Иорк
Иорк (York, по-римски Eburacum, по-англосаксонски Еоferоwie, переделанное датчанами в Yorvick, откуда происходит настоящее название города – York), город средней Англии, в древности носивший название Нортумбрин; служит местопребыванием второго примаса Англии – архиепископа иоркского. Город этот очень древнего происхождения, но его сравнительно точная история начинается только со времени завоевания Британии римлянами в 70 – 80 г. до р. Xр. Как рано появилось здесь христианство, трудно точно сказать. Первая точная дата в церковной истории города падает на 314 г. по р. Хр. В этом году епископ Иорка Эборус присутствовал на соборе в Арле (Аrles), в актах которого он назван «episcopus de сivitate Еburacensi», а по достоинству чести поименован первым среди британских епископов. Были епископы Иорка и на соборах в Никее, Сардике, Аримине. Затем в истории Иорка и его кафедры наступает темный период. Англосаксонское нашествие, вероятно, уничтожило раннейшую христианскую церковь и возвратило Нортумбрию к язычеству. Нужно было вновь насаждать христианство, и эта миссия была начата Павлином, первым архиеп. Иорка. Король Нортумбрии Эдвин (Еdwin) пожелал жениться на дочери короля кентского. Так как невеста была христианкой, то она взяла с собой духовника, которым и был Павлин, посвященный в епископы Иустом кентербюрийским. Миссия Павлина имела громадный успех; в 627 г. он крестил самого короля Эдвина. Последний признал Павлина епископом Иоркским (627–633 г.). По смерти Эдвина в Нортумбрии наступило время анархии, от которой сильно пострадало христианство. Восстановлено оно было при короле Освальде (Oswald), который, однако, пригласил миссионеров не с юга, а с севера, с острова «Иона» (Jona), миссионеров кельтской церкви, пережившей все языческие нашествия на Англию.
В 635 г. прибыл с острова Иона в Нортумбрию епископ Айдан (Аidan), и с этого времени здесь начинается борьба двух влияний – влияния церкви кельтской, более древней и национальной, и влияние церкви римской, которая появилась на острове со времени миссии Августина (597 г.). Борьба эта достигла высшего напряжения при короле Альфреде. Предводителем римской партии был Вильфрид Whitby, 664–678 г.), отстаивавший интересы Римской церкви на соборе в Витби (Whitby) в 664 г. Кельтская партия, в лице еп. Кольмана (Colman), должна была уступить. Но во время отсутствия Вильфрида король Осви (Оsоy) вновь назначил представителя кельтской ц. Чада (Сhаd), архиепископом Иорка. Это вызвало вмешательство архиепископа Феодора кентербюрийского, который посоветовал Чаду уступить кафедру для Вильфрида. Последний был одним из знаменитейших архиепископов Иорка. В его лице католичество имело видного представителя культурных начал, проводимых им, и оно не могло не выиграть в борьбе с партией кельтской. Последняя сошла со сцены в лице Чада. Вильфрид же начал борьбу с Кентербюри за независимость. Эта борьба продолжалась долгое время и является одним из интереснейших фактов в истории иоркской кафедры. Вильфрид искал поддержки против Кентербюри у папы и получил ее, но все же Иорк, видимо, был подчинен Кентербюри. В 734 г. еп. Эгберт (Еgbert) иоркский получил паллиум от папы, и с этого момента архиепископы севера по временам были независимы, и особенно после датского нашествия в 867 г. Но в 945 г. был положен конец датскому владычеству, и вновь поднимается вопрос о независимости и первенстве. Борьба началась при первом архиепископе норманском Томасе Бейо (Тhomas of Bayeux 1070 – 1100 г.). Он отказался подчиниться Ланфранку (Lаnfraue) кентербюрийскому и обратился с апелляциею в Рим. Папа счел более благоразумным передать это дело самому Вильгельму Завоевателю. На местном соборе в Англии решено было, что Т. Вейб должен принести присягу в подчинении лично Ланфранку, но не его преемникам. Тогда же архиеп. иоркский утратил часть своего диоцеза, епархию вустерскую (Wоrcester), перешедшую к Кентербюри. Позднее он лишился Линдсея, Линкольна, а затем и вся шотландская ц. была изъята из-под его ведения. Борьба, однако, продолжалась. В 1114 г. Терстан (Тhurstan) был возведен на кафедру Иорка; он отказался от присяги, получил свое посвящение от самого, папы Калликста II, в Реймсе, и выхлопотал от него буллу на независимость от Кентербюри. На время Иорк выиграл в борьбе. При Генрихе II ссора вновь началась; на этот раз борьбу вел Рожер иоркский (Roger de Pont l'Eveque; 1154 – 1181 г.) с Фомой Беккетом и его преемниками. Закончилась эта борьба уже при архиепископе Иорка Джоне Торсби (John Thoresby; 1352 – 73 г.), когда папа Иннокентий VІ своею властию решил, чтобы архиепископ кентербюрийский считался «примасом всей Англии», а архиепископ Иорка просто «примасом Англии».
Во время реформации Иорк сначала стоял на стороне католической, но затем постепенно перешел на сторону протестантскую. Последний католический архиепископ Неаth был низложен в 1559 г. При Иакове II были сделаны попытки на восстановление католичества в Англии, но они не имели никакого успеха в Иорке.
Современное положение архиепископа Иоркского может быть представлено в следующем виде. Он носит титул «примаса и митрополита Англии», а по достоинству чести стоит выше всех пэров Англии, кроме архиепископа кентербюрийского и лорда-канцлера. Он совершенно независим от Кентербюри и имеет равную власть с архиепископом последнего. Решения Кентербюри не обязательны для Иорка. В ведении архиепископа иоркского находятся 10 епархий (York, Durham, Саrlise, Сhester, Linerpool, Маnchester, Neоcastle, Rиpon, Sodor, Маn и Оakefиeld), епископы коих называются его суффраганами. Как архиепископ области, он должен наблюдать за суффраганами и низшим клиром, утверждать выбранных на епископство, поставлять их, созывать конвокации, хотя и с разрешения короля, выслушивать аппеляции от суффраганов, заботиться о церковном управлении епархии (в случае смерти ее епископа), подвергать суду епископов за нарушение церковных канонов и лишать их кафедры. Об избрании архиепископа иоркского должно доводить до сведения архиепископа кентербюрийского и двух или четырех епископов, чтобы: утвердить и посвятить избранное лицо на, кафедру иоркскую. Последней никто не может лишить архиепископа, кроме одного короля. В своей епархии, Иорке, архиепископ имеет епископскую власть; по смерти его, до избрания нового, управление на время переходит к декану и капитулу каноников собора. Архиепископу иоркскому принадлежит привилегия коронования королевы, постоянным капелланом которой он и состоит.
Иорк знаменит также своим кафедральным собором, который принадлежит к замечательнейшим образцам готической архитектуры. Начало ему было положено еще в VIII в., но древнейшие постройки постепенно исчезли, а настоящее здание воздвигнуто было главным образом в XIII и ХIV веках. В этом соборе особенно хорошо сохранились в окнах цветные стекла с картинами (glass painting), представляющие одно из главных украшений готических храмов вообще. По длине собор считается вторым в Англии (524 фута) после винчестерского, а по архитектурным достоинствам и внутреннему величию справедливо называется «королем соборов».
К. Фаминский