Источник

«Дух христианина»

«Дух христианина», духовно-литературный журнал, начал выходить с сентября 1861 г. в Петербурге, но цене без пересылки 3 р. 50 к. в год, с перес. 4 р. Журнал вызван был пробудившеюся в народе «потребностью веры и благочестия», искавшей удовлетворения, между прочим, и в духовно-­назидательном чтении, и не вполне удовлетворенной существовавшими духовными журналами. Журнал задумал вопросы веры и христианской жизни решать сколько возможно ближе и приспособительнее к нравственно-религиозному состоянию современного ему общества. Задачею являлось общедоступное изложение предметов веры и раскрытие духа истинного христианства приспособительно к требованиям жизни народа, «во всех видоизменениях жизни – церковной, умственной, нравственной и общественной». Цель была та, что «христианство глубже и глубже будет проникать во внутренние основы жизни народа». Программа состояла из трех отделов: учено-литературного, критико-библиографического и смеси. Каждый отдел имел свою нумерацию. Редакторами-издателями были священники: Петропавловского собора Димитрий Флоринский, Спасобочаринской церкви Иоанн Заркевич, Смоленско-кладбищенской церкви Иоанн Флеров и Христорождественской церкви на Песках Александр Гумилевский, который был душою всего дела и вел третий отдел. В объявлении о подписке на второй год, точнее формулируя свои задачи, редакция сводила их к религиозно-­нравственному просвещению народа путем церковной школы, проповеди и приходских братств. В первый год издания журнал находился в фактическом распоряжении о. Гумилевского и принял, по собственным его словам, направление религиозно-­практическое. Но затем, под влиянием других соредакторов, журнал стал принимать характер учено-полемический (с материализмом, Ренаном и т. д.). Одновременно он стал терять своих подписчиков, так что к началу третьего года мог выходить уже только раз в 2 месяца, соединяя две книжки в одну. Издатели несли большие убытки, потеряли каждый на журнале по 2000 р., не считая дарового труда. Дело разрешилось тем, что продолжение издания взяли на себя только двое из прежних издателей: оо. Гумилевский и Флеров; перемена эта вызвала некоторый перерыв, и «Д. Х.» свой 4-й год начал, вместо сентября 1864 г., с января 1865 г. Новые издатели объявляли, что журнал, вместо учено-богословского сборника, каким сделался в последнее время, опять станет общедоступным; обещали ввести «притчи, изложенные в виде живых рассказов», в том предположении, что «рассказ – самое лучшее средство для проведения в сознание общества каких-либо убеждений» и что, вслед за светской, «пора и духовной журналистике прибегать к помощи фантазии и религиозного чувства для религиозно-нравственных целей. Жизнь и дело объявлены были главным содержанием журнала»: «идти вместе с жизнью, следить за жизнью, не опускать без внимания ни одного жизненного явления, поддерживать, одобрять жизненных деятелей, а если нужно – обличать, умолять их». «Сильное развитие враждебной религии и церкви светской журналистики требует противовеса со стороны духовной журналистики». «Время такое, что служителям Христовым надобно забыть свой материальный интерес и проповедовать уже не с церковных только кафедр, а из-за редакционных письменных столов», ибо «журналы читаются тысячами образованных людей, а церковные кафедры окружаются, большею частью, простыми людьми. В соответствии со всем этим в журнале расширен был третий отдел, разросшийся в «современное обозрение – русское и иностранное», «провинциальный» и «епархиальный» листок («Д. Х.» 1865 г., I). Скоро журнал заявил, что «пора, так называемых, ученых, т. е. отвлеченных, сухих, ни которой стороной не приложимых к жизни, разглагольствований, чем так любила щеголять духовная журналистика в былые времена, миновала»; «народно-православная жизнь вступает во все права». И журнал решил во всякой форме – домашнего собеседования, церковной проповеди, рассказа – давать «чтение, прямо подходящее к желаниям крестьянства, – чтение с церковной ли кафедры, или для домашнего употребления прихожан». Появились, между прочим, «вечерние беседы с крестьянами», написанные тем псевдонародным языком, который теперь так резко разит грубою подделкой, а в свое время был в довольно большом спросе. Сентябрьской книжкой 1865 г. журнал закончил свое существование.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle