соответствует нашим обычным представлениям об эпохе патриархов. Впрочем, мы не имеем. никаких оснований в отыскании времени жизни Иова доходить до времени вавилонского плена (арх. Филарет): черты личности Иова и его быта не представляют ничего не согласного и с эпохою Соломона.

Местом жительства Иова была земля Уц или – по тексту греч. – земля авситидийская (Иов.1:1). Под этой землей должно разуметь древний Васан, нынешний Хауран или Авран, т. е. восточную заиорданскую область, некогда принадлежавшую израильскому царству, а потом отнятую у него Азаилом, царем сирийским (4Цар.10:32–33). Друзья Иова были из соседних с авситидийской землей стран: Елифаз из Фемана, города в восточных пределах Идумеи (Иер.49:7,20; Иез.25:13; Авд.1:9), Вилдад из Савхеи (в том же Хауране), Софар из Ноамы, упоминаемой в числе городов колена Иудина (Нав.15:41), Елиуй из Вуза (Иер.25:23), страны, лежавшей к югу от земли Уц.

Как Иов, так и друзья его не принадлежали (за исключением м. б. Софара) к обществу избранного народа. Это были мудрецы языческого мира, сохранившие чистые понятия о Боге. Источником их знаний служили разум, непосредственное наставление от Бога, бывающее во сне (Иов.33:15–16), древнее предание или свидетельство отцов, видимая природа и история человека. Им были известны, по-видимому, и книги Моисеевы (ср. Иов.15:20–30 и Лев.26:16–37).

В. Рыбинский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle