Источник

Иосафат

Иосафат (в мире Иоанн) Кунцевич, униатский архиепископ полоцкий и витебский (1580–1623 г.), происходил из литовской благородной фамилии, которая со временем обеднела и переселилась во Владимир-Волынский. Здесь Гавриил Кунцевич, отец И. К. занимался торговлей и был выбран согражданами в должность лавника. В 1580 г. у него родился сын, названный при крещении Иоанном, которому впоследствии под именем Иосафата суждено было сыграть печальную и роковую роль в исторических судьбах западно-русской православной церкви. Первоначальное образование И. К. получил в виленской православной школе. Еще с детства, по свидетельству биографов его, отличался любовью к молитве и экзальтированным настроением. Около 1599 г., под влиянием известного в истории западно-русской унии Петра Аркудия, И. К. принял унию. Экзальтированный юноша, попавший в руки иезуитов, сделался горячим приверженцем унии. В 1604 г. он принял монашество, вступил в базилианский орден и был определен униатским митрополитом Ипатием Поцеем в виленский Троицкий монастырь. На первых порах И. К. здесь предался со всею ревностью аскетическим подвигам, а свободное от молитвы и богослужения время посвящал чтению священных книг и составлению собственных книг, направленных против православия. Между прочим, в это время И. К. было написано сочинение «о крещении св. Владимира», где доказывалась мысль, будто русская церковь первоначально была католической. В это же время И. К. близко сошелся с Иосифом Вельяминовым-Рутскиим, который 6 сентября 1607 г. вступил в базилианский орден. В конце 1608 г. или в начале 1609 г. И. К. был сделан священником, причем во все это время он вместе с Рутским принимал горячее участие в спорах с православными. В 1613 г. И. К. был назначен игуменом Бытенского базилианского монастыря и горячо принялся за устройство этой и Жировицкой обителей. Совершившаяся в том же 1613 г. смерть униатского митрополита Ипатия Поцея открыла путь к дальнейшему возвышению И. К. Его друг Рутский был назначен митрополитом, а И. К. занял его место архимандрита виленского Троицкого монастыря. На этом видном месте, где И. К. оставался до 1617 г., им было много сделано для благоустройства монастыря и для организации базилианского ордена. В это же время он продолжал составлять и издавать книги, направленные против православия. В 1617 г., по желанию Рутского, И. К. был назначен епископом витебским и определен коадъютором к полоцкому архиепископу Гедеону Брольницкому, человеку старому и слабому. В конце следующего 1618 г. Брольницкий умер и тогда же полоцким архиепископом был назначен И. К. В Полоцк И. К. прибыл с специальной миссией от митрополита Рутского, соответствовавшею и его собственному заветному желанию, – поднять унию в этом крае. И. К. и принялся, действительно, со всем свойственным ему усердием и рвением за осуществление этой миссии.

Он стал всячески теснить и преследовать православных: отнимал или закрывал церкви, изгонял священников, тягал в суд и тюрьмы их и мирян. Он был так не умерен в своих преследованиях, что даже сами католики и униаты осуждали его и останавливали. Напр., канцлер Лев Сапега пытался через посредство митрополита Рутского, хотя несколько, умерить И. К. Но последний не слушался ничьих советов и в своей мании преследования православных дошел до полного безумия. Он не дозволял православным совершать богослужение даже в домах, даже в шалашах за городом, хватал православных священников, мучил их и бросал в тюрьмы, издевался над православными святынями, называя, напр., их церкви «синагогами» и т. п. Даже латиняне предостерегали его, что за свои неистовства он не кончит добром. Но фанатик не унимался и изуверно хвалился, что за «унию святую» он не страшится и смерть претерпеть. И. К. сам напрашивался на смерть. В конце октября 1623 г. он отправился в Витебск и стал там преследовать и мучить православных. Терпение последних не выдержало, и 13 ноября 1623 г. они убили фанатика и труп его с привешенным камнем бросили в реку Двину, в самом глубоком месте. Такая расправа была, конечно, преступлением. Но И. К. был главным виновником его. Он погиб не за веру, которую нужно было распространять мерами любви и кротости, а за свои нехристианские изуверства и жестокости. «Смерть его», – справедливо говорит один из наших историков, – «не смерть христианского мученика, а нечто похожее на самоубийство». Конечно, жители Витебска заслуживали наказания. Но и каратель их действовал не по-христиански, а как мститель, с ненасытной яростью. Папа, узнав о смерти И. К, написал польскому королю, между прочим, следующее: «да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови схизматиков». Но этот меч уже действовал в Витебске. 19 жителям его были отрублены головы, около 100 других, бежавших из города, осуждены на смерть; имения их были конфискованы; город был лишен всех прав: ратуша его была разрушена; колокола отобраны у всех церквей, уже раньше захваченных на унию; были разрушены даже два шалаша за городом, в которых православные собирались на молитву. Папа похвалил короля за такую расправу с неповинными ни в чем согражданами убийц. И. К. был объявлен мучеником и причислен папой Пием IX в 1867 г. в качестве «патрона для России и Польши» к лику святых [как «священномученик», с церковным поминовением его 16 сентября: см. Prof. Nicolaus Nilles S. J., Каlendatium manuale utrinsque ecclesiae orientalis et occidentalis, t. I, еd. 2 (Wеniponte 1896), р. 278–280 и ср. ХLI. 402]. Он считается главным покровителем унии 4.

Протоиерей Ф. Титов

* * *

4

Кунцевич похоронен в Полоцке и на месте его убиения выстроен прекрасный храм. Останки его чтятся, как мощи святого; в 1769 г. в городе Беле (нынешней седлецкой губ.) они открыто были поставлены в униатской церкви для общего поклонения и, привлекая массы богомольцев, служили оплотом унии. Подлинность их, однако, не может считаться установленной с несомненностью, так как, находясь на территории, оспариваемой Польшей и Россией, они неоднократно меняли место. (П. Тычинин.)


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle