Источник

Иоанн иерусалимский

Иоанн иерусалимский. В православной противоиконоборческой литературе VIII в. существует несколько сочинений, автором которых рукописи называют то св. Иоанна Дамаскина, то Иоанна монаха, иерусалимлянина, то, наконец, Иоанна, патриарха иерусалимского. Из них напечатаны среди сочинений св. Иоанна Дамаскина, как spuria, следующие: Λόγος ἀποδεικτικὸς πρὸς Κωνσταντῖνον τὸν Καβαλλῖνον (Migne dr. ХLV, 309–344), Διάλογος στηλιτευτικός (ХLVІ, 1347 – 1362; СIХ, 501–516) и коротенькая Διήγησις о происхождении иконоборства (СIХ, 517–520). Для ученых, полагающих кончину св. Иоанна Дамаскина до 754 г., его авторство исключается уже тем, что оба названные более крупные произведения говорят о ряде событий 750 – 780 годов, как-то: об иконоборческом соборе 754 г., о казни патриарха Константина в 767 г., о кончине императора Константина V в 775 г. Однако формула анафемы 754 года на Дамаскина, приводимая в доказательство, что в это время его не было уже в живых, отнюдь этого не означает, и в высшей степени вероятно, что Дамаскин умер гораздо позднее. Тем не менее трудно поверить, что он автор названных произведений [см. выше стлб. 8 у А. А. Бронзова «Иоанн Дамаскин"]: при известных достоинствах, они и по языку и по содержанию все же далеко ниже несомненных трудов Дамаскина, а первое еще и не оригинально, представляя собою (даже в первоначальной, рукописной, редакции) переработку диспута некоего епископа Космы с Георгием с Масличной горы при помощи ранних сочинений самого же Дамаскина. Принимать для названных произведений нескольких авторов располагает заметная разница в их слоге; но в данном случае это признак обманчивый, так как Λόγος почти сплошь не оригинален, а Διήγησις; слишком коротка и представляет собою простую докладную записку, составленную спешно и в литературном отношении совершенно необработанную; таким образом, один только Διάλογος может считаться образчиком собственного литературного слога автора. Итак, по правилу: sine саusa efficiente auctores non multiplicandi естественнее всего считать автором всех трех произведений одного какого-либо Иоанна, иерусалимского монаха, и при том отличного от Дамаскина. Никакого патриарха Иоанна в Иерусалиме за идущий в расчет период история не знает и есть веские данные за то, что такого вовсе не было. Зато автор Διήγησι’а известен с полною несомненностью: это пресвитер и патриарший синкелл Иоанн, местоблюститель антиохийского и иерусалимского патриархов на седьмом вселенском соборе 787 г. Такое его положение очень просто объясняет, почему некоторые рукописи зовут его архиепископом иерусалимским: превратить патриаршего местоблюстителя (τοποτηρητής) в патриарха было столь же естественно, как мы в небрежной речи называем министром – управляющего министерством или профессором – исправляющего должность профессора.

Со всем тем тожество автора всех названных псевдо-Дамаскиновых творений с Иоанном местоблюстителем только вероятно, но не более. Если принять это тожество, то биография Иоанна и его деятельность представятся в таком свете. Он родился, вероятно, в Сирии или Палестине, м. б. в самом Иерусалиме, в начале второй четверти VIII в., постригся в Иерусалиме и в 60-х годах был синкеллом иерусалимского патриарха Феодора; к этом звании он участвовал в соборном деянии трех восточных первосвятительских кафедр против иконоборца-епископа Космы епифанийского и составил от лица трех патриархов соборное обличительное послание на императора Константина и на еретический собор 754 года (не напечатано до сих пор). Сведения о византийской ереси и материал для полемики он взял отчасти из творений Иоанна Дамаскина, отчасти из проповедей и диспута с одним епископом-еретиком (тоже Космою) некоего старце Георгия, подвизавшегося на горе Масличной в восточном Тавре (ныне Зейтун) и за православие погибшего в византийской тюрьме около 753 г. (Этот Георгий, вероятно, одно лицо с анафематствованным иконоборцами в 754 г. Георгием кипрянином. Запись его проповедей сделана была бежавшим за сирийскую границу его учеником Феосевом). В 769 – 770: г. Иоанн составил Διάλογος στηλιτευτικός (заглавие едва ли ему принадлежит), т. е. полемическое вероизложение против иконоборцев. В восьмидесятых годах Иоанн, как кажется, за вдовством иерусалимской кафедры стал синкеллом антиохийским и в этом звании был уполномочен восточными епископами быть представителем антиохийской и иерусалимской патриарших кафедр на 7-м вселенском соборе. Он прибыл в Константинополь в 785 г. и привез с собою свои обличительные труды, из которых послание здесь, им самим или другими лицами, было дополнено и переделано в речь и приобрело значительную известность и влияние (это напечатанный Λόγοςἀποδεικτικός). На соборе им представлена была краткая докладная записка о происхождении иконоборства на сарацинской и иудейской почве (Διήγησις). По окончании собора Иоанн остался на всю жизнь в Константинополе, – вероятно, в клире Великой Церкви при патриархе Тарасие, – и пытался примирить патриарха со Студитами в известном деле о незаконном разводе и браке императора Константина VI. За его тожество с еп. Иоанном еврейским прямых данных нет. Год кончины его неизвестен.

Б. Мелиоранский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle