Иосафатова долина
Иосафатова долина: – это выражение принадлежит к числу слов ἅπαξ λεγομένων, ибо встречается в Свящ. Писании лишь в книге пр. Иоиля (Иоиль.3:2,12) и притом далеко не во всех переводах, а только в греческом, славянском, латинском, немецком и т. н. Выражением «κολὰς Ιωσαφάτ», «vаllis Josaphat», «das Thal Josanhat» они передают еврейскую фразу: «эмек йегосафат», буквально означающую: «долина, где судит Иегова» (у Феодотиона χώρα κρίσεως – место суда; в халдейском переводе – vallis divisionis judicii – долина разделения суда). В зависимости от первых переводов, усмотревших в данном речении собственное имя, и возник вопрос о местоположении долины Иосафатовой. При этом одни, напр., еврейский ученый Абен-Езра (XI в.) разумеют под нею долину к юго-востоку от Иерусалима в расстоянии трех часов пути (долина Фекое), где иудейский царь Иосафат поразил союзное войско моавитян и аммонитян (2Пар.20:1,20,26). Другие (бл. Иероним и Евсевий) видят в Иосафатовой долине долину между Иерусалимом и Масличною горой – долину Кедронскую, которая, по словам Освальда, получила подобное название от поставленного в ней памятника Иосафату (Еschatologie. 8. 359). К этой последней долине приурочивают место будущего суда иудеи, считающие за великое счастие быть погребенным в ней. Более неопределенно высказывается раввин Кимхи, замечающий, что Иосафатова долина – одна из долин, окружающих Иерусалим. Свое название она получила от имени Иосафата, устроившего здесь какие-либо промышленные учреждения. Но так как долина, где Иосафатом были поражены враги, получила с данного момента название «долины благословений» (2Пар.20:26) и под этим именем была известна при жизни автора кн. Паралипоменон, следовательно, и при пр. Иоиле (в половине IX в. до р. Хр.), а долина между Иерусалимом и Масличной горой называлась «царской» (2Цар.18:18) , «Кедронской» (4Цар.23:4, 2Пар.15:16), то уже нельзя допустить, чтобы пр. Иоиль усвоил той или другой местности новое собственное имя. «Эмек йегосафат» пр. Иоиля не есть собственное имя; это доказывается, Иоиль.3:14 (евр. 4, 14), в котором та же самая долина называется «эмек гехариц», т. е., по-видимому, собственное имя заменяется нарицательным «В долине, где судит Иегова», совершится суд над народами, рассеявшими Израиля (Иоиль.3:2). И как неизвестно место суда, так точно не открыто и время его наступления.
[См. еще статьи «Иоиль» и «Досафат"].
Свящ. А. Петровский