Иосафат Булгак
Иосафат Булгак, последний западно-русский униатский митрополит. Происходил из небогатой польской дворянской фамилии, из римско-католической семьи (род. 1758 г.). Родственные связи его с пинским униатским епископом Георгием Булгаком направили его на давно уже проторенный польской шляхтой жизненный путь – в униатский базилианский орден и – чрез него – в униатские епископы. С 1768 по 1777 г. Булгак учился в жировицком базилианском училище. По принятии монашества отправился из Рим, где и получил высшее богословское образование в коллегии de propaganda fide (1782 – 1785 г.). В Риме греческим епископом посвящен в иеромонаха. Возвратившись из Рима со степенью доктора богословия, философии и канонического права, Булгак был учителем в Березвече и Жировицах, а в 1786 г., имея от роду 28 лет, исходатайствовал себе у короля номинацию в коадъюторы пинского епископа Иоакима Горбацкого с правом преемства; однако, несмотря на папское разрешение (в 1787 г.), это назначение осталось не осуществленным до смерти митр. Смогоржевского. Только в 1790 году митр. Ростоцкий утвердил номинацию и посвятил Булгака в епископа, и он, в звании епископа туровского, фактически управлял пинской епархией до закрытия ее после присоединения к России (1795 г.). С восстановлением униат. епархий при имп. Павле I еп. Булгак выдвинулся на кафедру самостоятельного епископа брестского (1798 г.); в 1817 году возведен в сан митрополита и оставался епископом брестской епархии до 1833 г., а в 1833 г. переведен на полоцкую кафедру, которую занимал до своей смерти (23 февраля 1838 г.), причем погребен по православному обряду в Сергиевском монастыре. (Сергиевой пустыни) под С.-Петербургом.
Как польский дворянин и питомец римской коллегии, Булгак всю жизнь был искренно предан папству и интересы униат. церкви понимал не иначе, как с латино-польской точки зрения – в смысле сближения унии с латинством и полонизации русского народа. Он был покровителем базилианского ордена, действовал заодно с базилианами и польско-национальной партией и всегда шел в разрез с митр. Лисовским. митр. Кохановичем и архиеп. Красовским, которые стремились оградить униатов от латинизации и полонизации, упрочить самостоятельность и благоустройство униатской церкви. По занятии брестской кафедры, Булгак во главе епарх. администрации поставил базилиан; им же вверил епарх. семинарию. В 1801–3 годах содействовал базилианам в их противозаконной попытке к восстановлению орденского строя; в 1810 году хлопотал о дозволении католикам вступать в базилианский орден, смотрел сквозь пальцы на совращения униатов в латинство и не заботился о нуждах епархии и белого духовенства. Закрытие виленского папского алюмната, незаконная продажа им алюмнатских зданий (1779 г.), уступка вилен. университету митрополичьего долга и продажа вилен. кафедральной церкви в 1808 г. (за что он получил Высочайший выговор). мероприятия его при разграничении брестской и митрополичьей епархий в 1809 г., нерадение о благосостоянии семинарии – все это свидетельствует, что Булгак преследовал главным образом свои личные интересы и интересы базилианского ордена. До 1817 г. деятельность Булгака и его партии парализовалась усилиями митр. Лисовского, архиеп. Красовского и митр. Кохановича. В 1817 г. Булгак, при помощи базилиан и своих друзей из польского дворянства, успел одолеть своего соперника по кандидатуре на митрополию – арх. Красовского и возведен в сан митрополита (27 янв. 1817 г.), чего настойчиво, но безуспешно добивался уже с 1809 года. В 1818 г., по званию митрополита, Булгак занял председательское место в униатском департаменте рим.-кат. коллегии и усердием к делам библейского общества приобрел расположение главноуправляющего духов. делами иностр. исповеданий кн. А. Голицына.
С возвышением Булгака началось восстановление господства базилиан в униатской церкви и оживление их полонизаторской деятельности. М. Булгак ввел представителя базилиан асессором в коллегию, старался возвратить ордену прежнее его положение, независимое от епископов, восстановить привилегию базилиан на занятие епископских кафедр и обеспечить за католическим дворянством право на вступление в орден. Для довершения торжества базилианской партии, главный и опасный своей неподкупностью противник базилиан – архиеп. Красовский, по их проискам, оклеветан и предан суду. Последнее обстоятельство имело решающее значение в дальнейшей судьбе митр. Булгака, его партии и всей унии. Архиеп. Красовский на аудиенции у государя имп. Александра I и пред правительством выяснил в истинном свете роль базилиан и действительные нужды унии и тем вызвал ряд энергичных правительственных мероприятий, направленных к благоустройству униат. церкви Опять воскресли заветы митр. Лисовского об ограждении русских униатов от латинизации и полонизации, о просвещении белого духовенства, о восстановлении восточной обрядности и восточных церк. порядков в строе приходской и монашеской жизни. Для осуществления новых задач выдвинулись новые деятели. Полонизаторы унии – базилиане после непродолжительной борьбы должны были отступить пред новым, русским направлением, которое под мудрым руководством Иосифа Семашки завершилось воссоединением униатов с православной церковью (1839 г.). С падением базилианского ордена м. Булгак, как человек партии, обнаружил свойственное ему бессилие и в последнее десятилетие униатской истории был безмолвным зрителем назревающих событий. Он не сочувствовал воссоединению, не принимал участия в подготовительных мероприятиях, но и не противодействовал им открыто, – лишь желал сам умереть в унии с католической церковью. С его смертью настал последний час унии.
Свящ. Андрей Ситкевич