Иосафат, царь иудейский
Иосафат был одним из значительнейших царей иудейского царства. Сын благочестивого царя Асы и Азувы, современник израильских царей Ахава, Охозии и Иорама, он вступил на престол 35 лет и царствовал 25 лет (по общепринятой хронологии, 914–889, до р. X., по Кампгаузену, применительно к ассирийской хронологии, 876–852). История его царствования рассказана кратко в 3Цар.22:40–50 и подробнее в 2Пар.17–2Пар.21:1). Вступив на престол после Асы, вынужденного в свое время для защиты от напавшего на него израильского царя Ваасы искать помощи у сирийского царя, Иосафат прежде всего укрепляет свое царство против израильтян, наставив в пограничные с израильским царством города Иудеи и в города, отнятые у Израиля Асой, охранное войско, и строит новые крепости (2Пар.17:2,12), а в видах внешней безопасности заводит большое войско (2Пар.17:13–19). Меры эти обеспечивают внешнее спокойствие его государства. Царствование его, говоря вообще, было мирное: внешние войны, какие он вел, были ведены им, за исключением одного случая, против врагов израильского царства и в союзе с царями этого царства. Трудно сказать, кто первый, – израильский ли царь Ахав или иудейский Иосафат, – подал мысль о перемене враждебных доселе отношений между израильским и иудейским царствами на мирные и дружественные. Осязательным образом пользу такого рода отношений испытало на себе прежде всего израильское царство. Можно думать, что царь этого царства был и инициатором этой перемены. Поводом к ней могли послужить враждебные отношения сирийского царства (Венадад II в Дамаске) и начавшаяся уже опасность со стороны Ассирии (победа Салманассара II над Гадад-езером дамасским и Ахавом (?) израильским при Каркаре). Иосафат видел весь вред враждебных отношений между обоими царствами и присоединился к предложению союза; но он, к несчастию своему и своего государства, пошел еще далее и союз между царствами сделал родственным союзом между царствующими домами, женив своего сына Иорама на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели, дух которой она унаследовала (4Цар.8:18, 4Цар.11:1, 2Пар.21:6). Плодом союза между царями был поход Иосафата вместе с Ахавом против сириян с целью обратного отнятия у них Рамофа галаадского. Предварительно выступления в поход Иосафат послал узнать чрез пророка волю Господа относительно этого похода. И хотя пророк Михей предсказал несчастный исход похода, Иосафат все-таки продолжал участвовать в нем. Поход окончился неудачей: Ахав был смертельно ранен в сражении, и Иосафату грозила опасность быть убитым вместо Ахава (3Цар.22:1–35, 1Пар.18:1–34). При возвращении в Иерусалим, пророк Ииуй обличил его за его помощь нечестивому Ахаву (1Пар.19:1–3). Иосафат стоял в добрых отношениях и к приемникам Ахава, – его сыновьям: Охозии и Иораму. В качестве союзника, он участвовал в походе последнего против отложившихся по смерти Ахава от израильского царства моавитян. В походе участвовал и идумейский царь, подчиненный в то время Иосафату.
Самый поход шел чрез область иудейского царства в обход Мертвого моря с юга. В походе этом принимал участие пророк Елисей, оказавший особое внимание Иосафату. И этот поход, сначала успешный и доведший моавитского царя Мешу до принесения своего сына в жертву Хамосу, окончился для израильтян ничем (4Цар.3:4–27). Собственная война Иосафата с врагами иудейского царства окончилась благополучно. Моавитяне, аммонитяне и маонитяне, или поощренные поражением всего Израиля при Рамофе или из мести за вторжение союзных царей в пределы Моава, проникли с южной стороны Мертвого моря в Иудею и дошли даже до Енгедди, когда весть об этом пришла в Иерусалим. Внезапность нападения, многочисленность и близость врага привели Иосафата в сильное смущение. Как прежде в войнах израильских он желал знать волю Божию, так и теперь назначил всенародный пост и сам среди народного собрания обратился к Богу с пламенной молитвой о помощи. Тут же Дух Господа сошел на Иозиила, левита из сынов Асафовых, – и он ободрил царя и народ предсказанием полного поражения врага. Мужественно и с пением хвалебных песней выступили иудеи против врага, а в среде последнего произошла в то время какая-то междоусобица и он сам себя истребил; иудеям же оставалось только забирать его добычу. Долина, в которой собрались иудеи после собирания добычи для прославления Бога, получила отселе название «Емек-Берака», т. е. «долина благословения» (теперешняя «Берейкут» к западу от Фекои). Такое проявление помощи Божией еще более возвысило уважение Иосафата среди соседних народов и укрепило спокойствие его царства (2Пар.20:1–30). Филистимляне платили ему подать, аравитяне пригоняли мелкий скот – овнов и козлов (2Пар.17:11). Идумея была ему подчинена (3Цар.22:47). Внешнее спокойствие государства способствовало возвышению его материального благополучия (2Пар.17:12,18).
Иосафат сделал даже попытку возобновить торговое мореплавание по Красному морю. Вместе с Охозией, царем израильским, он построил корабли в Ецион-Гаверх, но корабли разбились вблизи этого места. Пророк Елиезер объяснил это кораблекрушение гневом Господа на Иосафата именно за его связь с Охозией израильским (2Пар.20:25–37). Когда потом Охозия снова предложил Иосафату построить корабли и управление ими вверить израильтянам, Иосафат отказался от возобновления мореплавания, видя в этом дело неугодное Богу (3Цар.22:48–50). В религиозном отношении Иосафат шел по следам своего отца Асы: он истребил из страны остатки безнравственного языческого культа, уцелевшие еще от преследования его Асой (3Цар.22:43,46), и не имел никакого общения с служением Ваалу (2Пар.17:36, 2Пар.19:3), но и при нем не были отменены высоты, т. е. служение Иегове на высотах (3Цар.22:43). Иосафат пошел еще далее своего отца. Сознавая, что путем простого истребления языческих культов нельзя утвердить народа в служении Иегове, он заботился о религиозно-нравственном просвещении своего народа. С этой целью он в третьем году своего царствования составил комиссию из 5 князей, 9 левиов и 2 священников, которые с книгой закона должны были ходить по всей Иудее и учить народ (2Пар.17:7–9). С той же целью он и лично посещал разные города своей страны от Вирсавии до горы Ефремовой (2Пар.19:4). Иосафат заботился и о правосудии. Он поставил судей по всем городам и напоминал им, что они творят суд не человеческий, но суд Господа. А в Иерусалиме он учредил верховный суд из левитов, священников и глав поколений, для решения по всем трудным делам, переносимым в него из местных судов. Смотря по различию между делами Господними и делами царскими, определялось и председательство в суде: при разборе дела Господня председательствовал первосвященник, при разборе дела царского – светский сановник (2Пар.19:5–11). – Так Иосафат значительно возвысил свое государство политически и укрепил религиозно-нравственно; но женитьбой сына своего Иорама на Гофолии, дочери Иезавели, он сам способствовал и ослаблению своего царства. Это последнее предвидели пророки, почему и обличали они Иосафата за его союз и дружбу с израильскими царями.
Проф. Протоиерей Ф. Я. Покровский